DVR от BBK. 2 шт. Часть I
 
13.04.2004
Евгений Козловский

Каждое из этих устройств заслуживает своего «Огорода». Они такие разные… и в то же время они во многом похожи. Поэтому, чтобы не повторяться, я решил рассказать сразу об обоих.

Тянитолкай… Аппарат, во всяком случае поначалу, производит впечатление, будто в нем скрыто именно это, двухголовое животное. Иначе как объяснить, что ты можешь воспроизводить запись и одновременно делать другую (или продолжать записывать ту, которую смотришь-воспроизводишь)? Однако представители BBK поклялись мне, что «животное» самое обыкновенное, одноголовое: стандартный тонкий вариант 40-гигабайтного Maxtor’а, со стандартным же контроллером, — а одновременная с воспроизведением запись происходит благодаря молниеносной скорости, которой сегодняшние винчестеры достигли в операциях с данными, и слаженной работе пары буферов. То есть, на самом деле, процессы не одновременны, а чередуются, только очень быстро и толково. Впрочем, начну с начала, а то вам будет непонятно, о чем, собственно, речь.

Недавно мне на тестирование попали две свежие модели цифровых видеомагнитофонов от BBK: bbk9907S и bbk9915S. Конечно, говорить «видеомагнитофон» не совсем правильно, даже добавляя слово «цифровой», — правильнее — DVR (Digital Video Recorder, цифровая видеописалка), — но поскольку ЦВП (DVR) предназначена для действий, очень похожих на действия видеомагнитофона, словечко выскакивает само собой. Впрочем, у 07-й модели магнитная головка все же есть: правда, одна и ма-а-аленькая, та самая, винчестерная. Так что «семерку» при определенной лексической непредвзятости цифровым видеомагнитофоном назвать все-таки можно. «Пятнадцатку» же — нельзя, ибо там магнитов нет вообще, а запись идет на диск DVD+R (+RW).

В общем-то, сказать, что цифровой видеомагнитофон (DVR) — это такая уж технологическая новинка, — тоже нельзя. Я читал о начале их довольно широкого распространения в Штатах чуть больше года назад, приводились и причины, главной из которых было падение цен на простейшие модели, кажется, долларов до восьмисот. Однако их падение и наше падение — это вещи все-таки разные, как разные и стандарты телевещания: SECAM и NTSC. Последнее мне казалось даже важнее первого, однако, уже имея дома два описываемых DVR’а, я поинтересовался в ближайшей к дому «Электронике» и выяснил, что недавно в отечественной продаже появились DVR’ы и от Panasonic’а, и от Pioneer’а, уже понимающие SECAM. Цены на них и впрямь где-то от восьмисот долларов начинаются, а вот где кончаются — одному богу известно. Ибо нет предела не только совершенству, но и наворотам. Впрочем, и начальные восемьсот, думаю, чрезмерны для отечественного телевидения: чаще всего с посредственным видеосигналом, с едва начинающимся (всего на двух каналах, один из которых не интересует меня совершенно) и плохо слышным стерео, с резаными по бокам широкоэкранными американскими фильмами, так что остается порою меньше половины полезной площади картинки, наконец — каналов пятнадцать, а смотреть совершенно нечего! А записать «для сведенья» пропускаемую по жизненной необходимости серию очередного сериала вполне можно и на старом добром VHS.

Другое дело — триста или триста пятьдесят! Здесь уже некоторое соответствие намечается. Особенно если учесть, что запись с эфира, сделанная в наилучшем качестве, оказывается качественнее самого эфира, — во всяком случае, я никак не могу отделаться от этого ощущения. Ему, впрочем, есть и объяснение: некоторые эфирные артефакты при оцифровке вполне способны приглушаться, а сжатие картинки по алгоритму MPEG-2 учитывает особенности восприятия движущегося изображения…

Еще можно учесть, что и тот и другой бибикейные DVR’ы автоматически являются и DVD-проигрывателями с традиционно полным набором удовольствий вроде декодирования Dolby Digital и DTS, цифровых коаксиальных и оптических выходов, композитного, S-Video, SCART и компонентного видеоинтерфейсов.

Остается, конечно, нерешаемая проблема совместимости с VHS-кассетами, но что касается лично меня, то фильмы на кассетах я не покупал никогда — из-за средненького качества; практически всё, что интересует меня из области высокохудожественного кино, уже переведено на DVD и доступно, например, через Amazon; хранить какие-то эфирные картины или передачи — по той же причине — тоже никогда не хранил. Если, однако, вы имеете на компьютере DVD- иди даже CD-писалку и DV-камеру (или оцифровщик), — вы давно уже, что хотели, перевели в цифру и записали на DVD- или VideoCD-диски. Если же не имеете — покупка bbk9915S позволит вам это сделать прежде, чем вы подарите свой старенький VHS-магнитофон любимому племяннику. (Модель bbk9907S позволит сохранить сокровенное из наследия прошлого только на винчестере, который, увы, отнюдь не резиновый.)

Сейчас коротко пробежимся по каждой из моделей, чтобы, как говорится, почувствовать разницу. Оба цифрописца, как и подобает видеомагнитофону, имеют встроенный TV-тюнер, а значит, при записи с какого-нибудь канала ничто не помешает смотреть по телевизору любой другой. Правда, у bbk9907S (в отличие от bbk9915S) есть только антенный вход и нет традиционного же антенного выхода, так что телеприемник вам придется подключать через разветвитель. Оба имеют таймеры, позволяющие задавать запись по расписанию (до десятка заданий: одноразовых, ежедневных или еженедельных; нет, правда, возможности писать только по будням или, напротив, только по выходным). Тюнер bbk9915S понимает стандарт NICAM (в котором у нас транслируется стерео), но, по счастью, есть возможность отключать его: то ли наше телевизионное стерео еще не идеально, то ли тюнер до идеала не доведен, — звук в отключенном состоянии куда приятнее. Найденные в эфире каналы можно двигать, именовать, переименовывать, подстраивать вручную, — словом, малый джентльменский набор телевизора средней цены.

