О быте

Автор: Георгий Башилов
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №22

В заключение — о вещах и технологиях, которые уже начали менять наш быт и грозят в ближайшее время изменить его окончательно.

В последнее время одной из господствующих тенденций в информационных технологиях является их интеллектуализация, унификация и упрощение применения. Наряду с «умным домом» интеллектуальный «seamless computing» уже несколько лет выступает главной темой крупнейших профессиональных и потребительских выставок и конференций.

Попытаемся рассмотреть процесс интеллектуализации технологий на конкретных примерах:

- следующем поколении информационных сетей — NGN;
- «умных» телефонах-смартфонах — с учетом сглаживания границ между различными «умными» устройствами и утилитарными гаджетами;
- процессе «одомашнивания» компьютеров — их перехода в разряд бытовой электроники и появления новых гибридных домашних устройств на базе технологий и решений, применяемых в традиционных персональных компьютерах.

Сети для умных

Внедрение сетей NGN на территории России началось в прошлом году. Пока поступь NGN-решений неспешна, и кроющееся за аббревиатурой определение Next Generation Network (сеть следующего поколения) известно лишь немногим участникам рынка связи и их клиентам, причем каждый из них вносит в это понятие свое собственное видение. В мае на «Связь-экспокомм 2004» корпорация Marconi, лидер в SDH-технологиях (то есть сетях нынешнего поколения), объявила о намерении развивать NGN на российском рынке в сотрудничестве с одним из столичных операторов связи.

Реалии российского рынка таковы, что операторам связи и поставщикам оборудования в процессе развития своих сетей очень трудно придерживаться намеченных планов. Большинство аналитиков залогом успеха справедливо называют развитую сетевую инфраструктуру. Однако помимо наращивания мощностей перед участниками инфокоммуникационного рынка стоит еще одна не менее важная задача — организация эффективного менеджмента предоставляемых услуг.

Именно NGN является тем экономически эффективным решением, в котором нуждается оператор в условиях возрастающей конкуренции. Каждая сеть оператора (ТфоП, СПД и пр.) нуждается в комплексном обслуживании. При запуске новых видов услуг всегда требуется установка дополнительного оборудования или модернизация и настройка уже действующего — как на стороне оператора, так и клиента. NGN же представляет собой гетерогенную мультисервисную интеллектуальная сеть, в рамках коммуникационной среды которой создается и реализуется единый подход к техническому обеспечению и предоставлению инфокоммуникационных услуг.

В NGN используется принцип, подобный тому, что применяется в Интернете. Вместо традиционной связи «точка — точка», где не обойдешься без прямого канала между участниками коммуникации, действует принцип «каждый с каждым». Этот подход является основой экономической эффективности NGN — все информационные ресурсы и услуги доступны клиенту независимо от месторасположения (как ресурса, так и потребителя услуги).

Управление разнородным трафиком в рамках транспортной сети NGN осуществляется посредством программных коммутаторов — именно в них и заключается интеллектуальная природа сети нового поколения. В то же время, именно благодаря ее «всеядности» и работе с любым трафиком, NGN называют «глупой сетью». Но ее «интеллект» заключается не в подходе к трафику, а в периферии: у клиента, использующего NGN-решения, отпадает необходимость разбираться в оборудовании, он абстрагируется от технологий, ему больше не нужно разбираться в протоколах и стеках — сеть все сделает за него.

В рамках NGN нет необходимости разделять различные коммуникационные услуги — есть общая «услуга связи». Подключаясь к NGN, клиент получает не просто канал связи и какой-то определенный набор информационных сервисов и ресурсов — он может самостоятельно определять, какой именно тип трафика (услуг) необходим в рамках «услуги связи» — будь то IP-телефония, ISDN, международная связь, видеоконференции, доступ к услугам классической интеллектуальной сети и т. д.

Для начала работы с новым (незадействованным до определенного момента) типом трафика (услугой) клиенту необходимо лишь послать запрос, на основании которого оператором будет проведена быстрая (в большинстве случаев — автоматическая) конфигурация программных интерфейсов и механизмов контроля качества обслуживания. При всей технической закрытости взаимоотношения клиента и оператора NGN прозрачны — единая платформа контроля трафика и система биллинга предоставляют клиенту не только удобство оплаты, но и играют роль дополнительного инструмента self-provisioning — четкого определения и самостоятельного управления объемом и структурой потребляемых инфокоммуникационных услуг. В результате любой бизнес может конфигурировать «услугу связи» так, чтобы она отвечала его реальным потребностям.

Что же дает NGN операторам? Во-первых, сокращается себестоимость введения в эксплуатацию новых сетей. Вместо создания нескольких «профильных» коммуникационных сетей оператор сможет организовать и обслуживать единую сеть передачи данных, что означает сокращение затрат как на этапе начальных инвестиций и проектирования, так и в процессе обслуживания. NGN обеспечивает высокую скорость выхода на рынок с максимально широким набором коммуникационных услуг и с высочайшим уровнем оперативности реагирования на запросы клиентов. Клиенты, в свою очередь, получают модульное аппаратное решение, посредством которого легко активировать и получать необходимую инфокоммуникационную услугу.

Создавать и развивать решения NGN операторов побуждает необходимость диверсификации услуг связи. При понимании значения грамотного менеджмента предоставляемых услуг операторы, желающие перейти на NGN, нуждаются в значительном расширении каналов связи. Этот процесс осуществляется не только за счет строительства новых широкополосных оптоволоконных магистралей, но и за счет расширения коаксиальных сетей и абонентской инфраструктуры. Между тем преимущества строительства единой транспортной сети перед развитием множества сетей доступа очевидны.

Речь идет о конвергенции инфокоммуникационных сервисов. Получение и передача данных, голоса, видео, игровых и телевизионных сервисов будет происходить в рамках одной сети и будет доступно пользователю изначально, как единая услуга. Для обычного пользователя с приходом NGN сотрутся границы между различными необходимыми ему сервисами. При объединении множества сервисов в «инфокоммуникационную услугу» пользователь получает возможность одновременного использования сетевой инфраструктуры для организации охранных систем, конференц-связи (как видео, так и VoIP), просмотра телевидения и получения сервисов Video-on-Demand, а также участия в новом поколении онлайновых многопользовательских игр, правила которых будут справедливы не только в рамках игровых серверов, но и за их пределами и действовать в подключенном к Сети офлайне. На игровой выставке E3, прошедшей в Лос-Анджелесе в мае, был продемонстрирован прототип игровой приставки, позволяющей использовать игровой контент не только на носителях, но также загружать его из Сети и использовать базу игр по схеме «игровые сервисы на подписной основе». Над концепцией консоли смеялись в течение двух лет, руководство компании-разработчика обвиняли в прожектерстве. В результате консоль получила Best of Show.

Но не играми едиными — на базе NGN будут работать системы социальных опросов и телевизионного голосования, музыкальные сервисы. NGN позволят объединить музыкальный центр, телевизор, радиоприемник, игровую консоль и ПК в универсальное медиа-устройство, центр домашних развлечений и получения информации.

стр. 2 >>


<<Портрет в цифровом интерьере
Все материалы номера
О досуге >>