В бой идутодни старики

Автор: Тимофей Бахвалов
Опубликовано в журнале "Компьютерра" №20

11 мая лос-анджелесский Convention Center распахнул двери для посетителей E3 — крупнейшего форума в мире игровой индустрии.

А что у вас, ребята, в карманах?

Как мы уже писали в прошлом номере, главными «железными» фигурантами выставки были игровые консоли-наладонники, о которых так много говорилось последний год, — Sony PlayStation Portable (PSP), Nintendo DS и Nokia N-Gage в разных версиях.

1До самого начала E3 у публики оставались сомнения, что PSP (фото 1) находится на сколь-нибудь серьезном этапе развития. Ждали, что будет показан неработающий концепт-дизайн, приведены общие цифры и спецификации. Но оказалось, PSP уже вовсю работает! Sony использовала ту же интерактивную демонстрацию с плавающим в ванной резиновым утенком, что и при показе в далеком 1999 году приставки PS2. Изображение на 4,3-дюймовом TFT-экранчике с пропорциями 16:9 (480x272) получается довольно яркое, детали ясные и четкие, хотя в ходе демо некоторые движущиеся объекты и оставляли шлейфы. Sony обещает, что консоль сможет проигрывать MPEG4 и большинство современных медиаформатов.

Работы над общей концепцией PSP завершены — если в окончательный вариант и будут внесены какие-то изменения, то лишь незначительные. Устройство, похоже, ориентировано на взрослого пользователя — габариты таковы (170x74x23 мм, вес 260 г), что ребенку держать аппарат в руках не очень удобно (да и кнопки из шершавого пластика получились довольно тугими). Поддерживаются карты Memory Stick, есть интерфейс USB 2.0, инфракрасный порт, средства беспроводной связи 802.11b, стереоспикеры. На оптический носитель UMD, служащий игровым картриджем, помещается больше 1,8 Гбайт. Литий-ионные аккумуляторы обеспечивают до 10 часов работы без подзарядки.

Цена консоли пока не объявлена, предположительно 250–300 долларов. Еще один показ PSP перед стартом продаж в Японии Sony планирует в сентябре — на Tokyo Games Show, а до конца финансового года (31 марта 2005 года) фирма рассчитывает отгрузить 3 млн. приставок.

В общей сложности под PSP анонсировано уже более сорока игр, в основном японских разработчиков (хотя та же Electronic Arts заявила «Need for Speed: Underground»). В частности, подписан контракт с мировым лидером жанра экшн — компанией Capcom, чье имя давно стало синонимом лучших драк и стрелялок-платформеров. Одновременно с выходом PSP в Японии появятся «Fighting Jam», «Crimson Tears», «Devil May Cry», несколько разновидностей «Mega-Man», «Nightmare Before Christmas», «Resident Evil Outbreak File #2», коллекционное переиздание «Street Fighter», «Vampire Chronicle» и пр. Помимо Capcom для PSP поработает и ряд других японских компаний (Konami, Taito, Sega, Namco). И хотя по большей части ожидается экшн (собственно, консоль — она и есть консоль), обещано несколько настольных игр и пазлов, спортивных симуляторов и даже RPG. Кстати, сама Sony собирается портировать на новую платформу гонки «Gran Turismo 4» (ей помогает компания Polyphony Digital), работает над симулятором гольфа, ролевой «Tenken Chimon» и еще парой логических и приключенческих игр, которые ожидаются в начале следующего года.

2Nintendo, объявив до E3 о том, что каждый желающий сможет поиграть на ее стенде с DS (фото 2), очень эффективно организовала прием гостей. Каждые четверть часа двери стенда открывались, и запускалась очередная порция публики, которую разбивали на организованные группы поменьше. На гигантском экране шла презентация устройства, одновременно с этим среди каждой порции случайным образом отбиралось два человека, которые получали возможность побаловаться с демо-версиями «Mario Kart», «Bomberman», «Metroid Prime: Hunters», «Pac’n’Roll», «Submarine», «Super Mario 64», «Table Hockey», «Special Effects» и еще с десятком тайтлов, остальным же раздавались DS с одной из заряженных игр — «Pac Pix», «Carving» или «Wario Ware». Пока все без исключения игры для DS, даже «Metroid Prime», который, судя по всему, станет вторым после Марио лицом консоли (подобно тому, как у N-Gage — Лара Крофт), находятся в стадии демо и бета. Но потенциал налицо — игрушек, как и для PSP, обещается много. Причем Sony за DS не угнаться — главный козырь Nintendo в том, что помимо новых картриджей, которые будут содержать до гигабайта информации, DS должен понимать картриджи Game Boy Advance. Что это означает, объяснять, думаю, не нужно.

