Опять тройка!
 
09.03.2004
Николай Болотов
Тимофей Бахвалов [tbakhvalov@computerra.ru]


 
стр. 1
стр. 2 >>

Красные ковровые дорожки и пальмы не являются прерогативой кинозвезд. С 23 по 26 февраля на Лазурном берегу, в Каннах, прошел Всемирный конгресс 3GSM — крупнейшее событие в мире мобильной связи. По словам Крейга Эрлиха (председателя совета директоров Ассоциации GSM, организовавшей 3GSM World Congress), в нынешнем году заранее зарегистрировалось 35 тысяч посетителей, что на 30% больше прошлогоднего показателя и, к слову, вчетверо превышает количество гостей Каннского кинофестиваля.

Экспозиции представили более шестисот компаний, почуявших признаки экономического оздоровления отрасли. Как по заказу, к моменту открытия конгресса было объявлено, что численность абонентов GSM-сетей на земном шаре достигла одного миллиарда (более 80% всех пользователей сотовой связи). А в конце прошлого года мобильная связь, оправдав давние прогнозы, обошла по количеству абонентов в мире1 связь проводную.
Ждем не дождемся

1Все это, а также продолжающее набирать вес евро, не могло не поднять настроения участников мероприятия. Глава компании Nokia Йорма Оллила (Jorma Ollila) выразил чаяния индустрии, заявив на совместной пресс-конференции с СЕО Vodafone (крупнейшего в мире сотового оператора) Аруном Сарином (Arun Sarin), что повсеместное внедрение связи третьего поколения в коммерческую эксплуатацию начнется в текущем году (фото 1). Оба высоко оценили перспективы стандарта

W-CDMA, который должен прийти на смену GSM (при этом обеспечивается совместимость сетей, что очень важно в переходный период). Nokia планирует за счет производства W-CDMA-телефонов увеличить свою рыночную долю, а Vodafone намерен заработать на предоставлении новых неголосовых сервисов (сети третьего поколения во всем мире имеют доход с абонента выше среднего, а у японского оператора NTT DoCoMo он вообще превышает сотню долларов в месяц).

К открытию конференции компании Nortel Networks и Orange завершили строительство в Каннах сети UMTS (W-CDMA), которая должна предоставлять полный спектр информационных услуг — от бизнес-приложений до развлечений: видеопочты, интерактивных игр, потокового видео и т. д. В дальнейшем сеть будет распространена на всю южную часть Франции. Orange также планирует в этом году развернуть 3G-телефонию в десяти британских и двадцати французских городах.

Многие представители отрасли отмечали, что Европа и Япония обогнали остальной мир в области развития и внедрения следующего поколения мобильной связи. Северная Америка, сосредоточившись на других задачах, уделяет сейчас 3G меньше внимания. Широко распространенный в Штатах стандарт CDMA и так превосходит по возможностям GSM, к тому же в последнее время американцы занимались внедрением системы number portability2, позволяющей переходить из сети одного оператора в сеть другого, не изменяя телефонный номер. Впрочем, не стоит забывать, что в отличие от европейских коллег, которые потратили огромные (в общей сложности 130 млрд. долларов) суммы на приобретение лицензий и теперь волей-неволей вынуждены внедрять 3G, заокеанские операторы свободны в выборе стратегии. И если понадобится, они вполне могут сделать качественный скачок.

