А все-таки оно вертится! 30.03.2004 Владимир Гуриев
Вот замечательный пример конспирологической версии: Прошло уже больше 15 лет с тех пор, как группой Чернышева был создан моноэнерготемпературный двигатель, работающий на перепаде атмосферных и водных температур с КПД в 100 процентов. Он в четыре раза меньше обычных бензиновых двигателей, предельно дешев и прост в изготовлении. Внедрение в производство этого чуда открывало перед человечеством новую эру. Мир навсегда бы забыл, что такое энергетический голод, избавился от вредоносных АЭС, ГЭС и ТЭС. Подлинная революция произошла бы в ракетостроении, авиации, в наземном и водном транспорте. Небольшая монотемпературная батарея на крыше каждого дома решила бы все наши проблемы с энергией. Отпала бы необходимость тянуть тысячекилометровые нефте-, газо- и электропровода, платить за газ, запасаться углем, готовить дрова на зиму. Лес — для бумаги и мебели! Уголь — для приборостроения! Нефть — для синтетики и драгоценных лекарств. Сжигать эти невосполнимые сокровища планеты — великое варварство! Но решение человечеством энергетической проблемы повлекло бы за собой резкое ослабление власти мирового оккультно-олигархического правительства, которое держится на монополии углеводородных энергоносителей. Но, увы, незадолго до регистрации своего гениального изобретения Чернышов вышел покурить и пропал без вести. www.x-libri.ru/elib/smi__891/00000001.htm. | Демон Максвелла
Даже при том, что изобретатели вечного двигателя редко интересовались работами предшественников и раз за разом наступали на одни и те же грабли, их усилия очень помогли развитию механики и термодинамики. Другими словами, КПД у поисков вечного двигателя был невысоким, но общая мощность такова, что не заметить результатов невозможно. Если бы химеры вечного двигателя не существовало, ее бы следовало придумать.
Есть и более поздние примеры того, как, казалось бы, безнадежные и с практической точки зрения бесполезные исследования в области создания perpetuum mobile оказали положительное влияние на науку.
Взять хотя бы демона Максвелла.
Представим себе огромный резервуар, заполненный атомами, которые движутся с разной скоростью. Гипотетическое существо (демон) или устройство поставило перегородку в середине резервуара и время от времени приоткрывает шторку, пропуская из одной половины в другую быстрые атомы и задерживая медленные. В конце концов, в одной половине резервуара соберутся быстрые атомы, в другой — медленные, и замкнутая система упорядочится сама по себе.
На самом деле, этого, конечно, не произойдет. Даже будь демон Максвелла реален, размеры его таковы, что он сам окажется подвержен ударам атомов, и система вернется в стандартный режим роста энтропии.
Базируясь на идеях Максвелла, Ричард Фейнман придумал свой гипотетический вечный двигатель, состоящий из оси, пропеллера и зубчатого колесика с собачкой, помещенных в водную среду. Атомы, ударяясь о лопасти пропеллера, заставляли вращаться колесико — причем оно могло вращаться только в одном направлении; движению в противоположном направлении мешала собачка, попадающая между зубцами.
Фейнман сам указал на несостоятельность своей конструкции (причина, кстати, почти та же, что и у демона Максвелла), но его шуточный вечный двигатель подтолкнул ученых к созданию молекулярных моторов, которые не нарушают никаких физических законов.
Думается, Бхаскара был бы очень удивлен, узнав, сколь многим мы обязаны рисунку из его трактата.
7 Можно только поразиться доверчивости партнеров Ли и Ньюмана, но мировой рекорд в одурачивании инвесторов по праву принадлежит Джону Кили (John Worrell Keely, 1837–98), который 26 лет торговал несуществующим вечным двигателем. Успешную карьеру бизнесмена оборвала смерть. И только посмертный анализ созданных им конструкций позволил однозначно утверждать, что Кили был мошенником. Тем не менее и сегодня есть люди, которые полагают, что компания Keely Motor Company создала настоящий вечный двигатель.
|