А все-таки оно вертится!
 
30.03.2004
Владимир Гуриев


 
<< стр. 1
стр. 2
стр. 3 >>

В августе 1721 года Бесслер покидает замок, что в Гессе-Касселе, Германия (Hesse-Kassel), и переезжает в Карлсхафен (Karlshafen), а перед отъездом, как всегда, уничтожает построенные прототипы.

Возможно, судьба Бесслера сложилась бы счастливее, если б в 1727 году его служанка не заявила, что все механизмы Бесслера приводились в движение вручную. Позднее показания служанки были признаны недостоверными, но репутация изобретателя была безвозвратно загублена (как и научная репутация ученых, которые ему поверили). Испугавшись возможного ареста, Бесслер в очередной раз уничтожает все чертежи, схемы и небольшие прототипы, которые он продолжал строить на собственные средства. На этом история изобретателя вечного двигателя почти заканчивается.

Я скорее поверю, что два ученых янки лгут, чем в то, что камни падают с неба. Томас Джефферсон, 1807В последующие годы он несколько раз пытался продать свое творение, замаскировав его под более привычные для обывателя устройства (самоиграющий орган, неиссякающий фонтан и т. д.), но эта хитрость успеха не имела.

Принципы действия двигателей Бесслера точно не известны. Сегодня мы знаем лишь, что он не использовал напрямую идеи Бхаскары, а также «водяной принцип». Бесслер был опытным часовщиком, и по количеству деталей его двигатели вполне могли сравниться с механическими часами. Возможно, он придумал сложную систему противовесов для сохранения нестабильности системы вкупе с пружинными механизмами, время от времени катализирующими вращение колеса.

Был ли Бесслер мошенником, гениальным инженером или безумцем, наверное, уже не узнать. Тем не менее и сегодня многие верят, что Иоганну Бесслеру удалось в начале восемнадцатого века построить вечный двигатель, тайна которого канула в лету вместе со своим создателем. Энтузиасты внимательно изучают сохранившиеся документы, пытаясь найти в них зашифрованные инструкции, и обмениваются между собой гипотезами о том, за счет чего вертелись колеса двигателей Бесслера5.

Несколько лет назад в «МК», «Российской газете» и некоторых региональных изданиях были опубликованы статьи, посвященные кавитационному (вихревому) теплогенератору «ЮСМАР».
Пара оброненных в разговоре с журналистом фраз, и вот уже в популярной прессе муссируются слухи об уникальном теплогенераторе Потапова с КПД больше единицы. При этом сами авторы изобретения в одной и той же главе своей книги (www.transgasindustry.com /books/Potapov/15.html), посвященной вихревым теплогенераторам, от невероятного КПД сначала открещиваются:
Технически грамотный человек, прочтя предыдущий абзац, возмутится тем, что мы ведем речь о КПД, большем единицы. Действительно, выражение «КПД» тут, конечно же, неприемлемо. Оно только запутывает и раздражает тех читателей, которые знают, что КПД не может быть больше единицы. Иначе это противоречило бы закону сохранения энергии. Правильнее говорить об эффективности теплогенератора — отношении величины вырабатываемой им тепловой энергии к величине потребленной им для этого извне электрической или механической энергии. Но поначалу исследователи не могли понять, откуда и как в этих устройствах появляется избыточное тепло. Предполагали даже, что тут нарушается закон сохранения энергии. Вот и говорили о КПД, большем единицы. Мы же здесь перешли на их терминологию только затем, чтобы показать недопустимость такой терминологии. И советуем всем, кто в своих исследованиях выявит КПД более единицы, внимательнее поискать неучтенные источники энергии.
И ниже обвиняют независимых экспертов в косности:
Правда, в выданном Протоколе испытаний и Заключении от 01.12.94, подписанном заместителем Генерального конструктора профессором В. П. Никитским (см. Приложение), они постеснялись прямо написать, что КПД тут больше единицы.
«Стеснительный» профессор В. П. Никитский не зря оказался заместителем Генерального конструктора. Независимые измерения (www.earthtech.org/experiments/index.html) показали, что КПД «ЮСМАР» не превышает 0,8. Нужно только грамотно проводить измерения.
При этом «ЮСМАР» — реально существующее и работающее устройство. Но к вечным двигателям любого рода не имеет ни малейшего отношения.



Наследники Бесслера

Дурачество с переменным током — пустая трата времени. Это никому не нужно.Томас Алва Эдисон, 1889За последние двести пятьдесят лет принципиальных изменений в конструкции вечных двигателей не произошло. Наука помаленьку научилась доказывать невозможность самых абсурдных конструкций даже не глядя на них. Парижская Академия наук отказалась от рассмотрения проектов вечного двигателя еще в 1775 году, задолго до открытия первого закона термодинамики. Более ста лет назад американское патентное ведомство перестало выдавать патенты на perpetuum mobile6. Но вечных двигателей не становится меньше.

Напомню, что все вечные двигатели можно грубо разделить на две категории:

- вечные двигатели первого рода (конструкции, способные работать бесконечно долго без подвода энергии от внешнего источника), чье существование противоречит первому закону термодинамики. К вечным двигателям первого рода можно, пожалуй, отнести все конструкции Бесслера и вообще все работы, основанные на концепции Бхаскары;
- вечные двигатели второго рода. Эти машины примечательны тем, что способны полностью переводить тепло от нагревателя в работу. Вечные двигатели второго рода противоречат второму закону термодинамики. К ним — за редким исключением — можно отнести также двигатели, эксплуатирующие пока неизвестные нам виды энергии с эффективностью более 100 процентов.