2Самым острым моментом 3GSM World Congress стали взаимные упреки операторов и производителей в задержке развития телефонии следующего поколения. Глава Vodafone заявил, что во всем виноваты производители трубок, так как операторы давно готовы перейти на «тройку», но не делают этого из-за отсутствия терминалов, сравнимых по характеристикам с существующими 2,5G-телефонами. Дескать, нынешние 3G-аппараты громоздки, неудобны и не обеспечивают достаточного времени работы от аккумуляторов. Эксперты из компании Portelligent даже провели исследование трех моделей (NEC e606, Motorola A830 и Nokia 6650) и нашли, что они слишком дороги и сложны в изготовлении. В свою очередь, производители заявили, что проблема заключается лишь в отсутствии соответствующих сетей. Из-за этого, мол, они вынуждены создавать двухстандартные (например, W-CDMA/GSM) аппараты, которые по определению дороже и сложнее обычных GSM-трубок. Классический замкнутый круг: операторы не хотят строить сети, потому что нет терминалов, а производители не хотят делать телефоны, потому что нет сетей. В этой ситуации оживились японские фирмы, уже имеющие большой опыт производства W-CDMA-терминалов: так, о намерении массово поставлять 3G-телефоны на европейский рынок объявили Panasonic, NEC и Sharp (последняя с марта начнет продавать через Vodafone модель GX30 с мегапиксельной CCD-камерой и поддержкой карт SD, фото 2).

Трубка мира

3Знаковым событием первого дня конгресса можно считать презентацию нового коммуникатора Nokia 9500 (подробнее см. «КТ» #532), ориентированного на корпоративных клиентов. Этот далеко не дешевый (800 евро) смартфон традиционного для Nokia дизайна (фото 3) выделяется прежде всего программным обеспечением, изрядную часть которого разработала IBM, а также поддержкой стандарта Wi-Fi.

Еще один смартфон верхнего ценового сегмента с поддержкой WLAN был представлен днем позже компанией Motorola. Трехстандартная Motorola MPx (фото 4) работает под управлением Microsoft Windows Mobile и во многом повторяет функциональность детища Nokia «в исполнении» Microsoft: Pocket Internet Explorer, Pocket Outlook, «карманные» World и Excel, Windows Media Player. Телефон, который может раскрываться двумя способами (как обыкновенная «раскладушка» и как «книжка» Nokia 9500 — во втором случае дисплей ориентирован горизонтально), имеет QWERTY-клавиатуру, сенсорный 2,8-дюймовый экран 320x240, 1,3-мегапиксельную камеру со вспышкой, слот для SD/MMC-карт (емкостью до 1 Гбайт). Помимо Wi-Fi есть Bluetooth, ИК и USB. Габариты у детища Motorola (99,7x61,2x24 мм) поскромнее, чем у продукта Nokia, вес 174 г. Цена пока не известна, появление MPx на прилавках обещано во второй половине года.

4То, что два крупнейших производителя сотовых терминалов одновременно представили модели с поддержкой WLAN, говорит о явном интересе индустрии к стандарту. Не исключено, что он даже составит конкуренцию UMTS: недорогая IP-телефония и быстрый Интернет выглядят весьма привлекательно для корпоративных клиентов. Хотя следует говорить скорее не о конкуренции, а о сосуществовании двух стандартов, так как Wi-Fi-сети просто-напросто не могут покрывать большие пространства из-за малого радиуса действия антенн (хот-спотов), а сотовые сети не способны конкурировать в пропускной способности и стоимости трафика. О предоставлении сервисов на основе WLAN уже заявили два известных оператора: Orange и SFR. Впрочем, довольно острым остается вопрос о биллинге в случае совместного использования сотовых и Wi-Fi сетей; окончательного ответа на него не смог дать ни один из участников конгресса.

MPx была не единственной новинкой американского производителя. Motorola, в последнее время не выказывавшая особого интереса к европейскому рынку, вдруг объявила: «Мы возвращаемся в Европу». Заявление выглядит абсолютно логично на фоне растущего евро и падающего доллара, что позволит компании получать дополнительные прибыли на разнице курсов. Помимо вышеописанного MPx, были представлены: 3G-телефон Motorola E1000 (с кнопками, расположенными как у Siemens SX1 — по бокам от дисплея), GSM-смартфон MPx100 (классической формы, без Wi-Fi, зато с поддержкой карт miniSD) и другие новинки.

