Creative Sound Blaster Audigy 2 ZS 02.03.2004 Андрей Волов
Очередной флагманской линейке звуковых карт Creative Labs посвящено уже целое море статей, тестовых обзоров и прочей рекламной лирики. И ни один из трудов не может претендовать на полноту, поскольку, чтобы подробно рассказать обо всех ноу-хау, надо написать толстенный талмуд. Предлагаем вашему вниманию очередное, не претендующее на полноту, собрание мыслей и наблюдений. Три модели (Audigy 2 ZS, ZS Platinum и ZS Platinum Pro) пришли на смену семейству Audigy 2, недолго правившему балом. Главное, что их объединяет, — добавка двух каналов (7.1 вместо 5.1), декодирование DTS силами бортового DSP (того, что с надписью «Audigy 2») и «бонусное» сервисное обеспечение (эквалайзер, караоке и пр.). И если «платиновая» делается из «простой» непринужденной добавкой выносного модуля, то «платиново-профессиональная», по сути, представляет собой совсем другую карту. В Audigy 2 ZS Platinum Pro есть поддержка ASIO 2.0 (оперирование с аудиопотоками 24 бит/96 кГц напрямую через память), к тому же «лишние» аналоговые входы перенесены с карты во внешний модуль. Тут уместно пояснить, что «внутренняя» многоканальная (5.1) запись 24 бит/96 кГц присутствует во всех моделях ZS, но DVD-Audio с ее помощью не скопируешь. Выносные модули двух последних ZS совершенно не похожи друг на друга, роднит их только назначение — подключение по всевозможным (аналоговым, оптическим/коаксиальным и т. п.) входам и цифровым выходам (плюс регулируемый выход на наушники). Здесь же сразу отметим, что добавка двух каналов к более или менее привычному уже Dolby Digital 5.1 в исполнении Creative таит странность. В терминологии Dolby Laboratories при воспроизведении (это важно, потому что в формате записи фигурирует не сабвуферный канал, а LFE) основные стереоканалы называются левым и правым (Left и Right), при схеме 5.1 добавляются центральный (Center), сабвуфер (Sub) и окружающие (Left/Right Surround). При схеме 7.1 возникают задние окружающие каналы — Left Back и Right Back Surround, максимально удаленные от экрана, располагаемые за спиной слушателя. В терминологии Creative (используемой как для звуковых карт, так и для акустики) до схемы 5.1 есть вполне однозначно соответствующие фронт (Front) и тыл (Rear), а вот в схеме 7.1 компания добавляет совершенно невразумительные боковые каналы (Side). По идее Dolby, дополнительные каналы должны появиться позади «задних», но у Creative свое мнение на этот счет: при инсталлированной по схеме front-side-rear акустике Inspire T7700 по умолчанию при 5.1-контенте окружающие каналы озвучиваются отнесенными за спину слушателя сателлитами; при 7.1 — они перекочевывают в боковые колонки, а выделяемые из них два субканала — назад. Тому, что это все-таки фича, а не баг, есть только одно подтверждение — возможность подробной настройки расположения каналов в драйвере, а также несколько иное поведение на акустической системе GigaWorks S750. С акустикой других производителей разбираться придется методом тыка. 24-битный звук на первых порах получалось из рук вон плохо. Карта обрастала довесками и превращалась в сложнейший диковинный монстр-лабиринт. К тому же фиксированная частота (48 кГц) аудиопроцессора не вписывалась в новые горизонты нежданно пришедших частот дискретизации 96 и 192 кГц. Получалось как со строительством на совковой даче: сначала симпатичный жилой сарайчик, потом к нему пристроили гальюнчик, затем, слегка «модернизировав» фундамент, добавили спаленку, террасочку, верандочку, после чего облагородили евроремонтом и, почесав репу, замахнулись на второй этаж. В итоге — странное, уникальное сооружение, которое так и просится, чтобы его перестроили… Казалось бы, настал черед разработать, что называется с нуля, совершенно новую звуковую карту, строго отвечающую возросшим