Вся наша жизнь - мгновенья... 02.03.2004 Тимофей Бахвалов
Международная фотомаркетинговая ассоциация (Photo Marketing Association International, PMAI), в которую входят 20 тысяч компаний из ста с лишним стран, в очередной раз собрала лучших из лучших на ежегодную выставку фотопромышленности. Экспонентов на сей раз было больше 750, а численность посетителей перевалила за 30 тысяч. В самом начале шоу PMAI подвела итоги минувшего года и огласила прогнозы на будущее. Прирост общемировых продаж цифровой фототехники по сравнению с 2002 годом составил 76,1%, а число проданных камер превысило 57 млн. единиц. В США было продано 12,5 млн. цифровых фотокамер (рост 34%) и 12,1 млн. пленочных (в 2002 году — 14,2 млн.). 65% цифровых фотокамер, проданных в 2003 году, имели матрицу в три и более мегапиксела (в 2002-м — 35%). К концу прошлого года цифровую фотокамеру в США имели 31% семей (прогноз на 2004 год — 42%). К 2006 году, как предполагается, ежегодно будет продаваться больше 80 млн. аппаратов. Объемы продаж пленки и рынок услуг проявки сократился в США в минувшем году на 8,1% (в 2002-м — на 3,4%), в текущем году рынок сократится еще на 6%. Вместе с тем вырос спрос на камеры однократного применения (с возвратом камер в проявку) — в 2002 году рост составил 8,8%, в 2003 — 7,1%, а в 2004 году прогнозируется рост еще на 5%. Количество сделанных цифровыми камерами и затем отпечатанных фотографий выросло по сравнению с 2002 годом на 64%. Доля «цифры» в отпечатанных любительских фото составила 11,6% (в 2004 году прогнозируется рост до 17,7%, в 2006-м — 34,2%). 68% снимков было отпечатано на домашних принтерах (в 2002 году — 83,8%). Ритейлеры более чем вдвое увеличили свою долю на рынке цифровых отпечатков — с 6,1% до 12,7%. В минувшем году около 22% всей печати с цифры пришлось на ритейл (retail environment); в 2004 году уже каждый третий отпечаток с цифры будет сделан в магазинах, а к 2006 году, по оптимистичным прогнозам PMAI, ритейлеры будут печатать около 60% всех цифровых фото. В 2002 году 59% фоторитейлеров имели в своих магазинах цифровые минилабы и предлагали услуги оперативной печати фотографий. В 2001 году на долю таких магазинов приходилось лишь 19%, а в 2003 году, по предварительным подсчетам, — 88%. То есть практически в каждом салоне фототоваров потребитель мог напечатать карточки. Вместе с тем общее количество фотомагазинов в 2003 году сократилось на 3,3% (темпы сокращения рынка замедлились — годом раньше в США закрылся каждый десятый фотомагазин). Такая тенденция сопровождается ростом интереса к цифровым киоскам самообслуживания — с 1,7% до 7,6% и онлайновым сервисам, предлагающим услуги фотопечати — с 6% до 8,2%. Предполагается, что до 2006 года объем печати фотографий сохранится на уровне 30 млрд. в год (с постоянным увеличением доли отпечатков, сделанных с цифровых аппаратов). В то же время к 2007 году количество сделанных в мире снимков (но не обязательно впоследствии отпечатанных) превысит 626 млрд. В общем и целом прогнозы на этот год положительные: аналитики предрекают, что рынок будет стабильно расти примерно на 5% в квартал. Следует отметить, что, по разным оценкам, в прошлом году во всем мире было продано до 65 млн. мобильных телефонов со встроенными фотокамерами, то есть больше, чем цифровых фотоаппаратов, а в 2008 году 55% мобильников будут иметь встроенные камеры. В этом году на PMA впервые был открыт Mobile Imaging Pavilion, ориентированный на мобильники и наладонники со встроенными фотокамерами, и сервисы и услуги для владельцев устройств, имеющих средства имиджинга. Именно там HP, Epson и Canon объявили о создании Mobile Imaging and Printing Consortium, цель которого — разработка единых стандартов печати изображений, сделанных камерафонами. Мобильный имиджинг представляет огромный интерес и для Kodak — в ноябре прошлого года компания организовала сервисы Kodak Mobile, которыми пользуются клиенты Verizon Wireless, Cingular Wireless и AT&T Wireless. Сервисы предусматривают возможность редактирования картинок и создания своих и просмотра чужих фотоальбомов прямо с мобильника или наладонника (по WAP 2.0) за $3 в месяц. В онлайновом сервисе Ofoto от Kodak клиенты хранят уже более миллиарда изображений. Для Pentax выставка стала стартовой площадкой новой маркетинговой кампании. Для обозначения своей линейки Optio компания отныне использует слоган «Официальная цифровая камера сети Internet» (эта претенциозная реклама уже появилась в USA Today и других крупных американских изданиях). Сама же линейка Optio пополнилась фантастической игрушкой — обновленной камерой Optio S4i. За буковкой i кроется новый дизайн (чисто субъективное мнение — дизайн кнопок и корпуса простой S4 был лучше); увеличенный LCD-экран — 1,8”; снятие ограничения на запись видео (в S4 — до 60 секунд, в S4i все определяется объемом носителя); огромное количество режимов съемки — в том числе для фотографирования снега, моря, съемок в музеях, где нельзя пользоваться вспышками, текста (для последующего распознавания и проверки аутентичности документов) и т. д. От старой модели остались 10 Мбайт встроенной памяти, поддержка девяти языков (в том числе русского), маленькая, но эффективная вспышка и пакет ACDSee в придачу. Поступление в продажу: апрель, $375 + $80 за комплект для подводной съемки.