5Philips анонсировала под своим брэндом больше решений, чем Alcatel, Samsung и даже Nokia с Siemens. В новом сезоне фирма делает ставку на MMS и работу с мобильной музыкой и фотографией. В каждом аппарате в том или ином объеме реализованы средства расширенного MMS-месседжинга Snap, Tag & Send, с помощью которых можно сделать снимок, отредактировать его в пакете Creative Photo Editor и подписать с клавиатуры, (или специальным пером по сенсорному экрану, как в моделях Philips 759 и 755, фото 5) или же добавить с помощью функции FotoTalk голосовой комментарий. За голос мобильника отвечает пакет BeDJ (фото 6), позволяющий создавать простенькую электронную музыку и миксы. Результаты творчества можно использовать как сигнал вызова или отослать по MMS. Для продвижения ориентированной на молодежь фишки Philips привлекла именитых диджеев Карла Кокса, Криса Либинга, Мауро Пикотто и Зандера Кляйненберга (Carl Cox, Chris Liebing, Mauro Picotto, Sander Kleinenberg): звезды электронной музыки будут писать контент для BeDJ и участвовать в промо-турах по Европе3.

6Весь модельный ряд Philips трехдиапазонный — GSM 900/1800/1900, и легкий — от 82 до 92 г. Из занятных новинок можно отметить Philips 855, в которой реализована интересная функция TV SlideShow: с помощью коннектора TV Link, докупаемого отдельно, телефон можно подключить к телевизору и запустить на большом экране слайд-шоу. Другая модель-«раскладушка», Philips 639 (фото 7), оборудована внешним PolyLED-дисплеем, выполненным по технологии Magic Mirror. В неактивном состоянии экран может служить карманным зеркальцем, а при поступлении вызова или SMS зеркальная поверхность «переквалифицируется» в дисплей. Любопытно, что дизайн телефона не выглядит «женским»; похоже, зеркала перестали быть принадлежностью только дамских телефонов. Кстати, в последней категории тоже есть свои новации: успех «раскладушки» Samsung SGH-T500 со стразами на панели и календарем менструального цикла не дает покоя конкурентам. Так, Sagem myC-3b и Panasonic X75 могут вдобавок напоминать о том, сколько дней ты уже не ешь сладкого, как давно перестала курить и т. п.

7Panasonic анонсировала компактный смартфон Х700 (фото 8), напоминающий дизайном «раскладушку» Х70. Это первая модель компании, работающая под Symbian OS (Series 60). Среди особенностей телефона можно отметить поддержку смарт-карт нового стандарта miniSD и усовершенствованную систему распознавания голосовых команд (в остальном характеристики близки к Nokia 6600).

Mitsubishi Electric показала прототип LCD-панели (фото 9), способной отображать картинки, причем разные, сразу на обеих плоскостях (подсветка включается по очереди, с частотой 60 Гц для каждой стороны). Новинка позволит создавать двухэкранные телефоны-«раскладушки» с более тонкой дисплейной частью. Себестоимость производства такого экрана больше, чем обычного, примерно на десять долларов. Mitsubishi планирует начать поставки к концу текущего года и считает, что эта технология найдет применение также в карманных компьютерах и ноутбуках.


1 Любопытно, что и в России тоже, как недавно сообщил министр связи Леонид Рейман.
2 Wireless number portability — право на постоянный номер. По решению FCC (Федеральной комиссии США по связи), с 24 ноября 2003 года все сотовые операторы должны предоставлять абонентам возможность миграции между сетями, сохраняя полученный номер (система полностью войдет в строй в мае текущего года). Правило распространяется только на зону действия одного междугороднего префикса, иначе номер все же придется сменить.
3 Обещается даже возможность подключения мобильника к усилителю… Дискотеки под сотовый телефон? Неплохая идея для рекламного ролика…


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Смартфон Motorola MPx200
Все материалы номера
Не надо грязи >>