В сетях
 
13.04.2004
Олег Киреев


 
стр. 1
стр. 2 >>

Статья из темы номера "В поисках заговора" журнала "Компьютерра" #14.

«Информация — один из важнейших материалов производства культуры. То, каким образом распоряжаются, оценивают и контролируют информацию, определяет будущее культурного производства, информационных и коммуникационных сетей и медиа как таковых… Сайт World-Information.org осуществляет постоянный мониторинг инфосферы, невидимой мировой нервной системы из информационных сетей, а также глобальной информационной экономики, посредством научного и художественного исследования информационных и коммуникационных технологий; World-Information.org распространяет знание об их культурном, социальном и политическом значениях и создает условия для подобной культурной практики в будущем. World-Information.org является агентом дигитальной демократизации и адвокатом цифровых прав человека».
World-Information.org

На сайтах Конрада Беккера (Konrad Becker) не сразу обращаешь внимание на пентаграммы. Они малозаметны, расположены обычно в правом верхнем углу рядом с названием. В остальном — все очень строго, по-австрийски, а на World-Information.org — даже атрибутика патронирующей организации — ЮНЕСКО.

Сам Конрад Беккер — всегда во фраке, с галстуком-бабочкой, запонками, крошечным пенсне и хохолком на голове — выглядит довольно демонически.

— Меня интересует, почему и каким образом обсуждение теорий заговора подвергается очевидному табу в академических и вообще мэйнстримных дискуссиях. Это совершенно запретная тема.

Он говорит ровно и чуть высокомерно, как обыкновенный денди. В его статьях и интервью — точные аналитические формулировки, статистические данные, отсылки к когнитивной психологии, социальным исследованиям, кибернетике, теории информации, среди которых внезапно блеснет сарказм или убийственный юмор. Обычно в качестве заключения.

— В первую очередь, я не академический исследователь. Моя область — это практика активистов, их иногда называют «агенты изменений». Меня интересует вопрос, как осуществляется контроль и манипулирование информацией, и не только в прошедшие десятилетия, — например, с помощью спецслужб и PR-агентств, — но также и исторически. Я развиваю идею о возможности вторгнуться в зону действия культурной интеллигенции (пояснение термина см. ниже. — Л.Л.-М.), которая вовлекает различные виды артистической деятельности в сферу социально-политической реальности и исследует возможности взаимодействия между ними.

Медиа-культурный центр Public Netbase/t0 (www.t0.or.at), открытый Беккером в Вене девять лет назад, — влиятельное место, где за эти годы прошло больше трехсот выставок, семинаров и конференций. В момент австрийского триумфа фашистской партии Хайдера Public Netbase был своеобразным форпостом критической позиции интеллектуалов. В число участников и авторов World-Information.org входят всемирно признанные ученые и интеллектуалы — Саскиа Зассен (Saskia Sassen), Бен Багдикиан (Ben Bagdikian), Роберт Мак-Чесни (Robert McChesney), Герт Ловинк (Geert Lovink) — и коллективы современных художников (Critical Art Ensemble, Ad Busters, Surveillance Camera Players, Apsolutno). Проекты Беккера перестают быть его персональными изобретениями, они превращаются в живые и действующие системы. Как еще говорят, сети. Сетями их называют чаще, особенно если разговор близок к теории заговоров, или конспирологии. Я, конечно, спросил: «Почему заговоры? Почему конспирология?»

«Нам нужно избавиться от по-настоящему нелепых мета-нарративов, от примитивных версий теории заговора, — ответил Конрад Беккер. — Я определенно призываю рассматривать ситуацию в иных ракурсах и не ожидать, будто мы сможем обнаружить кого-то злобного, сидящего в горах или в высоком замке, каких-нибудь сионских мудрецов, — все это не так просто. Под влиянием различных изменений происходят сложные перестановки, компании входят в новые альянсы; кто не попадает в обойму выгод, тот выпадает… Здесь много аспектов и непрекращающихся изменений.

Между тем зарождение заговоров происходит совершенно так же, как и наше повседневное общение, и это постоянно происходит с каждым из нас. Вы идете по улице и встречаете друга, заходите с ним в кафе, беседуете, у вас есть общие интересы, они обнаруживаются. Вы что-то решаете вместе. Например, поехать за город в выходные. Это и есть то, как плетутся заговоры (conspiracies): you con-spire. Есть динамика совместных интересов, которая приводит к зарождению общего проекта. Я думаю, миллионы заговоров ткутся одновременно».

Желающим не составит труда узнать о массе современных теорий заговоров, хотя я не рекомендую пользоваться для этого поиском по слову «conspiracy» в Google (все те, кто открыто объявляют себя параноиками, вызывают подозрения — а вдруг они просто хотят лучше продать свой товар). Серьезные и деловые издания, такие, например, как американский оппозиционный журнал CounterPunch, постоянно печатают сообщения о связях ЦРУ с глобальной наркомафией; ресурс Cryptome.org каждый день вывешивает секретные документы (например, об использовании запрещенного оружия), а знаменитый в прежние времена веб-журнал Disinformation.com имеет сверхинтригующие рубрики — «Магия», «Приватность», «Технологии», «Религия», «Секс», «Медиа» и др. В Рунете весьма воинственный сайт «Контрудар» регулярно сообщает об образовании тайного мирового правительства, и все это — среди современной философии и относительно внятной политологии. Теорию заговоров, выходит, отстаивают не только дремучие мракобесы, твердящие про «число зверя». Впрочем, любая сложная проблема неминуемо порождает авантюристов, называющих себя экспертами. Но как отделить зерна от плевел? Где провести черту?

