Народный космос
 
02.03.2004
Дмитрий Пайсон


 
стр. 1
стр. 2 >>

Известно, что некоторые области человеческой деятельности народу нужны и понятны (например, земледелие и виноградарство); некоторые - нужны, но в массе своей непонятны (промышленный органический синтез или создание компьютерных игр). Освоение космического пространства периодически попадает в "группу риска" и причисляется к занятиям непонятным и ненужным.

Наиболее затратные и наиболее важные "на перспективу" направления космической деятельности еще очень долго - если не навсегда - останутся принципиально "бюджетными", учитывать мнение "народа" - хотя бы в лице элиты и истеблишмента - приходится при планировании космических программ в любом случае. А поскольку, как известно, космическая политика есть наука об интересах участников космической деятельности, полезно уточнить, какие, собственно, интересы преследуют институты ("субъекты") космической деятельности и, шире, государственной научно-технической политики, более или менее настойчиво стараясь сделать освоение космоса нужным и понятным для общества.

Можно выделить три мало пересекающиеся цели такого "хождения в народ" - возвышенную, инструментально-циничную и прагматичную. "Духовный", возвышенный интерес обусловлен возможностью использования космической деятельности (больше процесса, нежели реальных результатов) как средства пропаганды в обществе различных комплексов ценностей, более или менее опосредованно связанных с космосом. Удивительная амбивалентность космической деятельности состоит в том, что ее можно использовать (и используют!) в качестве дополнительного элемента очень разных, а в наших условиях - почти взаимоисключающих ценностных концепций. С одной стороны, начиная еще с Юрия Гагарина, идет разговор о "маленькой голубой планете", которая является нашим "общим домом", а значит - ареной мирного сотрудничества, где отсутствуют национальные границы и торжествует международное сотрудничество. С другой стороны, те же пионерские полеты советских космонавтов, беспрецедентная эпопея комплекса "Мир", весомые результаты в исследовании планет и многие другие реальные достижения служат хорошим поводом для разговора о российском патриотизме и национальной гордости.

Инструментально-циничный смысл формирования благожелательного отношения общества связан с необходимостью получения космической отраслью доли общественных ресурсов (в простейшем случае - государственного бюджета). В большинстве развитых государств, где поведение лиц, принимающих политические решения, в немалой степени зависит от мнения налогоплательщиков (и активно задействуются прямые и обратные связи), соответствующие PR-мероприятия космические агентства нацеливают преимущественно на налогоплательщиков и их представителей в законодательной власти. В наших условиях то молодой, то управляемой демократии космическая отрасль обращается за реальной политической поддержкой скорее не к налогоплательщикам (которые как субъект политической деятельности не слишком котируются), а к широко понимаемым "элитам" - в тех, конечно, случаях, когда что-то вообще зависит от чьего-то мнения или поддержки. Кроме того, никогда ведь не знаешь, кто окажется завтра "у руля" и будет принимать ключевые для космической деятельности решения. Поэтому надо "воспитывать цесаревича", а значит - создавать благоприятный климат в обществе, пусть даже общественное мнение и не имеет большого веса.

Пирамиды в Гизе. Снимки со спутника IKONOS фирмы Space Imaging с разрешением 1 метр (www.spaceimaging.com/gallery).

Наконец, прагматичный интерес "приземления" космической деятельности состоит в приобщении как можно более широкого круга людей (включая предпринимателей, и даже - не сглазить! - инвесторов) к осознанию практических возможностей космонавтики и использованию ее достижений в своих целях. Кажется, это называется формированием платежеспособного спроса. Телефоны Globalstar, Iridium и Thuraya - яркий пример такого "приземления" (полеты космических туристов Дениса Тито и Марка Шаттлуорта - все же пока экзотика).

Таким образом, несмотря на свою естественную "элитарность", космос и космическая деятельность с необходимостью должны стать частью "персональной ойкумены" как можно более широкого круга обитателей Земли - есть зачем. Другой вопрос - как этого добиться. Как и во времена великих географических открытий, чтобы сделать любую terra nova частью ареала человечества, дальний берег должен быть доступным - хотя бы с трудом. Пока же реальный доступ в космос для подавляющего большинства землян (правильнее даже сказать для всех, списав несколько сот космонавтов и астронавтов на статистическую погрешность) абсолютно не представим. Ладно бы космический полет - в существование Австралии люди верят, и не побывав у антиподов. Но ведь ни реальная космическая техника, ни настоящие данные со спутников практически никогда - до последнего времени - не были в "открытом доступе". А ведь пресловутому "народу", как известно, не нужны безымянные герои. Нужно что-то, что можно пощупать руками.

Олимпийский парк в Сиднее. Снимки со спутника IKONOS фирмы Space Imaging с разрешением 1 метр (www.spaceimaging.com/gallery).

Проще всего - в коммерческом сегменте. Предприниматели, выводящие на горизонтальные рынки товары и услуги, непосредственно связанные с космической деятельностью, приходят сами и сами все дают - те же персональные спутниковые телефоны, GPS-навигаторы, приемники спутникового телевидения и радиовещания: Сравнительно недавно на открытый рынок пошли космические снимки высокого разрешения (см., например, www.spaceimaging.com/products/ikonos ), и в рамках своих рекламных кампаний фирмы выкладывают много интересного в Интернет. Это, однако, не решает проблемы с бюджетными научно-исследовательскими космическими программами и не позволяет показать простому землянину более широкую картину, не ограниченную носимыми коробками и тарелками антенн, - а космический снимок не дает волшебного ощущения "здесь и сейчас".

Вот тут все более важную роль начинают играть современные IT-технологии, и в первую очередь те из них, которые отвечают за создание разнообразных виртуальных и онлайновых реальностей. Не обязательно, в конце концов, всюду вкладывать персты. "Реальный масштаб времени" и "ощущения от первого лица" - два ключевых подхода, обеспечивающих неповторимое чувство "здесь и сейчас". Большая часть существующих решений ориентирована на решение образовательных задач - от школы до университета. Что же могут предложить, объединившись, две могучие высокотехнологические отрасли - аэрокосмическая и IT?

"Космос в реальном масштабе времени", вообще говоря, широко предлагается общественности еще со времен первых посадок на Луну (в наших же краях… Я помню, какой ажиотаж вызвал у этой самой общественности первый в истории показ по телевидению старта советской ракеты "Протон" аж в 1984 году - там, правда, за клубами оранжевого азотнокислого дыма ничего не разобрать было, зато секретный "Протон" показали впервые, пусть и не вживую!). НАСА с тех пор дошло до высот необычайных, и репортажи о важнейших событиях американской космической программы как в космосе, так и на Земле транслируются и в Интернете, и по общедоступным каналам через телеспутники. Российские фирмы взяли, наконец, пример с американцев, и теперь трансляция запусков идет, в частности, через сайт Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (дочернее учреждение Росавиакосмоса) - www.tsenki.com.  Канал, конечно, требуется не дайлапный, и картинка временами так себе - зато в "реале".


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Космическое поколение
Все материалы номера
Хлеб, могущество и зрелища >>