Революция, которой не было
«КТ» попросила представителей фирм-производителей ответить на следующие вопросы: 1 Могут ли российские профессиональные ресайклеры и западные вендоры мирно сосуществовать на местном рынке? 2 Как вы относитесь к тому, что в России продаются подделки под оригинальные картриджи? Насколько велика вероятность их приобретения для рядового пользователя?
Константин Кимельман директор подразделения устройств печати и цифровой обработки изображений компании Hewlett-Packard
1 Никаких предпосылок для конфликта между фирмами, занимающимися восстановлением и перезаправкой картриджей, и производителями оригинальной продукции нет. Рынок ресайклинга вторичен, поэтому конфликт возможен лишь между компаниями, закупающими использованные картриджи, — например, ресайклерами и производителями контрафактной продукции, которые могут предложить гораздо более высокую цену за отработавший свое картридж.
2 Несмотря на то что изготовление и распространение поддельных изделий классифицируется как экономическое и в ряде случаев — как уголовное преступление, контрафактная продукция в России существует во многих областях. Нередко россияне сознательно покупают контрафактную продукцию, например компакт-диски, потому что не видят разницы между оригинальной и контрафактной продукцией.
С картриджами ситуация иная. Между качеством брэнда и подделки — пропасть, которую на себе испытывают покупатели. Приобретая «левый» картридж чуть дешевле оригинального, они уверены, что это фирменное изделие. Их обманывает имитация фирменной упаковки, они верят доброму имени продавца. Столкнувшись с проблемой, покупатели часто относят ее на счет производителя, что, разумеется, вредит имиджу компании. Таким образом, подделка картриджей не только противоречит закону, но и разрушает рынок и подрывает престиж вендоров.
Несмотря на усилия правоохранительных органов, встретить поддельный картридж для лазерного или струйного принтера Hewlett-Packard можно все еще довольно часто.
Виктор Мочалов генеральный директор Advanced Printing Technologies (Kyocera)
1 В первом вопросе ключевым является слово «профессиональные». К сожалению, в большинстве случаев фразы типа «полная совместимость с оригиналом», «тонер с завода-изготовителя оригинального порошка», «фирменное оборудование по очистке и заправке» и т. п. — всего лишь пустой звук. Вторая часть проблемы — это качество отпечатка. Грустно слышать: «А я вот уже третий раз засыпаю в свой Hewlett (Xerox, Lexmark…) порошок и ничего, печатает. Правда, лист грязноватый и полосы какие-то. Но печатает!»
Господа!.. Зачем тогда покупать лазерный принтер? Придирчиво выяснять, сколько там точек на дюйм, интересоваться, есть ли PostScript? Купите матричный, там ленточку еще дешевле покрасить!..
2 Резко отрицательно. Если покупая «совместимый» порошок, клиент хоть понимает (надеюсь), что за возможные неприятности ему некого винить, кроме себя, то при покупке подделки он верит, что у него в руках оригинал, а в результате… Это чистая уголовщина, и к бизнес-дискуссии она не имеет отношения.
Сергей Лисовский менеджер по маркетингу продукции компании Xerox (Евразия)
1 Думаю, могут — насколько это возможно в условиях конкуренции. Так как ни у тех, ни у других нет особого выбора. Рынок лазерной печати стремительно растет, все больше привлекая тех, кто хочет заработать. Другое дело, что это мирное сосуществование обманчиво, таковым оно кажется только «на поверхности», а внутри каждый пытается изобрести что-то позволяющее получить конкурентное преимущество или склонить потребителя на свою сторону, — ресайклеры бьют низкой ценой на услуги, вендоры лишают фирменной гарантии на аппарат, если перезаправленный картридж вывел из строя принтер.
Но, на мой взгляд, сейчас стоило бы говорить о сотрудничестве, нежели о сосуществовании. На данном этапе развития рынка конкуренция ограничивает возможности обеих сторон. Поэтому создание конечного продукта совместными усилиями — так, как происходит, например, на Западе, — залог будущего успеха. Но для этого необходимо соблюдение ряда условий: в частности, сертификация вендором продукции ресайклера и строгий контроль качества и объемов. К тому же все это будет работать лишь при участии действительно профессиональных ресайклеров с жесткими стандартами ведения бизнеса, коих сейчас немного.
2 Разумеется, негативно. Если говорить о риске приобретения подделок, то он достаточно велик, особенно в регионах. Но не нужно его переоценивать. Если придерживаться простых правил, можно свести эту угрозу к минимуму. Во-первых, стоимость оригинального картриджа не может быть ниже среднерыночной, за исключением некоторых случаев — к примеру, из-за повреждения упаковки. Во-вторых, желательно покупать расходники в специализированных магазинах, занимающихся продажей компьютеров и периферии. И в-третьих, чаще доверяйте интуиции, и если есть подозрения, что картридж поддельный, лучше отказаться от покупки в этом месте.
От лица ресайклеров выступил Алексей Фишер, коммерческий директор ООО «Офис Принт Сервис». Ему были заданы следующие вопросы:
1 Соблюдение каких правил может обезопасить клиента от покупки поддельных картриджей?
2 Сейчас на Западе, а также, например, в Японии и Австралии существуют ассоциации ресайклеров, которые не только помогают своим членам бороться за «место под солнцем», но и следят за качеством их работы. Если подобную ассоциацию создать в России, поможет ли это сформироваться цивилизованному рынку производителей совместимых картриджей?
1 Подделка — это не только убытки вендоров, но и пятно на репутации всех игроков рынка. К сожалению, дилетанту трудно оценить качество картриджа по внешнему виду, хотя кое-что может разглядеть и начинающий пользователь. Предположим, перед вами оригинальный картридж — вскройте упаковку и посмотрите на места крепления фотобарабана. Если возле штифтов вы обнаружите царапины или другие следы взлома — перед вами подделка.
Что касается приобретения готовой продукции ресайклеров, то здесь я бы посоветовал работать с известными компаниями, заправляющими картриджи только в специальных лабораториях, где соблюдаются все технологические требования. Кроме того, у будущего поставщика стоит поинтересоваться наличием сертификатов и страхового полиса, защищающего интересы клиента. К сожалению, в нашей отрасли до сих пор не существует обязательной сертификации продукции. Доходит до смешного: когда мы решили протестировать свою продукцию в независимой лаборатории, то еле-еле смогли найти солидную организацию; никто в Москве не мог даже понять, что мы от них хотим и зачем нам это надо. Действительно серьезная сертификация позволит, с одной стороны, отсечь компании-поддельщики и других халтурщиков, с другой — независимая оценка нашей продукции поможет бороться с утверждениями вендоров, будто совместимая продукция портит их оргтехнику.
2 Возможно, проблему подделок и некачественной заправки частично смогла бы решить ассоциация ресайклеров, члены которой приняли бы что-нибудь вроде «кодекса чести». Но боюсь, в связи с особенностями российского менталитета декларация, не подкрепленная дисциплинарными санкциями, будет мало что стоить.
А вообще-то идея образования подобной ассоциации в России давно витает в воздухе, и когда-нибудь добросовестные ресайклеры обязательно объединятся. К этому нас толкает рынок, ведь гораздо проще бороться за свои права вместе, чем поодиночке. |