Интернет 20.04.2004 Владимир Гуриев Hello all. Тем не менее, Gmail от Google (см. в «КТ» #538 новость «Гуглиная почта») — это действительно офигенно и местами даже где-то вау. Потому что это первая веб-почта, после знакомства с которой хочется отказаться от почтовой программы и перевести всю переписку в веб. Новостные агентства, разнеся по всему миру первоапрельский пресс-релиз Google, уделили особое внимание объему предоставляемого дискового пространства, однако пресловутый гигабайт — лишь надводная часть Gmail1. То, что под водой — и интереснее, и важнее. Gmail не лишен недостатков, но дизайнеры из Google, кажется, впервые использовали возможности веб-интерфейса не для того, чтобы более или менее сносно сымитировать интерфейс офлайнового почтового клиента, а для постройки оригинальной почтовой системы, которая берет на вооружение сильные стороны веба (а они тоже есть, хотя, глядя на остальные веб-почты, этого не скажешь). И в чем-то Gmail лучше офлайновых почтовых программ, тогда как все его веб-конкуренты могут похвастаться только бесплатностью и возможностью проверки почты с любого компьютера. Впрочем, не буду умалять значение гигабайта. Предлагая пользователю в пятьдесят раз (а то и в пятьсот) больше места на диске, чем конкуренты, Google полностью меняет ситуацию на рынке, и даже если вы не будете регистрировать аккаунт на Gmail, то, скорее всего, получите от своего нынешнего провайдера веб-почты какой-то бонус. Он ведь не знает, что вы никуда уходить не собираетесь. Первое впечатление от Gmail — отсутствие привычных элементов интерфейса. Здесь нельзя создавать пользовательские папки и менять порядок сортировки писем. Собственно, речь идет даже не о письмах — в папке Inbox содержатся не отдельные сообщения, а дискуссии (conversations), объединенные общей темой2. Кстати, поменять способ отображения корреспонденции тоже нельзя. Проистекает этот аскетизм от пресыщенности — собственные возможности Gmail настолько внушительны, что ни пользовательские папки, ни сортировка писем этому сервису не нужны. Для хранения почты есть шесть предопределенных папок — Inbox, Starred, Sent Mail, All Mail, Spam и Trash. Удалять письма можно — и в корзину, и в никуда. Inbox отличается от обычной Inbox тем, что в ней хранятся дискуссии, содержащие и входящую, и исходящую корреспонденцию. Папка Spam используется как стандартный коллектор сетевого мусора, куда нет-нет да и попадет что-нибудь приличное. All Mail предоставляет доступ к архиву. В ней хранятся все (и отправленные, и полученные) неудаленные письма. Разумеется, все письма доступны также в режиме поиска. Про поиск писать скучно. Он хороший и очень быстрый. Вообще — Gmail работает шустро даже на дайлапе, потому что, загрузив элементы интерфейса в начале работы, браузер больше их не подгружает, а на то, чтобы быстро скачать заголовок нового письма, широкий канал не нужен. Отсутствие сортировки объясняется просто: если есть полнотекстовый поиск по всей почтовой базе, сортировка не нужна. Она — решение для бедных. Ярлыки можно присваивать и автоматически. Для этого достаточно создать специальный фильтр, в котором будет указано, каким критериям должно соответствовать письмо, чтобы на него был налеплен соответствующий ярлык. Подобная система знакома всем, кто работает с TheBat! и Outlook, но Gmail при создании фильтров позволяет гибко анализировать не только строчки «отправитель» и «получатель», но и текст письма. С помощью той же системы фильтров отдельные письма можно помещать в архив не глядя или сразу отправлять в корзину. Первое. В Gmail отсутствует механизм экспорта почты, что ставит пользователя в полную зависимость от сервиса. Случилось что-то с Google, и всё — ни почты, ни архивов. Конечно, в похожем положении находятся все пользователи бесплатных почтовых служб, но в большинстве сервисов предусмотрено пусть убогое, но сохранение писем на жесткий диск (в почтовом формате сохранить html-страничку можно и здесь). Единственный способ передать письмо в другую почтовую программу — вручную отфорвардить