Записывать и на тот и на другой аппарат можно в четырех градациях качества, называемых по-разному: на bbk9915S — это HQ (высшее качество), SP (стандартный режим), EP (пониженное качество) и, наконец, SLP (минимальное качество); на bbk9907S — SP (максимальное), LP (высокое), EP (среднее) и SEP (низкое). Сравнить их довольно трудно, но, по грубому взгляду, они соответственно соответствуют друг другу. Впрочем, bbk9915S позволяет оценить качество по потоку данных, ибо записывает на DVD-диск, а с него — при воспроизведении — поток можно регистрировать. Поток переменный: на максимальном качестве он практически максимальный для DVD-стандарта — чуть меньше 10 Мбит/с, на следующем — около пяти, далее — между двумя и тремя, далее — между единичкой и двойкой. К тому же надо иметь в виду, что качество DVD-картинки определяет не только толщина потока, но и качество оригинала. У меня, например, в видеотеке есть диски, записанные RUSCICO с Betacam-кассет, и даже близкий к 10 Мбит/с поток не избавляет картинку от аналогового видеозамыливания.

Итак, это пока было то, что оба цифрописца объединяет, хоть и со многими непринципиальными различиями. Теперь — разница принципиальная.
bbk9915S записывает видеосигнал (предварительно оцифровав его на лету) на DVD-болванку (R или RW, причем исключительно в формате «+»). Отсюда — довольно небольшое время записи (без смены носителя): час на высшем качестве, два — в стандартном режиме, четыре — в пониженном и шесть (обратите внимание: не восемь, а шесть — ухудшение в полтора, а не в два раза, — иначе, наверное, была бы совсем уж неразборчивая картинка) — в минимальном. На мой взгляд, высшее качество несколько преосходит эфирное , так что, если не гнаться за иллюзорным улучшением эфирной картинки, — применять его стоит только для записи с DVD-проигрывателя или с DV-камеры (для последнего цифрописец оснащен входом FireWire!). Но и двух часов, приблизительно соответствующих качеству эфирного сигнала, принимаемого тюнером, для записи двухчасового фильма (а таких — большинство) с включениями рекламы — в общем-то, недостаточно. Так что в высшем качестве, извините, разве что очередная серия очередного сериала, а в стандартном — разве что полуторачасовой фильм, или вы должны сидеть у телевизора и с помощью кнопок «пауза» и «запись» рекламу вырезать. Что для меня, например, делает запись практически бессмысленной: уже посмотрел. Пониженное качество уже хуже, чем аналоговая запись с эфира на VHS, похоже на вторую-третью копию. О шестичасовом и не говорю, — оно может пригодиться исключительно в специальных (вроде видеонаблюдения) или чисто информационных целях.

Запись можно загодя разбивать на равные куски-главки (для облегчения последующего редактирования), а потом, после окончания записи, помечать те или иные куски (например, куски с рекламой) и их — скрывать: место на диске, даже перезаписываемом, от этого, правда, не освободится (можно подчистую стереть только последнюю главку), но при воспроизведении скрытые фрагменты показаны не будут. (Я намеренно попробовал создать чистую от рекламы серию сериала — двадцать минут возни, и результат был достигнут!) Между нажатием на кнопку записи и началом записи проходит приблизительно секунд пятнадцать, так же не вдруг запись и останавливается. Если же запись приостанавливать через кнопку паузы, то и остановка, и возобновление происходят мгновенно. Нажатие на кнопку записи формирует на DVD-диске раздел, разбивка на куски или приостановка с помощью паузы — главки (chapter). Разделы после можно переименовывать и подбирать им наиболее выразительные (из содержащихся в куске) кадры. В результате получается своеобразное DVD-меню. После записи диск можно сделать совместимым с любым DVD-проигрывателем (насчет любых — не знаю, моделей — великое множество! но на нескольких доступных мне проверял — действительно, совместимо; правда, иногда некоторые главки на компьютере, например, запустить не удается; или удается на PowerDVD, но не удается на WinDVD; проблема признана BBK, и обещано ее скорое решение. Вообще говоря, и тот и другой цифрописцы имеют флэш-BIOS, который без труда перезаписывается: просто вставкой в дисковод диска с соответствующей программой; правда, обновлять BIOS’ы будут только в сервисных центрах, — во избежание мало ли чего, — но, как пообещали, — бесплатно). Можно и финализировать диск, после чего дальнейшая запись на него невозможна. Впрочем, если диск перезаписываемый, его, независимо от финализации, можно заново отформатировать, разумеется, потеряв содержимое.

Просмотр записанного на bbk9915S диска на компьютере выявил идентичность его файловой структуры структуре большинства DVD-дисков, но кроме стандартного каталога VIDEO_TS с VOB-файлами, он содержит еще и нестандартный VIDEO_RM с какой-то служебной информацией (этот нестандартный, при желании скопировать содержимое на другой DVD-диск с помощью, скажем, Nero, можно попросту игнорировать). Кроме телевизионного тюнера и FireWire (для цифрового сигнала — например, от DV-видеокамеры), видеосигнал можно подавать с композитного и S-Video-входов как с задней панели, так и с передней.

Резюме: замечательный прибор, совместимый почти со всем на свете, но с весьма ограниченным временем записи.

Окончание следует


<<Роль обратимости в компьютерных технологиях будущего
Все материалы номера
Сер-реализм >>