Ну и зачем это нужно? Безымянный инженер IBM, разглядывая микрочип, 1968Разумеется, успешных вечных двигателей за истекший период построено не было, хотя изобретатели очень старались. Зато была отточена маркетинговая политика. Сегодняшний изобретатель perpetuum mobile учел опыт своих предшественников, и запущенная, но искренняя паранойя Иоганна Бесслера ныне заменяется конспирологическими теориями, которые объясняют, почему изобретатель не вдается в подробности и почему ему никак не удается построить и внедрить свой двигатель. Как правило, изобретателя гнетут неопределенные, но очень злобные силы.

Внешне вечные двигатели несколько изменились. Во-первых, теперь они не называются вечными — это не способствует продажам. Во-вторых, главной аудиторией современных Бесслеров является не научное сообщество, у которого на perpetuum mobile объяснимая аллергия, а обыватели. Поэтому большая часть вечных двигателей преподносится в контексте устройств, способных принести очевидную и ощутимую пользу. В-третьих, из лексикона современных «перпетуум-мобилистов» практически исчезли такие термины, как «эфир», «энергия вакуума», «свободное движение воды». Вместо них говорят о «свободной энергии», «вортексных турбинах», гравитации и антигравитации.

Иногда возникают парадоксальные ситуации — под вечные двигатели маскируются вполне работающие устройства, создатели которых ищут недорогой способ привлечь внимание к собственным разработкам.

К сожалению, наиболее типичными изобретателями вечного двигателя XX века можно признать Джо Ньюмана (www.josephnewman.com) и Денниса Ли (www.freelectricity.com ). Оба пошли по пути Бесслера и активно ищут инвесторов. Правда, в отличие от Остапа Бендера, эти свой миллион готовы взять и частями.

Патентные ведомства официально не выдают патенты на вечные двигатели, однако благодаря смене терминологии патенты на устройства, нарушающие первый или второй закон термодинамики, выдаются и сегодня. Особой популярностью пользуются «магнитные конструкции, эксплуатирующие гравитационные волны с эффективностью больше ста процентов». Иногда изобретатели вечных двигателей потрясают толстой пачкой патентов, но патент сам по себе не является доказательством того, что технология работает. Впрочем, чаще всего никаких патентов у конструкторов нет, а детали их разработок хранятся в строжайшем секрете.

Деннис Ли успешно продает автономный электрогенератор уже шестнадцать лет! Мощность генератора — 30 кВт/ч. Причем никаких расходов он не требует, поскольку источником энергии для него служит гравитационное поле Земли. Более того, генератор будет поставлен зарегистрированным клиентам абсолютно бесплатно, но сама регистрация стоит 8 долларов. А если доплатить еще 10 долларов, вам пришлют видеоролик чудо-машины.

Космические путешествия — 
это чушь.
Сэр Гарольд Спенсер Джонс, британский астроном, 1957 
(за две недели до запуска первого искусственного спутника Земли)Время от времени Ли меняет тактику. До прямого обращения к потребителям он активно сотрудничал с торговцами, продавая им дилерские сертификаты по сто тысяч долларов. Видимо, новая бизнес-схема показалась ему менее опасной — маловероятно, что кто-то будет судиться из-за 10–20 долларов (тем более что формально никакого мошенничества здесь нет — регистрация подтверждена, а видео выслано). Тем не менее Деннису уже запретили «показывать» или «продавать» электрогенератор в двух американских штатах.

Джозеф Ньюман так и не запустил за два десятилетия свой чудесный «электромагнитный мотор» с КПД более восьми, но успешно торгует книжкой, посвященной этому мотору. И хотя книжка недешева (150 долларов), недавно вышло восьмое издание.

И Ли, и Ньюман игнорировали предложенные им крупные суммы за возможность убедиться в существовании изобретений. Демонстрации всегда проходили при большом скоплении потенциальных потребителей — причем каждый раз в последний момент происходила незначительная, но фатальная поломка, из-за которой устройство или невозможно было запустить, или оно работало, но никаких чудесных свойств не проявляло7.

Примеры можно множить и множить. Ежегодно появляются десятки изобретателей, которым удалось создать вечный двигатель второго рода или обнаружить неведомые доселе источники даровой энергии. В свободное от конструирования вечных двигателей время изобретатели дописывают за Эйнштейна единую теорию поля или расставляют точки над i в теории гравитации. Многие ищут инвесторов. Никто полученных денег в случае неудачи не возвращает. Удач пока еще не было.

Означает ли это, что время благородных сумасшедших прошло? Вероятно, да. Невозможность создания двигателя с КПД больше единицы слишком очевидна для тех, кто хоть немного разбирается в физике. Те же, кто в этом не уверен и ставит под сомнение законы термодинамики, разбираются, скорее, не в физике, а в рекламе и искусстве облапошивания лоха.

Однако за последнее тысячелетие вечный двигатель принес не меньше пользы, чем если бы он действительно существовал.


5 Непосредственно Бесслеру посвящено несколько крупных сайтов, но лучший из них, пожалуй, BesslerWheel (www.besslerwheel.com ).
6 Правда, к этому времени было выдано порядка шестисот патентов на подобные изобретения.



 
<< стр. 1
стр. 2
стр. 3 >>

<<Буря в стакане
Все материалы номера
День дурака >>