его на другой адрес. Впрочем, разработчики обещают, что функция экспорта писем будет реализована. Более того, не исключено, что адрес на gmail.com можно будет использовать как алиас, перенаправляя почту с него на другой адрес автоматически. В планах-то это есть, но когда будет сделано и будут ли эти услуги платными — одному богу известно. Второе. Gmail не поддерживает (о горе нам, горе!) русский язык. Отображаются и составляются письма вполне корректно, но полнотекстовый поиск на русском не работает, а русские ярлычки работают, но через пень колоду, и, поудивлявшись невесть откуда взявшимся кракозябрам, я быстро переименовал всё, что можно, на английский. В общем, жителям шестой части суши добрая половина прелестей Gmail пока недоступна. Третье. В Gmail очень примитивная адресная книга. В большинстве бесплатных служб ее нет вообще, но здесь — после великолепия основного интерфейса — ждешь, что адресная книга может хотя бы частично заменить таковую из офлайнового клиента. Увы — не может. Четвертое. К сожалению, Gmail не может похвастаться универсальностью — сейчас он работает только под Mozilla и IE. - аккаунт является частью общей учетной записи на Google, что позволит компании анализировать поведение пользователей, основываясь на содержании сообщений и cookies, оставленных google.com. Компания, предоставляющая два популярнейших сетевых сервиса, вполне может построить исчерпывающую психологическую карту пользователя, что даст ей возможность продавать сверхэффективную рекламу; - запуск Gmail приведет к тому, что Google займет в Интернете то же место, что Microsoft занимает на рынке software. Термин googlepoly появился не вчера, и Gmail только укрепил опасения тех, кто боится монополизации веб-сервисов компанией Google; - заняв место Microsoft в Интернете, Google попытается вытеснить софтверного короля из его классических ниш — продавая (или даже отдавая даром) компьютеры с предустановленным ПО для доступа к новым сервисам Google, среди которых будет и сетевая офисная система. Комментировать последнее положение очень трудно, поскольку к реальности (по крайней мере, к сегодняшней реальности) оно никакого отношения не имеет. Что же до остального?.. Если кому-то нравятся всплывающие флэш-баннеры «Дон-строя» или бесконечные баннеры сайтов знакомств — ради бога, ресурсов с такой рекламой предостаточно. Я же буду только благодарен компании, которая покажет интересную мне рекламу, не стремясь «освоить» проданный объем показов любым способом. Многих смущает признание Google, что фирма будет сканировать входящие сообщения для показа «контекстной» рекламы. Видимо, противники такого подхода не пользуются спам-фильтрами, которые занимаются тем же сканированием, отсеивая спам. Рекламы, кстати, очень немного, и показывается она далеко не всегда. Единственный настораживающий меня фрагмент privacy policy связан с готовностью Google предоставлять доступ к содержимому почтовых аккаунтов властям без санкции суда. Это не очень приятная деталь, но мне лично бояться нечего: от того, что какой-нибудь заштатный Малдер узнает ближайшие планы «Компьютерры», не пострадаю ни я, ни журнал. А личной переписки — той, которую не принято показывать посторонним, — у меня практически нет. Разумеется, для кого-то как раз это условие окажется неприемлемым, но ведь никто не заставляет пользоваться бесплатным сервисом, правда? В общем, опасения в смерти прайвэси несколько преувеличены. Google действительно развязал себе руки, но реальный ущерб от злоупотребления этой информацией (даже если предположить, что Google будет ею злоупотреблять) — неочевиден. По крайней мере, для меня. В конце концов, Google не интересует ни мое реальное имя, ни возраст, ни место проживания — при регистрации требуется указать лишь имя (любое) и почтовый адрес для контакта. Да, кстати, я уже говорил вам, что это просто офигенно, а местами даже вау? 11>. Если для кого-то значение иммет именно газмер, то бестящий беспланый адрес с гигабайтом , отведенным для хранение почты, можно купить на spymak.com
|