Телекоммуникации: кубики для бизнеса
 
27.04.2004
Александр Милицкий
Сергея Вильянова [serge@computerra.ru]


 
стр. 1
стр. 2 >>

Строго говоря, любые телекоммуникационные услуги позволяют абоненту зарабатывать или экономить деньги (а время — те же деньги, не следует об этом забывать). Позвонить по телефону — проще и дешевле, чем ехать на встречу с нужным человеком, особенно если он живет в другом городе или в другой стране. Передать документ по факсу — гораздо быстрее, чем воспользоваться даже самой оперативной курьерской доставкой. И так далее, — разжевывать подобные общеизвестные вещи неинтересно. Интересно другое, — отвлечься от узкого перечня стандартных телекоммуникационных услуг, предоставляемых практически всеми операторами, — таких, как местная телефонная связь или коммутируемый доступ в Интернет, — и посмотреть, как обстоят дела за пределами этого круга.

Представления многих производителей о потребителях не отличаются достоверностью, — из бизнес-планов и аналитических записок то и дело выпирает легендарный «сферический клиент в вакууме». А обстоят они в большинстве случаев, увы, не так уж радужно. За исключением стандартного пакета продуктов, более или менее соответствующего минсвязевскому понятию «универсальной услуги», основная часть того, что предлагают операторы, производит странное впечатление. Как будто маркетологи вперемешку с технарями собирались в кучку и размышляли: что бы еще такого забабахать, до чего никто пока не додумался? И хотя понятно, что первую скрипку в этих вопросах играют, как правило, разработчики оборудования, лоббирующие соответствующие стандарты, — впечатление все это производит тягостное. Почтовый шлюз между телеграфными сетями и электронной почтой еще может кому-то пригодиться, — хотя разум отказывается верить в апокалиптическую картину бабуськи, спешащей из отдаленной сибирской деревни на почту, — пять километров в гору, зимой, — чтобы отправить прямиком на компьютер внука-студента, проживающего в столице, поздравление с днем Парижской коммуны. Но это ладно, — повторюсь, ситуацию, когда такая услуга окажется нужна, можно если не сходу вообразить, то хотя бы придумать, если поскрипеть мозгами достаточно долго. А вот кому и зачем может потребоваться — на самом деле потребоваться, а не для прикола — пересылка сообщения со встроенной в мобильник камеры? Особенно если учесть, что качество получающейся картинки не выдерживает никакого сравнения даже с тем, что дает простенькая цифровая «мыльница», не говоря уже о профессиональной технике, — так что об идеях вроде оснащения подобными девайсами репортеров, готовящих материалы срочно в номер, можно забыть. Не иначе, это действительно нужно лишь для того, чтобы, как советует известная телереклама, молодой человек, столкнувшийся в сортире ночного клуба с дефицитом туалетной бумаги, мог убедительно позвать на помощь свою подружку. Можно еще патрульно-постовую службу такими мобильниками снабдить, — использовать для опознания подозрительных лиц, — да и то не факт, что сервис удовлетворит требованиям, предъявляемым правоохранительными органами к защите передаваемых данных.

При этом нельзя сказать, будто маркетологи, работающие на производителей оборудования и операторов связи, не пытаются сделать как лучше для пользователей, — в конце концов, если услуги не будут привлекательными, никто не будет ими пользоваться, да и на оборудование спроса не станет. Просто представления многих маркетологов о потребителях достоверностью не отличаются, — из бизнес-планов и аналитических записок то и дело выпирает легендарный «сферический клиент в вакууме». Удивительного в этом ничего нет, — ведь настоящее корректно выполненное исследование рынка может обойтись в немалые деньги, до нескольких десятков тысяч долларов. Такие затраты на нашем стремительно развивающемся, но пока еще довольно узком рынке рискуют и не окупиться, — особенно если речь идет о нишевой услуге, ориентированной на узкую группу пользователей, а компания занимает незначительную долю рынка. В результате маркетологи выкручиваются как могут, готовя свои исследования по материалам открытой печати при помощи клея и ножниц. Неудивительно, что такие отчеты соответствуют истине, мягко говоря, далеко не всегда. Достаточно вспомнить хотя бы недавнее заявление одной крупной компании: якобы в Москве на сегодняшний день наличествует два миллиона домашних пользователей коммутируемого доступа. С учетом того, что все население столицы, по последним данным, составляет десять с небольшим миллионов человек, получается, что к Интернету из дома при помощи модема подключен уже каждый пятый, — в том числе грудные дети, пенсионеры, бомжи и нелегальные мигранты. А ведь есть еще пользователи ADSL и домашних сетей, те, кто имеет доступ по месту работы или учебы (а их, по результатам всех опросов, намного больше, чем домашних юзеров), посетители интернет-кафе и т. п. Вряд ли надо иметь доступ к закрытым данным или разбираться в социологии, — достаточно здравого смысла, чтобы понять, что нарисованная картина, мягко говоря, далека от истины и что по степени интернетизации мы ни Финляндию, ни Штаты еще не обогнали.

