Новости 23.03.2004 Компьютерра
Компьютер как улика ![]() По оценкам рецензентов и читателей, ознакомившихся с книгой, автору удалось совместить интереснейшие сюжеты из жизни, множество тонких технических подробностей, изложенных в понятном для неспециалистов виде, и своеобразный едкий юмор. По сути, информация дается из первых рук, поскольку среди четырнадцати глав, составляющих книгу, двенадцать посвящены уголовным делам, в расследовании которых Нил Барретт участвовал лично (еще одна глава посвящена технологиям социального инжинирига, которые столь умело применяют криминальные хакеры). С помощью многочисленных свидетельств, остающихся в компьютерах даже после того, как преступники, казалось бы, уничтожили все компрометирующие файлы, экспертам нередко удается разрушить даже самые прочные алиби. Например, в одном из громких дел с хладнокровным, заранее просчитанным убийством преступника удалось припереть к стенке благодаря отстававшим на час внутренним часам компьютера, выдававшего квитанции в аптеке. Хотя книга «Следы вины» написана с расчетом на неспециалистов, массу полезного в ней найдут и опытные сетевые администраторы. По роду своей профессиональной деятельности Нилу Барретту приходилось досконально изучать типичные методы кракеров, проникающих в компьютерные системы, и в книге дается пошаговое описание такого рода действий. Подробно описан и еще один, пока не слишком распространенный аспект криминальной жизни — использование стойкого шифрования для сокрытия следов преступления. Широко известно, что самым эффективным средством борьбы с этой проблемой является закладка-keylogger, установленная в машину подозреваемого для перехвата вводимых с клавиатуры паролей и ключей. Куда меньше известно (это рассказано в книге Барретта), что компьютерное спецподразделение английской полиции (National Hi-Tech Crime Unit) имеет доступ к дешифровальным ресурсам штаб-квартиры правительственной связи Великобритании — одной из мощнейших разведслужб планеты, — когда дело связано с вопросами национальной безопасности или угрозами для важных элементов национальной инфраструктуры. На сайте веб-магазина Amazon.com книга получает высшие баллы читателей за свою редкостную информативность, так что можно надеяться, что на нее обратят внимание и российские компьютерные издательства. — Б.К. Все началось с хакерской конференции H2K2, проходившей в Нью-Йорке пару лет назад. Беседуя с делегатами, Дженни с удивлением обнаружила, что для многих из них хакинг отнюдь не сводится к жонглированию битами, а понимается гораздо шире — как любой акт творения. Это открытие произвело на искусствоведа столь сильное впечатление, что ей захотелось сделать мировоззрение представителей компьютерного андеграунда достоянием широкой публики. Увы, привлечь к сотрудничеству большинство своих новых знакомых ей так и не удалось — помимо соображений «профессиональной тайны», многие скептически отнеслись к идее представить свои работы в стенах храма искусств. «Порой мне казалось, что я работаю внутри черного ящика», — призналась Дженни. Впрочем, многочасовые Интернет-беседы с корифеями компьютерного искусства и бомбардировка письмами «широких хакерских масс» с просьбой о содействии все-таки пробили стену — и в распоряжении Дженни оказалось несколько десятков лент, отснятых как профессиональными кинематографистами, так и самими хакерами. В залах Королевского музея показаны такие кинополотна, как «Тяжелое время свободы» Эммануила Гольдштейна (Emmanuel Goldstein), «Свободное радио» Кевина Кайзера (Kevin Kayser) и «Хактивист» Йена Уолкера (Ian Walker). После просмотра посетителей ждали беседы о прошлом, настоящем и будущем компьютерного андеграунда, в которых, помимо авторов и героев фильмов, участвовали искусствоведы и служители закона. Самые горячие дебаты развернулись вокруг остроактуальных для художников всех времен тем — свободы, цензуры и авторских прав. Причем «по одну сторону баррикад» с хакерами неожиданно оказались люди, весьма далекие от компьютерных технологий. Так, директор департамента аудиовизуальных искусств Королевского музея Берта Зихель (Berta Sichel) считает хакеров «великими интеллектуальными подвижниками» нашего времени и убеждена, что «в наш век нарастающей несвободы хакинг является жизненно важным актом самозащиты граждан». По словам Дженни Маркету, она считает свою задачу выполненной, если хоть в ком-то из зрителей удалось разрушить стереотип хакера как «кибертеррориста», особенно назойливо насаждаемый в массовом сознании после 11 сентября 2001 года. — Д.К. Одним из интереснейших и довольно неожиданных выводов исследования стало то, что мозг, как правило, реагирует на происходящее в фильме единообразно, независимо от возраста, образования и пола человека. Все добровольцы смотрели один и тот же фрагмент фильма продолжительностью около получаса, будучи помещенными при этом внутрь MRI-машины. Программное обеспечение, специально созданное для анализа активности мозга при просмотре фильма, показало, что все люди фокусируют свое внимание на одних и тех же лицах и объектах, даже когда на экране разворачиваются сложные сцены. Схожесть реакций столь сильна, что можно выделить небольшую область мозга одного человека и предсказывать, какова будет активность соответствующих областей у других людей во время тех или иных эпизодов того же фильма. Также эксперимент наглядно показал, как разные области мозга обрабатывают разные типы сцен. Например, область, предположительно отвечающая за распознавание лиц, реагирует в фильме лишь на те сцены, где даются крупные планы героев. В то время как соседняя область, предположительно отвечающая за ориентацию в пространстве, активизируется преимущественно в тех случаях, когда показывают панораму местности. Еще одним интересным результатом, по мнению исследователей, стало то, что при демонстрации на экране осторожного движения рук в мозге всех зрителей активизируется область, связанная с чувством осязания. В то же время ученые выявили и такие области в активно работающей коре мозга, поведение которых невозможно предсказать по аналогии с реакциями других людей. Эти участки по ходу фильма демонстрируют реакцию, совершенно не похожую на реакцию тех же участков в мозгу других людей. Ученые предполагают, что ими обнаружены области, несущие сугубо индивидуальные особенности каждой личности, практически не связанные с текущими внешними раздражителями. Есть надежда, что новые результаты помогут выстроить более внятную карту нашего мозга, и, быть может, даже окажутся полезны в будущем при диагностике и лечении психических расстройств. Ну а на вопрос, почему для исследований был выбран именно вестерн «Хороший, плохой, злой» ученые отвечают незамысловато: это одна из любимых картин руководителя проекта Ури Хассона (Uri Hasson). — Б.К.
|