Народный космос 02.03.2004 Дмитрий Пайсон
Другое интересное "окно во Вселенную" предлагает Лаборатория реактивного движения НАСА (Jet Propulsion Laboratory, JPL). В рамках программы "Телескопы в образовании" ("Telescops in Education", TIE; tie.jpl.nasa.gov/tie) американские школьники получают дистанционный доступ через Интернет к 24-дюймовому телескопу-рефлектору, расположенному в обсерватории Маунт-Вильсон, и могут "рулить" серьезным инструментом - хоть целый вечер, хоть несколько ночей подряд, лишь бы представленный проект показался кураторам интересным и осмысленным. С 1999 года в программе поучаствовало более 10 тыс. школьников из 380 американских школ и множество учащихся из других стран. Далее. Желающие не только "посмотреть", но и "пощупать" (правда, в основном это касается студентов ведущих аэрокосмических вузов) могут принять участие в работе над студенческими микроспутниками. Тут первенство принадлежит Московскому авиационному: еще в 1981 году Валентин Лебедев с борта "Салюта-7" запустил в космос тридцатикилограммовую "Искру", построенную в студенческом КБ МАИ. К нынешнему времени микроспутники делают во многих университетах, а команда из Суррейского университета (www.sstl.co.uk) уже давно переросла уровень учебных разработок и активно продвигает свои спутники и платформы на коммерческом рынке - недавно несколько их аппаратов запустили нашим "Космосом". А в России сегодня активно занимаются микроспутником дистанционного зондирования Земли в МГТУ им. Баумана (www.microsat.sm.bmstu.ru).
Второе важное направление "космизации общественного сознания" - воссоздание на Земле "еще более реального" космоса, не связанного в реальном масштабе времени с настоящими космическими объектами и системами. Во всем мире народ охотно оставляет деньги в так называемых тематических парках - развлекательных комплексах, объединенных какой-то общей идеей, желательно - поромантичнее. Американский Космический центр им. Джонсона в Хьюстоне даже содержит такое информационно-развлекательное заведение при себе - в качестве мощного PR-инструмента. "Спейс Парк" в Хантсвилле развернут на базе коллекции ракетно-космической техники Центра им. Маршалла. Здесь посетители могут подержаться за ручку управления реального "Шаттла", покрутиться в трех плоскостях на тренажерах, посетить планетарий и киноцентр. Построены "Космические городки" в Тулузе, Бремене, Лестере. В 2001–02 гг. интенсивно изучалась возможность создания чего-то подобного при реконструкции павильона "Космос" (ВВЦ, Москва). Предполагалось построить "Космопарк" и большую экспозицию предприятий ракетно-космического (и вообще оборонного) комплекса. При этом в проект закладывался купольный кинотеатр IMAX и ряд "виртуально-реальных" тренажеров. На ВВЦ, впрочем, должны были определить свои интересы уж очень разнородные участники - и государство (в лице, прежде всего, оборонных агентств), и фирмы, желающие что-то свое прорекламировать, а главное - инвесторы, заинтересованные в извлечении прибыли из "Космопарка". После того как Москва проиграла битву за проведение ЭКСПО-2010, энтузиазма несколько поубавилось, и воссоздание "Космоса" идет пока в "фоновом режиме". Очень интересное направление "космизации" связано с делами софтовыми. После того как федеральное ведомство (обычно то же НАСА) "вложилось" в создание сложного программного обеспечения для решения тех или иных невоенных и некоммерческих задач в космосе, это ПО в принципе можно предоставить в распоряжение интересующихся бесплатно или за номинальную плату. Такая возможность обусловлена, во-первых, наследием пресловутой концепции Cheaper-Better-Faster, когда всячески поощрялось создание космической техники и ПО на базе недорогих, общедоступных компонентов и решений, а во-вторых - практически полной унификацией интерфейсных и программных решений для ПО общего пользования и специализированных программных комплексов. В результате сегодня всем желающим предлагается пакет Maestro (www.mars.telascience.org ), который JPL использует, в частности, для управления марсоходами Spirit и Opportunity и для обработки результатов научных экспериментов.
Но россиянам и без того есть чем гордиться. Например, пакетом Space Station Simulator. Рассчитанный на широкую публику, он позволяет строить на экране собственный аналог Международной космической станции из реальных модулей и путешествовать по отсекам созданной конструкции. Выпускает Simulator (как и популярный астрономический пакет Red Shift) лондонская фирма Maris Technologies (www.maris.com ), а разработчики - что менее известно - сидят в подмосковном Болшеве, в двух шагах от ведущих российских военно-космических НИИ и "через две дороги" от РКК "Энергия" и ЦУПа. Рассуждения о виртуальной реальности обычно заканчиваются описанием соответствующих "железных" решений. С космосом, однако, сложнее, тем более если говорить о "народных" решениях. Всем известные центрифуги, барокамеры и лопинги имитируют лишь элементы космического полета, а точнее - определенные нагрузки на человеческий организм. Шлемы, очки и "пещеры", безусловно, интересны для компьютерных игроков, но к реальной имитации космического полета отношение имеют опосредованное. Система виртуальной реальности для космонавтов - это, скорее, полуминутные "горки" на самолетах, позволяющие достичь динамической невесомости, или иммерсионная ванна в Институте медико-биологических проблем, обезвешивающая испытателей за счет архимедовой силы. Впрочем, полеты в невесомости на штатном Ил-76 уже доступны экстремальным туристам. А "самые экстремальные" из них, готовые расстаться с 15–20 миллионами долларов, могут заказать кресло на борту "Союза" и спальное место в российском сегменте МКС. Но это совсем другая тема, к "народному космосу" отношения не имеющая.
|