У разработчиков и производителей оборудования и софта, кующих в узком кругу будущие форматы и стандарты, — свои проблемы. Да, в отличие от локальных операторов связи, они располагают немалыми маркетинговыми бюджетами и целыми исследовательскими подразделениями. Однако такие брэнды, как Cisco, Nokia или Microsoft, обслуживают потребителей со всего мира. Они, с одной стороны, неизбежно испытывают дефицит информации о происходящем на рынке того или иного государства. А с другой — за исключением единичных случаев, — никто из них не может себе позволить запускать в серию продукт, ориентированный на каждый конкретный довольно узкий национальный рынок, — если речь не идет о Китае. Да и исключения, в общем, далеко не всеобъемлющи. Прошить в ПЗУ русифицированное меню, перевести документацию, — да, разумеется, — для продукта, который практически в том же виде поставляется в сотню других стран. Доработать прототип изделия или стандарт напильником, чтобы приспособить его к требованиям страны, — скажем, научить мобильную связь поколения 2.5 работать в диапазоне 450 МГц и получить «специальный русский CDMA-2000», — случается (хотя основная масса алгоритмов, технологий и элементной базы и останется прежней). Разработать же что-то целиком, с нуля специально для России или, скажем, для Уругвая, — увы, невыгодно. Неудивительно, что их продукция слабо заточена под конкретные нужды конкретного Василия Пупкина, цены на нее оказываются не всегда адекватными платежеспособному спросу, а стратегия продвижения — рыночной ситуации. Южная Корея периодически рапортует о новых миллионах ADSL-абонентов, — мы стыдливо сообщаем о тысячах.

Вместо того, чтобы пытаться всюду пропихнуть возможности, предоставляемые оборудованием, надо посмотреть на клиента и задуматься, — на чем именно он сможет сэкономить или заработать денег.Меж тем разработать и запустить услугу, нужную живому пользователю, и потому обреченную на популярность, — не так уж сложно, причем на базе абсолютно любой, не обязательно ультра-пупер-современной технологии. Просто вместо того, чтобы пытаться всюду пропихнуть возможности, предоставляемые оборудованием, надо посмотреть на клиента и задуматься: на чем именно он сможет сэкономить или заработать денег? И всё, клиент ваш. Простейший пример — неограниченные тарифы в сетях выделенного домашнего доступа, — когда пользователю гораздо дешевле скачать содержимое компакт-диска из Интернета, нежели покупать диск на лотке, — можно не сомневаться, что услуга будет пользоваться популярностью. Причем главное в этом — действительно сесть и хорошенько подумать. Удачные решения не обязательно базируются на новых технологиях. Одним из примеров является гибридное телефонное решение, предлагаемое московской компанией «Мастертел» совместно с мобильным оператором «Соник Дуо».

Многие корпоративные клиенты приобретают для своих сотрудников, которые должны постоянно находиться на связи, служебные мобильные телефоны. Возможность постоянного контакта независимо от местонахождения абонента оборачивается и определенными сложностями. Предприятие получает счета сразу от нескольких операторов, — по отдельности за фиксированную связь и за мобильную, а то и за доступ в Интернет, — каждый со своими объемами, тарифами и пакетами услуг. Это увеличивает нагрузку на бухгалтерию, сильно снижает прозрачность финансового планирования, особенно в крупных организациях, где четкое сведение многочисленных информационных потоков в удобоваримую форму представляет собой фундаментально-неразрешимую проблему. А главное, такая ситуация создает неразбериху и отнимает массу времени и нервов, периодически приводя к досадным организационным накладкам. Руководитель, пытающийся срочно связаться с сотрудником, звонит ему на рабочий телефон, стоящий у того на столе. Если сотрудника не оказывается на месте, приходится перезванивать на мобильный, нередко путаясь при наборе «кривых» номеров, которых, как назло, в нужный момент не оказывается под рукой. Если сотрудник отсутствует, а мобильник в этот момент находится вне зоны досягаемости, запросто может получиться так, что звонящий оставит сообщение только на одном из двух автоответчиков, а его адресат проверит потом содержимое лишь другого. И так далее, — подобные ситуации всем знакомы, привычны и воспринимаются как неизбежное зло, характерное для нашего мобильного, вечно спешащего времени.

Теперь представьте, что оператор, обслуживающий этого клиента, маршрутизирует всю его связь через свой коммутатор, предоставляя единый набор услуг и формируя единое внутрикорпоративное телефонное пространство. Например, телефонный номер присваивается не телефонной розетке, а конкретному человеку, — если он не ответит на входящий звонок через определенное количество гудков, то вызов перебрасывается на мобильник; если необходимый нам человек находится в командировке, соединение произойдет столь же прозрачно благодаря роумингу, обеспечиваемому сотовым оператором; в нерабочее время, если мобильник адресата отключен, система переадресует звонок непосредственного начальника на домашний номер, а всем остальным предложит довольствоваться общением с автоответчиком. Автоответчик, разумеется, тоже будет один и тот же для любого из стационарных и мобильного телефона, — как и одинаково доступный набор интеллектуальных приложений вроде многосторонней конференции директоров служб. При этом бухгалтерия имеет дело только с одним оператором и оплачивает единственный счет, а телефонист компании избавлен от головной боли: с любым сотрудником, где бы тот ни находился, можно быстро связаться, один раз набрав номер; причем в зависимости от того, кто и когда вызывает, звонок может автоматически обрабатываться по тем или иным правилам.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Небесная машинерия
Все материалы номера
Необъяснимая высота технологий >>