ГубыРуби
Автор: Марат Зиннатов
Опубликовано 17 мая 2004 года Вторая страница. Вернуться к началу статьи.
К тому же, по некоторым данным, новые спецификации направлены не столько на создание недоступных ранее эффектов, сколько на ускоренное исполнение подпрограмм на NV40. То есть никакого выигрыша в визуальном качестве не будет. Более того, похоже, что Nvidia сама роет себе яму. Дело в том, что спецификации третей версии поощряют написание более длинных шейдеров и, как следствие, использование большего числа регистров. А с ростом числа использованных временных регистров, согласно докладу одной из независимых исследовательских компаний, производительность NV40 заметно снижается. Уже начиная с трех регистров при 32-битной точности (соответственно, шести при 16-битной) падение составляет примерно 30% (при девяти 32-битных регистрах — уже 70%), в отличие от R420, для которого в пределах максимально допустимых 32 регистров скорость исполнения шейдеров практически не меняется. Предположительно, это происходит из-за того, что в чипе ATI регистры выполнены на самом кристалле, а в NV40 для хранения таких данных используется относительно медленная локальная память. Интересно, что при возросшей в целом производительности R420 по сравнению с R3xx самые перспективные технологические новинки практически не влияют на производительность. Помимо 3Dc этим свойством обладает функция под названием «Temporal Antialiasing» (видимо, лучше всего перевести как «Попеременное сглаживание»). При включении этого типа полноэкранного сглаживания для четных и нечетных кадров используются разные шаблоны выборки пикселов. При быстрой (более 30 fps) смене кадров глаз уже не способен разложить изображение на отдельные картинки. Так что для нашего мозга изображение становится эквивалентным полученному при использовании вдвое большего числа отсчетов. То есть при использовании 2х FSAA и включении Temporal AA будет казаться, что применяется 4x FSAA. Поскольку результатом является обман зрения (в хорошем смысле, эдакий честный обман), заснять его технически тяжело. К тому же на данный момент еще не готова финальная версия драйвера, а в бета-версии функция включается только через реестр. Так что оценку этой интересной технологии отложим до появления серийных карт и WHQL-драйверов. В завершение отмечу: теоретически эта функция может использоваться и на чипах R3xx, но из маркетинговых соображений ее поддержка включена только для X800. В табл. 2 приведены результаты1 в специализированных синтетических тестах из пакета 3DMark 2001 SE. Влияние CPU здесь минимально, а потому практически везде заметен огромный отрыв от старых лидеров и очевидная разница между X800 Pro и XT. Однако в тестах вершинных и пиксельных шейдеров результаты довольно странные. Неужто и здесь все же уперлись в процессор? Результаты всех четырех карт практически идентичны. Влияние центрального процессора в тесте Aquamark 3 уже значительно, но и на долю видеокарты выпадает немало. Труднее всего дается полноэкранное сглаживание. И все же наиболее мощный участник и вовсе снижает показатели только при самом высоком разрешении и включении полноэкранного сглаживания — явный признак недостаточной производительности CPU. Несмотря на то что режим «flyby» минимально использует ресурсы центрального процессора, при тестировании в «Unreal Tournament 2003» карты на R420 не допускают резкого падения производительности даже при переходе в максимальное разрешение. Сравните результаты в простом режиме при разрешении 1280х1024 и в самом тяжелом — при разрешении 1600х1200. Ускорители предыдущего поколения потеряли примерно 60%, а новинки — около 25%! Ситуацию в «Serious Sam: The Second Encounter» комментировать не буду, и так все яснее ясного.
Конечно, карты на R420 будут соревноваться не с флагманами прошлого, а с прямыми конкурентами на основе NV40. Вот только прошел уже месяц с момента его презентации, но не то что серийных карт не видно, инженерный образец в Москве один на всех! В этом смысле дела у ATI обстоят лучше. Проблем с версией Pro нет никаких, а задержка XT связана с дефицитом быстрой памяти GDDR3. Однако уже сейчас можно сказать, что ATI явно выигрывает по тепловыделению, а главное — по энергопотреблению. Найти сейчас 500-ваттный блок питания для NV40 не так-то просто, да и стоит он больше 100 долларов. Так что GeForce 6800 Ultra должен быть на порядок быстрее (что, по предварительным данным, не так) или гораздо дешевле (что сомнительно, особенно, если вспомнить NV30), чтобы компенсировать в глазах покупателей свои недостатки. 1 Мы использовали процессор Pentium 4 2,53 ГГц (на материнской плате ASUS P4G8X Deluxe), 2х256 Мбайт памяти (TwinMOS) и жесткий диск Seagate Barracuda IV ATA (ST380021A). Операционная система — Windows XP Professional с установленным SP1, а также драйверы Nvidia ForceWare 60.72 и ATI Catalyst 4.4 (для X800 использовалась бета-версия 6.444). Все тесты проводились при 32-битной глубине цвета. При включении анизотропной фильтрации использовался максимально доступный режим (8xQ для чипов Nvidia и 16xQ для чипов ATI).
|