Камкодер MPEG-4 подобного уровня показала Sanyo. Новинка Fisher FVD-C1 может записать до часа видео на 1-гигабайтную карточку SD или MMC. Качество видео сопоставимо с DVD — 30 fps, 640x480, поток данных (аудио и видео) — 2 мегабита. 3,2 мегапиксела, 5,8x оптический и 10x цифровой зум. Камерой можно делать и фотографии 2048x1536. Ближе к лету усилиями InterVideo (автор популярного проигрывателя WinDVD) и Texas Instruments рынок миниатюрных цифровых камкодеров ожидает настоящий взрыв. Симбиоз кодека InterVideo и программируемого DSP-процессора TMS320C54x с низким энергопотреблением позволит записывать видео в формате MPEG-4 с разрешением QVGA (320x240), Half VGA (640x240) или VGA (640x480) @ 30 fps. Процессор будет отвечать и за обработку изображений (в паре со специальным сопроцессором). Разработчики справедливо надеются на популярность решения и рассчитывают на большие объемы OEM-контрактов — для использования как в камкодерах, так и в продвинутых фотокамерах.
В $300 обойдется уже поступившая в продажу чуть более продвинутая модель D-580 Zoom — 4 мегапиксела, 3x оптический и 4x цифровой зум. Встроенный микрофон позволяет записывать видео со звуком (в D-540 запись видео в QuickTime без звука). Stylus 410 с теми же техническими характеристиками (плюс динамик) не боится дождя и снега. Уже в продаже: $380 + $200 за комплект для подводной фотосъемки.
Не менее грандиозные планы у Sony, которая планирует в нынешнем году увеличить объемы продаж цифровых фотокамер на 40–50% — до 15 млн. штук. Основные новинки среднего класса появятся ближе к лету. Цена моделей линии Cybershot снизится, а размер матриц увеличится.
О новинках Nikon Coolpix 2200 и 3200 мы писали в «КТ» #529. Еще раз отметим, что оптика Nikkor, функция Best Shot Selector (быстрая съемка с автоматическим отбором лучшего варианта) и автоматическое предупреждение о том, что изображение размыто, делают эти две малютки лакомым кусочком для любителей. Уже в продаже: $200 и $300. Возвратимся к Kodak. Ее новая линейка цифровых камер EasyShare выделяется из сонма других разве что функцией, давшей ей название: фотографии легко отсылать и печатать в фотоцентрах Kodak. 6-мегапиксельная модель DX7630 с немецкой оптикой Schneider-Kreuznach Variogon, видоискателем на 153 тысяч пикселов и 32 Мбайт памяти появится в апреле: $500. В марте выйдет более мощная, на 14 (!) мегапикселов, профессиональная камера DCS Pro SLR, ориентированная на коммерческое использование. Она сохраняет изображение в форматах DCR Raw, JPEG и ERI JPEG, при этом фотографии могут записываться на CompactFlash и MMC/SD сразу во всех трех форматах. Интерфейс — FireWire.
3,2-мегапиксельные цифровики PowerShot A75 и A310 привлекут непритязательных фотолюбителей. Кнопка Print/Share позволяет напрямую печатать (Direct Print) изображения на совместимых принтерах и быстро передавать (Direct Transfer) изображения в ПК под управлением Windows XP, MЕ, 2000 и 98 (за это отвечает специальное ПО). Видоискатель маленький — 78000 пикселов. Носитель — CompactFlash Type I. Питаются от батареек. Апрель: $300 и $200.
Но не «мыльницами» едиными… Цифровик Fuji FinePix S3 Pro привлек внимание огромной профессиональной Super CCD SR-матрицей на 12,3 млн. пикселов, удобным и красивым корпусом из поликарбоната, а также совместимостью с объективами Nikon. Большой и четкий экран на 235000 пикселов, xD-Picture Card и MicroDrive. Работает на четырех AA Ni-MH. Два интерфейса: FireWire (IEEE 1394) и USB 2.0.
|