Новости
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №20
Страница 2 из 5. Вернуться на первую страницу. Напасти в голубомВ настоящее время в мире насчитывается примерно 250 миллионов ноутбуков, КПК, сотовых телефонов и прочих аппаратов, поддерживающих технологию беспроводной связи Bluetooth, а по прогнозам InStat/MDR, к 2006 году суммарная численность «голубозубых» достигнет миллиарда. И хотя все Bluetooth-устройства имеют встроенные средства безопасности, подавляющее их большинство продается с отключенной по умолчанию защитой — ради максимального дружелюбия и легкости освоения удобной технологии. Многие владельцы Bluetooth-аппаратов даже если и знают об их широких коммуникационных возможностях, часто не задумываются о потенциальных угрозах. Между тем постоянно открытый Bluetooth-порт предоставляет массу возможностей для злоупотреблений. Примерно с осени 2003 года регулярно появляются известия о все новых видах атак через этот канал (см. «КТ» ## 522, 530). Наиболее популярная — Bluejacking — является и самой безобидной, поскольку лишь позволяет отправлять на аппарат жертвы анонимные текстовые сообщения, похожие на SMS. Но уже известны и более серьезные атаки, такие как Bluesnarfing (незаметное похищение через Bluetooth конфиденциальной информации из записей адресной книги, план-календаря или электронной почты) и Bluebug (опора на возможности Bluetooth в целях несанкционированного использования чужого аппарата для собственных звонков, отправки и чтения SMS, подключения к Интернету). Одновременно в продаже появились адаптеры, увеличивающие дальность действия Bluetooth-связи со стандартных 10–15 до 100 и более метров. Вероятно, первой фирмой на общедоступном коммерческом рынке, взявшейся поставить Bluetooth-коммуникации под строгий контроль и мониторинг, стала американская AirDefense (штат Джорджия), специализирующаяся в основном на защите беспроводных компьютерных сетей Wi-Fi. В мае она запустила в продажу систему AirDefense BlueWatch (www.airdefense.net/products/bluewatch/ ), позволяющую корпорациям «выявлять на своей территории работу враждебных и небезопасных Bluetooth-устройств». Среди основных функциональных возможностей BlueWatch перечисляются следующие: опознание различных типов Bluetooth-техники, включая ноутбуки, КПК, клавиатуры и сотовые телефоны; установление ключевых атрибутов выявленной аппаратуры, в том числе устройства, фирму-изготовителя и интенсивность сигнала; наглядное графическое отображение коммуникаций и взаимного соединения различных устройств друг с другом; определение сервисов, доступных каждому из устройств, включая сетевой доступ, факсимильную связь и аудиошлюз. Ориентировочная стоимость системы BlueWatch — 295 долларов, она предназначена для работы на любом стандартном ноутбуке с ОС Windows XP/2000. — Б.К. И что же в этом удивительного, спросите вы? Дело в том, что в отличие от других компонентов пакета, которые и так бесплатны, компилятор C++ до сих пор поставлялся только в составе MS Visual Studio, которая «ой как платная» — от $109 до $1079 в разных конфигурациях (некоторые версии компилятора раздавались даром — но это были либо бета-версии, либо упрощенный неоптимизирующий компилятор, малопригодный для разработки коммерческих программ). Поскольку корпорация не сопроводила событие ни пресс-релизом, ни даже куцым комментарием, а сделала вид, что выпуск бесплатных программ — для нее вполне обычная практика, известие дало массу пищи для досужих домыслов и догадок на тему: какой же дьявольский план вынашивает Microsoft на сей раз. Самые расхожие версии: корпорация хочет приучить как можно больше разработчиков «к хорошему», а затем вновь сделать компилятор платным; Microsoft стимулирует рост продаж Visual Studio (которая, помимо компилятора, включает в себя визуальную среду разработки, IDE); софтверный гигант пытается резко увеличить количество программ под Windows, чтобы повысить привлекательность ОС для пользователя (будто сейчас этих программ мало?). Впрочем, ни одна из этих смелых версий какими-либо фактами, конечно, не подтверждается. Следует заметить, что есть некоторые неясности с политикой лицензирования Visual C++ Toolkit. Лицензия составлена так, что из нее не вполне понятно, можно ли с помощью пакета компилировать коммерческие программы. Однако настырные российские разработчики, обратившиеся в региональное представительство Microsoft, получили оттуда недвусмысленный ответ: «Да, можно». К слову, практически одновременно с появлением бесплатного Visual C++ корпорация пошла на еще более странный шаг — передала свою библиотеку WTL в руки сообщества Open Source. Библиотека для создания компактных Windows-приложений, которая с самого рождения была «нелюбимым ребенком», завоевала приверженность множества разработчиков — так что такой ход в общем-то логичен. Но каков «идеолог проприетарного софта»! — В.Ш. Lycos, как и Google, предлагает гигабайтный почтовый ящик, но, в отличие от «Гугла», не бесплатно. Услуга стоит 6 долларов в месяц и доступна пока только в Великобритании. Похоже, фирма пытается сыграть на том, что сервис Gmail еще не запущен и находится в стадии бета-тестирования. «Интересно, когда конкуренты смогут предложить услуги, подобные нашим, при поддержке испытанной бизнес-модели?» — съязвил Алекс Ковач (Alex Kovach), вице-президент Lycos в Европе, и добавил: «Не только размер имеет значение». Последнее замечание — камень в огород Gmail, где внедряется технология целевых рекламных посланий, основанная на просмотре системой всех писем. Однако этот намек уже не совсем по адресу. После того как в Калифорнии был подготовлен законопроект, дающий любому пользователю право на свободу от рекламы в e-mail-сервисах, сооснователь Google Сергей Брин пообещал подумать над включением в Gmail и такой возможности. Как ни странно, фразу о размере можно истолковать и не в пользу Lycos. Ведь новаторство Gmail — не столько в объеме ящика, сколько в новой технологии сортировки, хранения и работы с письмами, что с лихвой перекрывает угрозы приватности (см. «КТ» #539). Lycos же ничего подобного не обещает. Да это и не удивительно: всерьез заниматься инновациями сейчас — значит намного отстать от конкурентов. Гораздо проще подхватить чужую идею и чуть-чуть ее подлакировать. Люди, готовые платить по 6 долларов за гигабайт на сервере, непременно найдутся. Но наберется ли их достаточно, чтобы эффекты «испытанной бизнес-модели» проявились, — вовсе не факт. — А.Ш. Компания Skycell (www.skycell.net ), которой принадлежит робот-аэростат, в свое время была создана студентами местного университета для коммерциализации удачной технологической разработки. Сейчас Skycell регулярно занимается аналогичными заказами для строительных организаций, реставраторов, частными фотосъемками сооружений и мероприятий с высоты птичьего полета. Для реставраторов мини-аэростат — просто уникальное решение: подобного качества фотографий с помощью строительных лесов сделать никогда не удается, так как в панорамные кадры непременно попадают столбы и шесты конструкции. — Б.К.
|