Новости
 
06.04.2004
Компьютерра


 
стр. 1
стр. 2 >>

Мягче, еще мягче, еще!

Еврокомиссия долго думала, что же сделать с негодницей Microsoft, и наконец родила компромиссное решение, которое, тем не менее, никого не устроило: ни корпорацию, ни ее противников.

В конце марта стало известно, что Microsoft оштрафуют на полмиллиарда евро и обяжут исключить Media Player из стандартной поставки операционных систем Windows. Доводы главы компании Стива Балмера: мол, такое требование не только разрушает всю стратегию развития продуктов Microsoft, но и технически невозможно, — услышаны не были. Выковыривать изюм из булочек все же придется, и ни о каком нарушении целостности кода ОС глава антимонопольного комитета Еврокомиссии Марио Монти (Mario Monti, на нижнем фото) слышать не хочет. Новую версию обрезанной системы корпорацию обязали представить уже через три месяца, в Старом Свете она будет продаваться наряду с обычной Windows. Кроме того, Microsoft придется открыть сторонним компаниям код пользовательского и серверного ПО в части, касающейся API middleware.

Хотя корпорация и оштрафована на рекордную сумму (до этого самый большой штраф в Европе — 462 млн. евро за нарушение антимонопольного законодательства — получил в 2001 году швейцарский холдинг Hoffman-La Roche), для нее 497 млн. евро, конечно, сущие пустяки. Сейчас у Microsoft около 53 млрд. долларов свободных средств, и выложить один процент от этой суммы будет не особенно жалко. Опять же осталось неясно, почему Еврокомиссия не заставила корпорацию заодно с Media Player избавляться и от Internet Explorer… Особенно в свете заявлений Microsoft о том, что в Longhorn будет встроена собственная поисковая машина, которая заменит пользователям и Google, и Yahoo!.

Впрочем, пока ничего не грозит и Media Player’у — Microsoft уже подала апелляцию. По оценке главного юриста компании Брэда Смита (Brad Smith), у корпорации есть «железные доводы», что «обрезание» ухудшит положение на рынке ПО. На деле же ожидается, что, по аналогии с американским, судебный процесс просто будет затягиваться до бесконечности, а конкуренты в лице RealNetworks и Apple в итоге так и не смогут восстановить утраченные позиции на рынке медиа-плейеров. — Т.Б.

К лету поспеют!

После скандальной истории с запретом продаж программного плейера для наладонников от компании StarBrite Solutions, копирующего интерфейс бестселлера iPod («КТ» #535), Apple решила оградить себя от подобных инцидентов в будущем. Фирма подала заявку на получение патента, описывающего графический интерфейс медиа-плейера и систему взаимодействия с ним пользователя. Формулировки функций очень широкие — вплоть до нажатий кнопок, но сторонним разработчикам волноваться особенно не о чем — все программные функции используются только в контексте интерфейса плейера.

Между тем в Европе начало продаж iPod Mini (уменьшенной версии iPod) перенесено с апреля на июль. Объясняется задержка просто: продажи плейера в США бьют все рекорды, спрос превышает предложение, и компания не успевает отгрузить необходимое количество устройств (в частности, из-за того, что Hitachi — поставщик миниатюрных 4-гигабайтных жестких дисков — не рассчитывал на такой объем заказов). Несмотря на дефицит, Apple не задирает цены — в Штатах iPod Mini продаются, как и в феврале, по 250 долларов за штуку. Кстати, к лету подоспеет и обещанный еще в прошлом году вариант iPod под брэндом Hewlett-Packard. — Т.Б.

Еда и музыка на скорую руку

Рынок онлайновой музыки по-прежнему развивается быстрыми темпами. В марте детище Apple отрапортовало о 50 миллионах проданных композиций (без малого 50 млн. долларов дохода за одиннадцать месяцев), а сеть супермаркетов Wal-Mart во второй раз, теперь уже «по-настоящему», открыла сетевой музыкальный магазин (в течение трех месяцев шло тестирование сервисов). Цены чуть ниже, чем у конкурентов — 88 центов за композицию, используется формат WMA (128 кбит/c) cо средствами DRM.

Вслед за анонсом музыкальных кофеен Starbucks (см. «КТ» #535, предположительно в них будет продаваться музыка от iTunes) появились слухи о другом «союзе ушей и желудка»: контракт готовятся заключить сеть быстрого питания McDonald’s и Sony, планирующая этой весной запустить онлайновый музыкальный сервис Sony Connect (www.connect.com, доллар за композицию в формате ATRAC3). По всей видимости, уже в текущем году посетители McDonald’s в США и Европе (Великобритания, Франция и Германия) при покупке определенных блюд станут получать купоны на бесплатное скачивание композиций из Sony Connect. Подробности пока неизвестны, но вполне вероятно, что музыку будут «разливать» прямо в ресторанах через Wi-Fi.