Загадка, зачем DS нужны два экрана (диагональ 3 дюйма, разрешение 256x192), разрешилась, как и предполагали. Один (верхний) — используется для настроек и отображения текущего положения игрока на карте. Основной же дисплей — сенсорный, так что стрелять во врага можно, просто тыкая стилусом в экран. Есть средства беспроводной связи (проприетарный протокол на базе 802.11), обеспечивающие не только мультиплейер, но и обмен сообщениями/картинками. Цена, как и в случае с PSP, покрыта мраком, наиболее вероятная цифра — 150–200 долларов.

Большое количество игр на момент появления консоли на рынке — залог успеха. После провального старта N-Gage понимают это и в Nokia. Финны сделали очень правильный ход и не стали зацикливаться на агрессивных тайтлах. Так, на E3 была продемонстрирована мобильная версия «The Sims: Bustin’ Out». Графика получилась хорошая, хотя, конечно, и очень упрощенная по сравнению с ПК-версией. Разговоры заменяют иконки с выражениями лиц — все понятно без слов. Игра выйдет в конце года. Летом появится симулятор гольфа «Tiger Woods PGA Tour Golf» и гонки на картингах «Crash Nitro Kart».

Выступая перед журналистами, Илькка Райскинен (Ilkka Raiskinen), вице-президент Nokia Games, уверил, что игр будет более чем достаточно (до конца года — не менее полусотни), поведал о контракте с Atari (игры «Civilization», «Driv3r») и Capcom (целая куча стрелялок) и передал микрофон представительнице Electronic Arts Уэнди Смит (Wendy Smith), которая рассказала о далеко идущих планах фирмы. Для начала EA выпустит «FIFA Soccer 2005» и «SSX» — обе игры будут поддерживать мультиплейер по Bluetooth. Увлекшись, Райскинен даже заявил, что Nokia не рассматривает DS и PSP в качестве серьезных конкурентов. Что, разумеется, трудно воспринимать всерьез.

3Между тем к основной карманно-консольной троице спешат присоединиться новые игроки. VIA решила пойти несколько иным путем, нежели конкуренты, построив свою консоль Eve (фото 3) на основе архитектуры x86. Технические характеристики представленного на E3 прототипа таковы: процессор VIA Eden-N 533 МГц (с поддержкой SSE- и MMX-инструкций), 128 Мбайт DDR-памяти, винчестер 20 Гбайт. За визуализацию отвечает видеочип S3 Graphics Unichrome с тактовой частотой 200 МГц, звук обещан шестиканальный. Изображение выводится на четырехдюймовый дисплей с разрешением 640х480. Для мультиплейера использован встроенный адаптер 802.11b, а связь с внешним миром обеспечивают два порта USB 2.0 и телевизионный выход (есть также слот для карточек памяти CompactFlash). Весь этот набор трудится под управлением Windows XP Embedded, среди поддерживаемых мультимедиа-форматов заявлены MPEG2 и MPEG4 (на аппаратном уровне), AVI, WMA, MP3. Питание обеспечивают два литий-ионных аккумулятора с возможностью замены без прекращения игры. Следует отметить, что характеристики еще не окончательны (продажи начнутся не раньше первого квартала 2005 года) и, возможно, подвергнутся серьезным изменениям — как и внешний вид устройства, которое может быть признано «карманным» лишь с натяжкой.

Благодаря использованию стандартных компьютерных комплектующих, стала возможной полная поддержка программных интерфейсов DirectX (с седьмой по девятую версию) и OpenGL, что позволяет запускать игры, предназначенные для обычного компьютера, без изменений или с небольшой доработкой (на уровне патчей). Но, как обычно, у медали имеется две стороны. Использование стандартной платформы не дает демпинговать на «железе». Обычный прием «приставочников» — снижение цен на аппаратуру в надежде заработать на играх, здесь, видимо, уже не пройдет (хотя Via вроде бы собирается использовать некую аппаратную DRM-систему).

И еще один «карманный» анонс: компания Tapwave объявила, что ее игровой КПК Zodiac поступит в магазины сети CompUSA в июне (пока его можно заказать на сайте Tapwave.com). Версия Zodiac 1 с 32 Мбайт RAM оценена в 300 долларов, Zodiac 2 (128 Мбайт) стоит на сотню дороже. Напомним, что устройство представляет собой карманный компьютер (по характеристикам сходный с Palm Tungsten T3), работающий под управлением модифицированной Palm OS 5.2 и ориентированный на геймеров (к их услугам удобное управление в играх, мультиплейер через Bluetooth). Для усиления графических возможностей в Zodiac используется встроенный видеоускоритель ATI Imageon W 4200.

стр. 2 >>


<<Ретрокоммуникации-2004
Все материалы номера
Быстрый цвет >>