требованиям, да еще с заделом на будущее. Но… что-то где-то не сложилось. Вряд ли с ZS поспешили из-за того, что в Аu2 вдруг обнаружили страшный ляп и нашли недорогой способ его устранения. Хотя не исключено, что ляпы в Аu2 действительно существуют, и какие-то из них Creative нашла (но сочла безобидными) и не признается. Скорее всего, компания решила пойти по пути экстенсивному в техническом плане, зато интенсивному в маркетинговом. Как известно, рыночный спрос подстегивается регулярным обновлением и ростом числа моделей, особенно если предыдущие раскупаются не так хорошо, как хотелось бы. В общем, пришлось срочно делать «ходы конем», продиктованные исключительно маркетинговыми соображениями. Большой нужды добавить один задний канал явно не было, ну разве что репутацию не подмочить на фоне телодвижений рьяных конкурентов… Думаю, впрочем, что «многоканальная суета» в стане противника не особо докучала всемогущей Creative. Однако мода есть мода, посему добавили. Тем более что стоило это копейки. Еще повысить отношение сигнал/шум? При воспроизведении пресловутый шум «замели по углам», и «простые смертные» перестали замечать его на слух. Другое дело — запись, тут фокусы не проходят, тут каждый децибел на счету. Но с записью как раз и не складывалось. Тому подтверждение — чехарда с выносными модулями да испепеление аналоговых входов на самой карте (Audigy 2 Platinum EX, см. www.terralab.ru/multimedia/25232). Призыв на подмогу АС’97-кодеков — не более чем «экономика должна быть экономной». С воспроизведением 24-битного звука дела обстояли не лучшим образом. И так и сяк до заветных теоретических 144 дБ было как до чужой галактики. Динамический диапазон с трудом подбирался к 100 дБ, да и то лишь в искусственно-благоприятных условиях. Замечу, используемые ЦАПы на стенде своего родителя демонстрируют от 108 до 114 дБА. Растерять 20 дБ на неинтегрированной карте!.. Конкуренты, правда, тоже не волшебники (не хуже 102 дБ на типичных картах, от 112 дБ на эксклюзивных), но все-таки поаккуратнее. Началась имитация кипучей деятельности по минимизации шумов (размах выходного сигнала и так накрутили дальше некуда), дабы явить миру рекордное отношение сигнал/шум, как можно меньше переделывая «железо». Но природу не обманешь, за 100 дБ (как при переходе звукового барьера в авиации, когда на халяву не проскочишь) начиналась пробуксовочка. Хваленые 108 дБА, оказывается, получили случайно, в последний момент (как прописано в горяченькой прокламации «…at the very last minute of development»), благодаря какому-то смутному рационализаторскому предложению. Чтобы подсластить пилюлю, вдарили по сервису: многополосный эквалайзер, режим караоке, настройка для многоканальной акустики, утилита информирования обо всем, что касается звука в системе, утилита восстановления по умолчанию настроек-установок креативовского софта и т. п. — кое-что представлено на скриншотах. В остальном программное обеспечение ZS как две капли воды схоже с описанным ранее для Audigy 2. С декодированием DTS вообще дошло до курьеза. Дело в том, что если декодирование дорожки данного формата не будет поддерживаться софтовым DVD-плейером, то заветного DTS-звука пользователь никогда услышит, мало ли чего из аппаратной поддержки нагородили; а вот такового плейера в комплекте у Аu2 отродясь не было! Нет и поныне… Более того, поддержка DTS — фича платная, в стандартном софтовом плейере отсутствующая. CS4382 не просто ЦАП, а чрезвычайно интересное устройство. И дело не в восьми каналах с поеданием как 16-, так и 24-битных потоков (до 192 кГц); и даже не в готовности с ходу проглатывать Direct Stream Digital (в ZS не задействуется, а ведь можно было бы Super Audio CD крутить!). В состав CS4382 входят: - цифровой интерполирующий фильтр (на самом деле их несколько, предусмотрена возможность выбора);
|