Быстрая экспансия Интернет-музыки представляет серьезную угрозу не только для CD, но и для более совершенных носителей. Поэтому сейчас руководство DVD Forum рассматривает очередные меры повышения конкурентоспособности формата DVD-Audio. Предлагается дополнить спецификации DVD-Audio возможностью записи в DVD-ROM-область диска сжатых музыкальных файлов специально для проигрывания в переносных медиа-плейерах. Это позволит владельцам совместимых устройств не тратить время на «перегонку» музыки вручную. Окончательное решение о выборе формата пока не принято, но, по предварительным данным, это будет AAC. — Т.Б.

Такие рекорды нам не нужны

По цифрам продаж 2003 год оказался для Австралийской ассоциации индустрии звукозаписи (ARIA) самым успешным за всю историю ее существования. И хотя в промышленности и торговле принято громко объявлять о своих успехах, в данном случае выдающиеся показатели были скрыты за расплывчатыми формулировками. Причина тому ясна — ведь рост продаж CD-альбомов откровенно противоречит главной в последние годы теме стенаний звукозаписывающей индустрии: дескать, пишущие приводы и пиринговые файлообменные сети — это сплошное воровство и явная угроза бизнесу.

Поэтому пресс-релиз ARIA, подводящий итоги прошедшего года, честно сообщил о росте продаж DVD, а в информации об аудио-CD отделался лишь фразой о «дальнейшем снижении продаж синглов». Одного из австралийских репортеров крайне заинтересовала эта невнятица, и он раздобыл цифры о проданных ARIA дисках за последние двадцать с лишним лет. Из этих данных следует, что в 2003 году количество реализованных в Австралии альбомов впервые перевалило за 50 миллионов. Также впервые суммарный объем продаж альбомов на всех носителях превысил рекордную отметку в 65 миллионов. Причем лишь за один последний год продажи альбомов выросли на 7,85%, почему, собственно, эти интересные цифры и не попали в пресс-релиз ARIA. Как идеологически вредные, видимо.

Зато в выстроенную пропагандистскую модель удачно вписалось снижение продаж синглов на 16,5%, за что они и удостоились чести быть отмеченными в отчете. Правда, отмечают сведущие в делах индустрии люди, и здесь говорится не все. Фирмы звукозаписи в последние годы намеренно снижают тиражи синглов, поскольку прибыль от них существенно меньше, чем от альбомов. Ныне синглы все чаще становятся лишь инструментом промоушн-кампаний и выпускаются главным образом для радиостанций — дабы подогревать интерес к альбому. Так что в США, например, CD-синглы уже почти исчезли с прилавков.

Интересно, что практически одновременно с пресс-релизом ARIA, но совершенно независимо от него, в США опубликовано исследование о влиянии (точнее, не-влиянии) файлообменных сетей на продажи музыкальных CD (www.unc.edu/~cigar/papers/FileSharing_March2004.pdf). Его авторы — профессор Гарвардской бизнес-школы Феликс Оберхольцер и профессор Университета Северной Каролины Коулмен Стрампф (Felix Oberholzer, Koleman Strumpf) тщательно проанализировали данные о загрузке 1,75 млн. музыкальных файлов в сетях FastTrack/KaZaA за 17 недель осени 2002 года. Все проведенные учеными сопоставления между скачиванием файлов и продажами дисков за тот же период свидетельствуют, что никакой сколько-нибудь существенной зависимости здесь не наблюдается.

Цифры показывают, что даже в условиях «самой пессимистической», по словам исследователей, статистической модели для сокращения продаж всего на один диск требовалось не менее 5000 скачанных копий. Причем для самых популярных компактов отчетливо наблюдалась обратная тенденция — 150 скачиваний увеличивали число продаж на один диск. Что же касается наименее популярных дисков (проданных в количестве меньше 36 000 экземпляров), то там действительно отмечен небольшой негативный эффект. В целом же влияние файлообменных сетей на продажи Оберхольцер и Стрампф оценивают как «практически неотличимое от нуля».

Американская ассоциация звукозаписи RIAA отреагировала на это исследование молниеносно: «Вполне уважаемые группы аналитиков, включая Edison Research, Forrester и Техасский университет, уже установили, что нелегальный файлообмен пагубно влияет на продажи компакт-дисков». Так что в RIAA абсолютно уверены: те, кто больше скачивают, меньше покупают. И точка. — Б.К.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Микрофишки
Все материалы номера
Россия. Время по(д)нимать >>