В книге Конрада Беккера «Словарь тактической реальности» (Wien, edition selene, 2002, anti-copyright)1 современное «информационное» общество называется «дезинформационным». Его история прослеживается за тысячелетия до Рождества Христова. В основе методологического подхода лежит уверенность, что большая часть истории делается заинтересованными представителями политических и воинственных элит. Кроме войн и финансовых операций, они занимаются разведкой, распространением влияния и фальсификацией данных. С переходом человечества в информационную эру они вооружаются информационными технологиями. Разведка оцифровывается. Манипуляция перемещается в «тонкие» материи. «Что-то наподобие новейшего информационного феодализма, который учреждается, в частности, в сфере интеллектуальной собственности, а значит — и в сфере контроля над сознанием. Формально это вопрос о контроле над использованием документов, но фактически речь идет о контроле над культурной памятью, о реконфигурации памяти…» — говорит Конрад Беккер. Надежды первого поколения киберромантиков, видевших «освободительные возможности» (liberatory potential, или emancipatory potential) Интернета, снова не сбываются, зато агенты всегда при деле. www.World-Information.org имеет дело с тем, что он называет «оружие массового обмана» (weapons of mass deception), и «сети», которые он соединяет, создают защиту от такого вида оружия.

Наследие будущего (Future Heritage)

Когда создавались электронные сети, художники были среди первых, кто осваивал электронную область, экспериментировал с нею и использовал информационные и коммуникационные технологии в культурных целях. Их положение позволяет исследовать потенциал интерфейсов «человек — машина» и коммуникационных систем, не скатываясь к инженерно-прикладной точке зрения и не искажая свои идеи и перспективы ради краткосрочной выгоды. Жизненные, богатые и разнообразные цифровые электронные культуры помогают понимать сложность жизни и культурных идентичностей. Сегодняшние цифровые артистические практики — это культурное наследие завтрашнего будущего, и без широкой всесторонней осведомленности об их значении цифровое наследие будет утрачено. Музеи начинают оцифровывать свои коллекции и памятники культуры прошлого, но никаких, или почти никаких, усилий не прилагается к тому, чтобы дать пространство артистическим практикам настоящего и обеспечить структуры для животрепещущих цифровых культур будущих поколений. «Если артистические практики в электронной сфере не будут развиваться надлежащим образом, человечество рискует исчезновением наследия будущего в черной дыре забвения».

Рост могущественных медиа-олигархий, сказывающийся в возрастающем однообразии и коммерциализованности содержания, информационные войны и отказ признавать за электронными сетями арену общественного мнения создают угрозу для широкого культурного участия, артистического экспериментирования и производства. Защита наследия будущего предполагает соответствующие законодательные, технические, научные и финансовые меры. Тесное взаимодействие и сотрудничество между практиками, артистами и учеными может обеспечить экспериментальное поле для широкой и разнообразной электронной культуры. Это должно включать расширение некоммерческих, общественных электронных сетей и культурных узлов, также как и физическое пространство для электронной коммуникационной культуры.
Из «Словаря тактической реальности»

Современные учебники по PR наглядно показывают простейшие примеры этого оружия — такие, что любой откажется признать, будто они могут действовать на него лично. Разумеется. Ведь они действуют на всех сразу. «Фактоиды» (слухи, имеющие видимость фактов) способны создать предубеждение относительно будущей информации. «Отманки» (объект, акцентирующий ту или иную сторону рассматриваемого объекта) задают направление, в котором осуществляется выбор. Вопросы конструируются с таким эмоциональным оттенком, который программирует ответ2. Психологическое внушение может не только предопределить нужную интерпретацию событий, но и преобразовать память, модифицировать мнение, направить внимание. Пропаганда действует в условиях неопределенности. Предположим, человек не имеет определенного мнения по конкретному вопросу. Пропаганда спешит, чтобы попасть в нишу неопределенности, в паузу между раздумьем и принятием решений. Она успевает, действуя с помощью заранее отобранных сведений, иллюзий убедительности, обольщения или маскировки. А главная проблема в том, что часто человек не имеет мнения не по какому-то отдельному или нескольким вопросам, но по подавляющему большинству вопросов, которые ему требуется разрешить.

Массы подвергаются не только направленному воздействию, но и постоянной «профилактической» обработке с помощью прессы и телевидения. Заинтересованными группами они позиционированы на карте мира в качестве или «покупателей», или «избирателей». В одной из публикаций на www.World-Information.org экс-министр технологий и исследований и бывший секретарь Германии по обороне Андреас фон Бюлов (Andreas von Bьlow) рассказывает о том, как машина ЦРУ осуществляет постоянные информационные вбросы в новостные агентства и средства массовой информации, дабы создать требуемую повестку дня и направить в нужном направлении внимание аудитории. «На сегодня более 50% американцев верят, что к взрывам 11 сентября было причастно правительство Саддама Хусейна» (www.world-information.org/wio/readme/992003309/1052744021).


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Заговоры как образ жизни
Все материалы номера
Достаточно ли? >>