От дурацкого к атипичному
 
30.03.2004
Леонид Левкович-Маслюк

Вместе с новым названием старого праздника первого апреля — «день дурака» — западная цивилизация преподнесла нам очередной дар — необидное значение слова «дурак»1. Не все еще заметили взрыв этой интеллектуальной мины замедленного действия. Между тем она мягко, но решительно убирает кое-какие важные клише из подсознания.

Уж до чего всегда обожали повторять, что в России во всем виноваты дураки и дороги (то есть в любом случае не «мы»)! Но теперь на «дураков» в новом смысле слова много не спишешь. С другой стороны, отредактировать любимую поговорку под новые реалии языка нелегко: например, «в России две беды: козлы и дороги» — прозвучит странновато. Глядишь, и помрет эта поговорка благополучно, а вместе с ней хоть чуть-чуть да и ослабнет привычка винить в своих проблемах чужую глупость.

Стоп. Кажется, я пошел по порочному пути изготовления текста «13-й комнаты», высмеянному Натальей Виноградовой ровно год назад: берется словарь крылатых слов и выражений, открывается наугад страница… ну и так далее. Однако смешные случаи из жизни все чаще выходят за рамки даже черного юмора. Тем не менее, читая медиа, можно отлично повеселиться! Разумеется, речь не о сборниках анекдотов — это слишком тривиально. Добывать смешное можно даже из глубин интеллектуальной периодики.

Открываем, например, одно содержательное аналитическое сетевое издание2, выбираем несколько многообещающих заголовков, читаем. «Глобализация сексуальной озабоченности»: два канадских профессора подробнейшим образом и на огромном фактическом материале разбирают структуру порноидустрии в Интернете и ее связь с таковой же в «реале». Методологическая основа исследования — классический марксизм, причем с цитатами не откуда-нибудь, а из «Манифеста коммунистической партии», находящегося здесь: csf.colorado.edu/psn/marx/Archive/1848-CM/cm.html (см. также www.marxists.org/index.htm). Ну что, разве не смешно после этого читать в СМИ высокомерные заявления о полной и окончательной дискредитации марксизма?

Другой заголовок — «Парадоксы широкополосного доступа». По американскому стандарту широкополосной считается линия связи, обеспечивающая скорость передачи от 200 кбит/с. Автор делает следующие подсчеты: за 40 у. е. в месяц в Штатах можно раз в неделю отсылать по почте десятифунтовый сверток. Загрузим в него 160 компакт-дисков, каждый с 650 мегабайтами данных, получим 416 гигабайт в месяц. В то же время по мегабитной линии за месяц можно перекачать только 324 гигабайта. Что отсюда следует? Что обычная, не электронная, почта автоматически предоставляет «очень широкополосный» канал всем желающим уже два десятка лет, с момента изобретения CD. Разумеется, это обстоятельство было замечено давно; более того, оно активно используется на практике, гигантские научные и коммерческие базы данных часто пересылают именно на жестких дисках. Похоже, с течением времени ситуация становится все смешнее, так как плотность записи на носителях растет сами знаете как быстро.

А теперь предупреждаю: в материалах этого номера содержится мегаприкол: наколка-двухходовка. Номер, товарищи, первоапрельский, очень ответственный, поэтому прошу отнестись серьезно и с пониманием. Призов за нахождение розыгрышей не будет. Давайте привыкать думать бесплатно.

Заканчиваю колонку отсылкой к «Письмоносцу» с атипичными письмами читателей.


1 Для буквоедов поясняю: не в смысле stupid, как это у нас раньше водилось, а в смысле silly.
2 Какое? Угадайте сами.


<<Новости
Все материалы номера