Фонтаны рая
 
23.03.2004
Лев Никитин


 
<< стр. 1
стр. 2

Позиционирование

После знакомства с технологией и основными параметрами WebFountain складывается впечатление, что IBM решила сыграть на поле систем Интернет-поиска. Однако представители корпорации упорно заявляют, что это не так. По словам Роберта Карлсона (Robert Carlson), вице-президента IBM, курирующего WebFountain, новая технология призвана обрабатывать большие объемы неструктурированной информации и выявлять в них дополнительные сведения, которые могут быть использованы при ведении бизнеса. Официальный пресс-релиз IBM гласит, что данные, собранные при помощи WebFountain, позволяют глубже проанализировать репутацию той или иной компании, отношение потребителей к ее брэнду, а также дать дополнительную информацию для выработки стратегии, более точно соответствующей состоянию внешней среды организации.

Иными словами, использовать новую систему IBM предлагает в первую очередь бизнес-клиентам, желающим узнать, что же пишут об их компаниях в Интернете. Эта услуга уже предоставляется фирмой Factiva (принадлежит Dow Jones и Reuters), которая приобрела у IBM право на использование WebFountain. Клэр Харт (Clare Hart), CEO Factiva, утверждает: «Это следующий логический шаг к предоставлению людям информации, на основании которой можно действовать. Мы ожидаем, что наш сервис будет пользоваться популярностью и станет одним из ключевых инструментов наиболее амбициозных компаний». Услуги Factiva по мониторингу Сети на предмет «репутации» и «отношения потребителей» обойдутся «наиболее амбициозным» в 150–300 тысяч долларов в год.

Принципиальная схема работы WebFountain.

Еще более фантастические применения WebFountain видит сама IBM. Роберт Карлсон предлагает «скармливать» системе базу отчетов, презентаций и внутренних e-mail, отправляемых сотрудниками компании друг другу. По мнению вице-президента IBM, это позволит руководству получить список технологий, которые больше других обсуждаются сотрудниками, и сопоставить их с теми, которые считаются самыми перспективными и прибыльными. Следующим шагом должен стать анализ полученной информации и изменение приоритетов в работе. Очевидно, что такая услуга должна быть гораздо дешевле, нежели сервис Factiva, поскольку сомнительно, что компания, руководство которой вынуждено прибегать к таким нетрадиционным методам, дабы выяснить, чем же заняты ее сотрудники, сможет уплатить хотя бы 150 тысяч долларов в год.

Вопросы вызывает также действенность WebFountain в качестве инструмента маркетингового анализа. Дело в том, что мнение и настроение потребителей, приходящих в магазины и совершающих покупки, далеко не всегда соответствует их высказываниям в форумах, чатах и IRC. Безусловно, нельзя отрицать, что такой канал информации может быть полезен в принятии управленческих решений. Однако абсолютизировать его и ставить выше старых добрых маркетинговых исследований (как офлайновых, так и онлайновых), по-видимому, не стоит.

Что дальше?

Таким образом, официальные заявления IBM, что «WebFountain способна превратить пассивные организации-последователи в активные, живые бизнесы, быстро реагирующие на внутренние и внешние вызовы»3, нельзя назвать даже просто маркетинговыми перегибами. Очевидно, что существующие системы машинного интеллекта все еще не в состоянии ни принимать решения, ни адекватно работать со слабо- и неструктурированными данными4. Поэтому никакого прорыва в менеджменте от WebFountain ждать не стоит. Управлять бизнесом способны только люди, и это ни в коем случае не критика технологий IBM. Дело в общем методологическом несовершенстве систем машинного интеллекта. Но — дорогу осилит идущий, и изыскания разработчиков WebFountain на пути достижения амбициозной цели создания интеллектуального поисковика рано или поздно приблизят нас к идеалу — компьютерной системе, способной находить в терабайтах неструктурированных данных именно ту информацию, которая нужна. А уж как ею распорядиться, управленцы решат сами.

На мой взгляд, алгоритмы, лежащие в основе WebFountain, могут быть востребованы и в движках для обыкновенного Интернет-поиска. При этом перспективы перепозиционированной технологии WebFountain выглядят весьма обнадеживающе. Нынешние поисковые системы, действующие по одной и той же схеме с непринципиальными вариациями, трудно назвать идеальными. И найти необходимую информацию в Сети становится все труднее. Более ресурсоемкий, но и более эффективный с методологической точки зрения подход IBM может дать импульс развитию всей отрасли, поскольку мощность вычислительных ресурсов растет достаточно быстро и этот процесс пока не сталкивается с существенными ограничениями. Хуже обстоит дело с алгоритмами поисковиков, которые уже несколько лет не претерпевают принципиальных изменений. И если IBM все же разработает поисковый движок с использованием ключевых технологий WebFountain, это наверняка станет важным событием для всего рынка.

Скорее всего, именно так и произойдет. Несмотря на уверения руководителей проекта WebFountain об ориентации на нишу анализа бизнес-данных, очевидно, что потенциал технологии гораздо шире. К тому же рынок Интернет-поиска по объемам и темпам роста не намного уступает рынку data-mining’а, объем которого на сегодняшний день IDC оценивает в 6,46 млрд. долларов в год. Все эти аргументы позволяют ожидать адаптации технологий WebFountain для поиска в Интернете.


3 Цитата из официального описания WebFountain (www.almaden.ibm.com/WebFountain ).
4 См. тему номера в «КТ» #512 (www.computerra.ru/offline/2003/512/29641 ). — Прим. ред.



 
<< стр. 1
стр. 2

<<Размер имеет звучание
Все материалы номера
DakNet >>