ГубыРуби
Автор: Марат Зиннатов
Опубликовано 17 мая 2004 года Вслед за Nvidia, объявившей месяц назад о запуске в производство GeForce 6800 Ultra (кодовое имя NV40), ее основной конкурент на рынке видеоускорителей — компания ATI — представила на суд публике свой топовый чип следующего поколения — Radeon X800 (R420). Презентация нового VPU (Video Processing Unit) российской прессе состоялась 3 мая. На этот раз известная поговорка сработала в обратную сторону: что немцу здорово, то русскому смерть. Наши национальные весенние каникулы были в самом разгаре, а потому на безусловно важное мероприятие собралось не так уж много пишущей братии. Если представление NV40 было пышным шоу с множеством приглашенных, то знакомство с R420 проходило в спокойной, почти камерной обстановке в узком кругу специалистов. Вопреки ожиданиям было анонсировано сразу два продукта на базе нового чипа — Radeon X800 Pro и Radeon X800 XT (их основные характеристики в сравнении с GeForce 6800 Ultra приведены в табл. 1). Младшую версию можно будет увидеть на прилавках уже через пару недель по цене в районе 400 долларов, старшая выйдет позже. По всей видимости, пройдет не меньше месяца, пока жаждущие потратить 500 долларов увидят ее в продаже. Когда появится (и появится ли вообще) «чистая» версия X800 безо всяких суффиксов — неизвестно. Более того, неизвестна и архитектура чипа для такой карты. Вполне возможно, что это будет восьмиконвейерный вариант R420 с обычной памятью DDR. Но это пока догадки. Снова, как и в случае с R300, ATI использует частично годные чипы для производства младших карт. Очевидно, что Radeon X800 Pro есть версия X800 XT с отключенными пиксельными конвейерами. Конечно, сразу возникает вопрос, отключены ли они программно и можно ли заставить их работать (читай, получить работоспособную старшую карту по цене младшей)? Представители компании так прокомментировали этот момент: если на этапе проверки в чипе периодически (при штатных частотах или в определенных приложениях и т. д.) возникают ошибки, то бракованный блок (пиксельные конвейеры реализованы блоками по четыре) просто отключают. Его включение и вся ответственность за этот шаг перекладываются на покупателя. Но в случае капитальной дисфункции блока он уничтожается физически, что, разумеется, исключает возможность его активации. Неудивительно, что карты на новых чипах очень похожи (мы приводим одну фотографию). Единственное отличие заключается в установленной памяти — относительно медленной, со скоростью доступа 2,0 нс (соответствует эффективной частоте 1000 МГц, см. фото на стр. 44) у версии Pro и 1,6 нс (1300 МГц) для XT. Нельзя не отметить и еще один отрадный факт. Карты внешне очень напоминают Radeon 9800 XT. Та же система охлаждения, состоящая из массивного (но низкого, так что соседний PCI-слот доступен — см. фото) медного радиатора и большого вентилятора, и один разъем питания. Во время презентации R420 работал в маленьком корпусе со слабеньким 230-ваттным блоком питания, подчеркивая свои скромные потребности. На фоне монструозного GeForce 6800 Ultra, требующего почти 500-ваттный БП и два свободных шлейфа питания, к тому же из-за высоты радиатора, перекрывающего соседний слот PCI, это выглядит потрясающим достижением. Впрочем, в NV40 почти на 40% больше транзисторов, которые нужно и питать энергией, и охлаждать.
Завершая осмотр карт, отметим наличие чипа Rage Theater, как всегда отвечающего за функции VIVO. Правда, пока не известно, будут ли им оснащаться все серийные топовые карты. Часть работы с видео берет на себя VPU. Еще со времен Radeon 9700 появилась возможность с помощью функций, объединенных в блок Videoshader, избавить центральный процессор от задач по кодированию/декодированию. X800 в этой области недалеко ушел вперед. Вся разница — в скорости обработки. Основным новшеством стала технология 3Dc. При создании эффектов неровной поверхности уже давно используются карты нормалей. По сути, они представляют собой те же текстуры, но влияющие не на цвет пиксела, а на то, как луч света отражается от данной точки. Это позволяет без геометрических изменений модели получать реалистичные эффекты всякого рода шероховатостей. К сожалению, стандартная технология сжатия текстур DXTC плохо работает с картами нормалей. А в естественном виде они занимают слишком много места. Поэтому приходится поступаться качеством детализации.
Еще один плюс — в простоте модификации имеющегося кода. На презентации была показана демонстрационная сценка из «Serious Sam 2». На включение поддержки 3Dc у разработчиков ушло примерно два часа. И это изменение в механизме загрузки текстур влияет не только на данную сцену, но и на всю игру! Таким образом, при наличии высокодетализированных карт нормалей требуется совсем немного времени, чтобы модели в игре вышли на новый уровень реализма, не потеряв в производительности. К сожалению, программная эмуляция 3Dc непомерно медленна, и ждать поддержку этой интересной технологии на старых картах не приходится. Но радует, что ATI не требует ровным счетом ничего за лицензирование этой разработки. Так что стоит ожидать аппаратную поддержку распаковки сжатых карт нормалей и на продуктах конкурентов. Надо заметить, что Nvidia для повышения качества изображения рекомендует разработчикам использовать шейдеры версии 3.0. Однако у этого подхода есть несколько недостатков.
|