Космическое поколение 02.03.2004 Дмитрий Пайсон
Недавно в отряды космонавтов РКК «Энергия» и Центра подготовки космонавтов пришло пополнение. Многие из новобранцев, которые через несколько лет будут, вероятно, работать на борту Международной космической станции, а может быть, и отправятся в более дальнее путешествие, родились после 1969 года. Это значит, что они не застали в живых Гагарина. «Не присутствовали» при запуске первого спутника. Наконец, не имели возможности — даже теоретической — увидеть первые шаги Армстронга по Луне. Скоро за пределами Земли будут работать представители поколения, рожденного уже в разгар космической эры. Те, кого словам «космонавт» и «космический корабль» учили еще в школе. А вот кто будет следующим? Если в институты и военные училища не будут приходить люди, желающие осваивать инженерные и летные специальности, как бы космической отрасли не пришлось через десяток лет переходить на аутсорсинговую модель — производить космические корабли под российскими брэндами в том же Китае, а пилотов набирать из энтузиастов-добровольцев… К концу 1960-х гг. в Советском Союзе была создана мощная «кадровая индустрия», обеспечивающая космическую отрасль молодыми специалистами даже с некоторым избытком. Надо заметить, что Соединенные Штаты инициировали коренную перестройку своего естественнонаучного и инженерного образования непосредственно по результатам Sputnik Shock’а, не гнушались перенимать у нас кое-что и значительно позже. Многие знают (а кто не знает — прочтет в интервью Олега Алифанова), что крупные российские инженерные вузы прохладно относятся к идее подготовки «бакалавров от инженерного дела», полагая «четырехлетних инженеров» изрядно «недоделанными»; мало кто в курсе, что едва железный занавес дал первые трещины, в МАИ побывала делегация из легендарного MIT — Массачусетского технологического института, тамошней кузницы ракетчиков, по результатам какового визита в середине 90-х на аэрокосмическом факультете MIT была внедрена новаторская для Штатов программа подготовки магистров инженерного дела; обосновывая ее, американские методисты ссылались в том числе и на нашу программу подготовки инженеров длительностью в пять с половиной лет. Система в свое время была создана качественная; вопрос в том, как обеспечить ее успешное функционирование сегодня, когда и предприятия не очень понимают, как жить дальше, и абитуриенты со студентами усваивают преимущественно ценности, диктуемые, извините, все же жизнью, а не гордостью за достижения страны и болью за ее будущее. Создание социальной базы и постоянное возобновление состава абитуриентов — одна из основных задач деятельности по «космическому образованию» широких слоев населения. Если бы не материальные аспекты инженерной карьеры в нынешней России, можно было бы сказать, что система работает в целом неплохо. Молодой человек, наблюдая по телевидению за головокружительными кульбитами астронавтов, собирающих в невесомости гигантские конструкции, смотря в меру безумный фильм вроде «Армагеддона», где команда астронавтов спасает Землю от очередного апокалипсиса, или играя в компьютерную «леталку», созданную на базе реальных алгоритмов управления «Спейс Шаттла» или «Союза ТМ», исподволь приобщается к некоему сообществу — сообществу, вступить в которое можно через систему космического образования. От фильмов, книг, марок, моделей и Интернет-страничек — к Клубам юных космонавтов, Космоцентрам, астрономическим и ракетомодельным кружкам, а оттуда — в вузы, военные училища, техникумы и на заводы — таков «модельный» маршрут молодого человека на пути приобщения к «ракетной науке». Адекватно действующая профориентационная система создает в обществе некое силовое поле, подталкивающее молодых людей к «входным шлюзам» более структурированных образовательных систем.
Конечно, фильмы смотрят миллионы, Космоцентры посещают десятки тысяч, потребность в инженерах-ракетчиках исчисляется единицами тысяч, а астронавтами и космонавтами становятся считанные десятки. Система космического образования — не система фильтров на пути к некоей вершине, а скорее пирамида со многими ступеньками. «Космическое просвещение» обеспечивает мотивацию для подъема на эту пирамиду. Заинтересовавшись космонавтикой, пусть даже с лицом Брюса Уиллиса или Юозаса Будрайтиса (который играл героя советского «производственного» фильма начала 80-х «Возвращение с орбиты»), молодой человек однажды приходит в клуб юных космонавтов или местный PR-центр НАСА. На этом функция «космического просвещения» заканчивается. Начинается работа начального, довузовского, высшего… и всех прочих компонентов единой системы космического образования. Но! В нынешние времена одной лишь романтикой никого увлечь невозможно. Кстати говоря, еще одна интересная задачка — это «профориентация родителей» при привлечении абитуриентов в авиационно-космические вузы. Обычно потенциального абитуриента агитируют более или менее возвышенной «звездной романтикой» и более или менее ориентированной на 3D-моделирование и лазание по Интернету «поголовной компьютеризацией». Однако при общении с родителями (от которых в данном случае во многом зависит принятие решения) вузы — не только, впрочем, космические, но и радиоэлектронные, и ракетно-ядерные — апеллируют к «надежности», «устойчивости» и даже «возможности работать в банковской сфере» — после окончания какого-нибудь не слишком узкоспециализированного факультета очень специализированного вуза. В результате часть абитуриентов — предполагаемых ракетчиков — никакими ракетами заниматься не собирается с самого начала, а существенная доля «молодых романтиков» теряет романтический настрой в первые год-два обучения. Хотя вуз заканчивает. Высшее образование у нас все же котируется.
|