Фонтаны рая 23.03.2004 Лев Никитин
Позиционирование Иными словами, использовать новую систему IBM предлагает в первую очередь бизнес-клиентам, желающим узнать, что же пишут об их компаниях в Интернете. Эта услуга уже предоставляется фирмой Factiva (принадлежит Dow Jones и Reuters), которая приобрела у IBM право на использование WebFountain. Клэр Харт (Clare Hart), CEO Factiva, утверждает: «Это следующий логический шаг к предоставлению людям информации, на основании которой можно действовать. Мы ожидаем, что наш сервис будет пользоваться популярностью и станет одним из ключевых инструментов наиболее амбициозных компаний». Услуги Factiva по мониторингу Сети на предмет «репутации» и «отношения потребителей» обойдутся «наиболее амбициозным» в 150–300 тысяч долларов в год. Еще более фантастические применения WebFountain видит сама IBM. Роберт Карлсон предлагает «скармливать» системе базу отчетов, презентаций и внутренних e-mail, отправляемых сотрудниками компании друг другу. По мнению вице-президента IBM, это позволит руководству получить список технологий, которые больше других обсуждаются сотрудниками, и сопоставить их с теми, которые считаются самыми перспективными и прибыльными. Следующим шагом должен стать анализ полученной информации и изменение приоритетов в работе. Очевидно, что такая услуга должна быть гораздо дешевле, нежели сервис Factiva, поскольку сомнительно, что компания, руководство которой вынуждено прибегать к таким нетрадиционным методам, дабы выяснить, чем же заняты ее сотрудники, сможет уплатить хотя бы 150 тысяч долларов в год. Вопросы вызывает также действенность WebFountain в качестве инструмента маркетингового анализа. Дело в том, что мнение и настроение потребителей, приходящих в магазины и совершающих покупки, далеко не всегда соответствует их высказываниям в форумах, чатах и IRC. Безусловно, нельзя отрицать, что такой канал информации может быть полезен в принятии управленческих решений. Однако абсолютизировать его и ставить выше старых добрых маркетинговых исследований (как офлайновых, так и онлайновых), по-видимому, не стоит. На мой взгляд, алгоритмы, лежащие в основе WebFountain, могут быть востребованы и в движках для обыкновенного Интернет-поиска. При этом перспективы перепозиционированной технологии WebFountain выглядят весьма обнадеживающе. Нынешние поисковые системы, действующие по одной и той же схеме с непринципиальными вариациями, трудно назвать идеальными. И найти необходимую информацию в Сети становится все труднее. Более ресурсоемкий, но и более эффективный с методологической точки зрения подход IBM может дать импульс развитию всей отрасли, поскольку мощность вычислительных ресурсов растет достаточно быстро и этот процесс пока не сталкивается с существенными ограничениями. Хуже обстоит дело с алгоритмами поисковиков, которые уже несколько лет не претерпевают принципиальных изменений. И если IBM все же разработает поисковый движок с использованием ключевых технологий WebFountain, это наверняка станет важным событием для всего рынка. Скорее всего, именно так и произойдет. Несмотря на уверения руководителей проекта WebFountain об ориентации на нишу анализа бизнес-данных, очевидно, что потенциал технологии гораздо шире. К тому же рынок Интернет-поиска по объемам и темпам роста не намного уступает рынку data-mining’а, объем которого на сегодняшний день IDC оценивает в 6,46 млрд. долларов в год. Все эти аргументы позволяют ожидать адаптации технологий WebFountain для поиска в Интернете. 3 Цитата из официального описания WebFountain (www.almaden.ibm.com/WebFountain ).
|