Creative Sound Blaster Audigy 2 ZS
 
02.03.2004
Андрей Волов


 
<< стр. 1
стр. 2

Все это добро имеется для каждого канала в отдельности! Есть и свой внутренний микроконтроллер (!), функции которого может взять на себя внешний. Грубо говоря, ЦАПом можно управлять, выбирая тот или иной способ обработки сигнала. Разумеется, исключительно в цифре. Аналоговый фильтр, как ему и положено, впаян намертво.

Кстати, полезно помнить: чем выше частота передискретизации (over-sampling) дельта-сигма-преобразования, тем больше может быть «битность» перелопачиваемых сигналов. Реальная эффективная «битность» любого ЦАПа (а дельта-сигма в особенности) гораздо меньше, чем у входящих сигналов; вдобавок зависит от синфазных и перекрестных помех, а также наводок, кои в реальных условиях минимизировать — очень накладно. Все дельта-сигма-преобразователи по своей глубинной сути однобитные (даже так называемые мультибитные), и навороченный CS4382 не исключение! Динамический диапазон сигнала получается за счет растяжения в частотной области. В «природе» существуют АЦП иного принципа действия, без абстрактных вывертов дельта-сигма-преобразования, но они дорогие и, при большой битности (>16), очень медленные.

CS4382 функционирует в трех режимах:

- при входном сигнале с частотой дискретизации до 50 кГц коэффициент over-sampling составляет 128х (single speed);
- до 100 кГц — 64х (double speed);
- до 200 кГц — всего лишь 32х (quad speed).

Запись «бит в бит»: в ZS это возможно, но только если снимать сигнал сразу с цифрового входа. Внизу — установка частоты дискретизации для цифрового выхода.То есть «несущая» частота дельта-сигма-модулятора фиксирована, а некоторое ухудшение динамического диапазона выдаваемого сигнала с переходом на более высокую частоту дискретизации поступающего в ЦАП сигнала отчасти компенсируется обработкой-фильтрацией. Как ни крути, с повышением частоты дискретизации получаем сужение динамического диапазона на самых высоких частотах.

Поэтому, господа хорошие, не удивляйтесь, если, слушая запись с частотой дискретизации 192 кГц, вы обнаружите (даже на аппаратуре до 20 кГц) загадочную разницу по сравнению с той же записью, но дискретизированной с частотой 96 кГц! Причем не факт, что с 192 кГц будет лучше. Причина в ЦАПе, а не в формате!

Выбор того или иного интерполирующего фильтра для каждого из трех режимов был якобы специально разработан, чтобы CS4382 лучше озвучивал разные музыкальные стили (и удовлетворял разные вкусы?). Хотя очевидно, что смена коэффициентов фильтра входит в число вынужденных мер. Недаром сделано так, чтобы «фильтры» можно было переключать на ходу. В состоянии ожидания/простоя доступен лишь один тип интерполирующего фильтра (кстати, это не совсем фильтр, но так уж назвали).

Сидящий «на хвосте» CS4382 аналоговый фильтр (вот это истинный фильтр, как бы «облегчен» он ни был!) предназначен для иных целей. Не будем лезть в дебри, важно отметить вот что: CS4382 не включает в себя компенсацию фазы и амплитуды для внешних аналоговых цепей, поэтому его отклик (в смысле «звучание») зависит от того, какие кондёры-резюки-операционники дальше навешают.

Настораживает характер фоновых шумов всех ZS. По абсолютному значению в полосе частот до 20 кГц собственные шумы в три-пять раз хуже, чем у обычной Audigy. А выше 20 кГц наблюдается обескураживающе «неухоженное» (по сравнению с другими HiFi-аудиоустройствами на дельта-сигма-ЦАПах) нарастание шума. Несмотря на относительно «по-людски» (тут еще надо крепко разбираться) сделанную развязку, откуда-то пролазят блуждающие по частоте наводки, которые в спектре видны как отдельные пики. Всего этого безобразия, слава Аллаху, почти не слышно, так как либо полезный сигнал преобладает-забивает, либо наводки всячески «заштукатуриваются» (до 20–40 кГц). Но, как известно, инфразвук тоже не слышно, а люди от него порой с ума сходят. Полагаю, Creative явно недооценивает серьезность ситуации.

Результаты тестирования по, данным Creative Labs, в программе RMAA версии 5.1 (слева от разделителя) и 5.3 (справа).

Какую роль во всей этой обработке играет бортовой DSP (в серии ZS он помечен как CA0102-ICT, а в предыдущей — как CA0102-IAT), сказать трудно: слишком мало информации. Если он здесь вне игры, то кто тогда переключает интерполяционные фильтры в ЦАПе? Драйвер? Плейер?

Стали ли лучше звучать ZS-карты? Хор-р-роший вопрос! Измерения показывают, что…

Вместо измерений

Не скрою, с измерениями я попарился от души, причем на профессиональной аппаратуре. Тем не менее, дабы не унавоживать почву для диспута на тему «у кого измерения правильнее», буду использовать результаты не свои, а полученные в Creative Labs. Во как!

3D-эффекты в наушниках: примочка на любителя.Предлагаю проанализировать цифры, приведенные в двух документах: «Sound Blaster Audigy 2 ZS Series Testing Methodology And Results For RMAA v5.1 Measurement» и «Sound Blaster Audigy 2 ZS Series Testing Methodology And Results For RMAA v5.3 Measurement_v1.0». Речь в них идет об измерении параметров одних и тех же звуковых карт серии ZS, причем посредством одного многоуважаемого программного обеспечения, но разных версий. Сравнивая приводимые там и там результаты, обнаруживаешь, что в лаборатории Creative с помощью новой версии 5.3 умудрились улучшить динамический диапазон на ~6 дБ для 24 бит по сравнению с 16 битами. Измерения посредством версии 5.1 неопровержимо свидетельствуют, что если разница между 16 и 24 битами и есть, то не более 3 дБ. Между нами говоря, мне на доставшемся экземпляре простой ZS удалось «выдоить» разницу всего лишь в 1 дБ.

Прошу понять меня правильно, я никого не собираюсь уличать «в заточке». Просто сегодня результаты одни, завтра, после уточнения методологии, — иные. Причем заранее нельзя утверждать, что «послезавтра», благодаря развитию методологии, некоторые измеряемые параметры не остепенятся или же после усовершенствования драйвера (увы, пока для каждой карты «персонального») не образумятся. Это нор-маль-ный процесс! Увы, абсолютная истина недостижима. Что касается полученных разными измерениями значений параметров, то в целом они достаточно высоки, чтобы утверждать о «неслабом» классе ZS как универсального аудиоустройства.

По ходу «о птичках». Во всех операционных системах Windows 24-битный звук — чужак чужаком. Официально «не прописан», ресурсы жрет как Гаргантюа, очумелые драйверы от него «шарахаются». С 32-битным звуком проблем было бы меньше, и не только программистам. Вот 16-битный звук в Windows — король. Ему все права и полномочия. С 24-битным же остается каждый раз гадать, какой поток получит активное приложение на запись, 16- или 24-битный. С другой стороны, когда приложение «отдаст» драйверу 24-битный поток, уже не знаешь, как им распорядится «измученный нарзаном» драйвер, вдруг взбрыкнет и «конвертнет» в 16-битный…

Караоке: качественно удалять из фонограммы вокал в реальном времени — пока, увы, из области фантастики.Так вот, более высокие результаты Creative показала в Direct Sound API, благо в версии 5.3 появилась возможность выбора: теперь к драйверу можно достучаться либо вышеуказанным методом, либо обычным, обозначенным как ММЕ. Но! Скажем, в Windows ME, да под сторонним драйвером, никакого заметного улучшения нам с ZS не светит.

Кстати, в обоих документах официально признано, что у карт Platinum Pro лучшие параметры имеет третий аналоговый вход, который расположен позади выносного модуля.

Естественный (технологический?) разброс параметров используемого в ZS ЦАПа, судя по обрывочным сведениям производителя, может составлять (сколько бы вы думали?) как раз 6 дБ. Так что как кому повезет. Но даже если достанется карта с наилучшими параметрами, рано радоваться. Очень многое будет зависеть от того, как подружится «небронированный с хвоста» ЦАП с конкретной акустикой-усилением, а также от того, каким плейером, с каким драйвером и в какой версии Windows (ХР+SP1+?) будет воспроизводиться желанный 24-битный звук. Оптимизировать такое сочетание — та еще головоломка.

Боюсь, на ZS разницу между звуком 16-битным и 24-битным вы если и услышите, то благодаря тому, что качество 24-битной записи (благо сюда еще пираты не добрались) окажется намного выше, а вовсе не потому, что ZS озвучила ее достоверно. Безусловно, высокая достоверность озвучивания 24 бит весьма не дешева, а максимальная — неспроста называется Hi-End и оценивается соответственно. Так что 24-битным звуковым картам есть куда расти.

Да, чуть не забыл, ZS отказалась воспроизводить аудиофайлы с частотой дискретизации 192 кГц, причем в трех разных версиях Windows. Более того, «перекрыла кислород» соседней Platinum EX, которая раньше крутила эти файлы без проблем. Причину этого каприза выяснить пока не удалось; видать, какие-то конфликты в «дровах».

Любопытно: самопроизвольная передискретизация в 48 кГц (например, при воспроизведении файлов с частотой дискретизации 96 кГц) с ZS случается гораздо реже, нежели с Platinum EX, но все равно до конца не искоренена.

Заключение


Аудиокарты из последней династии Audigy 2 ZS — прекрасные мультимедийно-игровые саундбластеры. Однако в погоне за универсальностью с высокоточным 24–96 бит/192 кГц звуком новейших форматов получился «тришкин кафтан», и о соперничестве с маститыми бытовыми DVD-Audio-плейерами (правда, дороже 400 долларов) говорить пока не приходится. Все карты ZS (даже та, что «просто», за 90 долларов) «звучат» не хуже, чем Au2 Platinum EX, которая тянет за 200 долларов.

Да, драйверы постепенно доводятся до ума, а программное обеспечение неуклонно совершенствуется. Но неявных багов, судя по той же катавасии с воспроизведением 192-килогерцовых записей, еще пруд пруди. Да, флагманская модель, окрещенная как «Pro», может привлечь музицирующую небедную публику. А вот профессионалы и иже с ними вряд ли клюнут. Ясно, ZS — линейка переходная. Весь вопрос в том, насколько у Creative Labs затянется переходный период.



 
<< стр. 1
стр. 2

<<Собирала на разбой бабушка пирата...
Все материалы номера
Смартфоны Nokia 3660 и 6600 >>