Портрет новейшей эпохи (триптих)
 
24.02.2004
Александр Милицкий


 
<< стр. 1
стр. 2
стр. 3 >>

Хотя Интернет-пользователи обнаруживаются только в 15% московских квартир, глубина проникновения сетей, как правило, существенно ниже и составляет обычно 5–10%. Одним из факторов, ограничивающих число подключений, является вышеописанное недоверие «тяжелых» клиентов к недостаточно солидным, по их мнению, провайдерам, — однако есть и другие. Значительное число людей (например, пользующихся Интернетом на работе, а дома лишь изредка испытывающих потребность в срочной отправке электронной почты или посещении поисковых систем) вполне довольствуется коммутируемым доступом по Интернет-картам, расходуя при этом 5–10 $/мес. Если тарифная политика сети не позволяет им полностью удовлетворять свои потребности за те же деньги, подключение к выделенной линии кажется им бессмысленным. Для охвата этой категории абонентов «легкая» часть тарифной таблицы должна быть тщательнейшим образом проработана. Кроме того, эффективность таких распространенных (а во многих сетях — и единственных) способов продвижения услуг, как расклейка объявлений на подъездах и разбрасывание листовок по почтовым ящикам, крайне мала. За сколько-нибудь непродолжительное время подобными методами можно привлечь лишь «авангардную» часть потенциальной абонентской базы, а также тех пользователей, которые остро нуждаются в услугах и сами ищут возможности подключиться. Остальная часть потенциальных абонентов — нередко около половины от общего числа — может месяцами продолжать пользоваться коммутируемым доступом, даже будучи хорошо осведомленной о возможности подключения по выделенке. Для охвата этого контингента требуется применение специальных технологий продвижения и продажи услуг.

Стремясь привлечь максимум абонентов, многие сети устанавливают единовременную плату за инсталляцию в размере ниже себестоимости, а то и вовсе подключают бесплатно. Такой подход вряд ли можно назвать оправданным: средний абонент рассматривает инсталляционный платеж как капитальное вложение и психологически готов заплатить за подключение в пределах $100, — так что провайдеры, которые не дают ему такой возможности, попросту обкрадывают сами себя. Исключениями являются только дома, в которых присутствуют две или более сетей, — в этом случае размер инсталляционной платы, при прочих равных условиях, может повлиять на выбор, а уже подключенный абонент, переманиваемый другим провайдером, — так и вовсе не готов платить за переключение, даже если на новом месте тарифы гораздо привлекательнее. Однако столкновение сетей на одной территории пока еще редкость и случается, как правило, в новостройках с коммерческим заселением, — им провайдеры уделяют особо пристальное внимание.

В целом для сегодняшней Москвы вполне реально достижение глубины проникновения около 15% от общего числа квартир в течение первых трех месяцев с момента подключения дома, — при условии качественной и грамотной организации бизнеса, особенно в части тарифной политики, а также продвижения и продаж. На практике у подавляющего большинства сетей этот показатель заметно ниже, поскольку мало кому удалось в достаточной степени приблизиться к идеалу, — идет формирование рынка, и большинство игроков пока еще не завершило этап наступания на все типовые грабли.

По достижении 15-процентного барьера дальнейший рост абонентской базы происходит намного медленнее — за счет уже имеющихся владельцев компьютеров, ранее не являвшихся Интернет-пользователями; лиц, только-только купивших компьютер, а также Интернет-пользователей, переезжающих в дома, находящиеся в зоне покрытия сети. Количественно оценить этот рост довольно сложно; по разным оценкам, он составляет от 1% до 7% от общей численности уже подключенных абонентов в год.

А в это время…

Во Владивостоке подключение к сети (за 4 тыс. руб.) включает:
- сетевую карту;
- кабель от коммутационного блока до квартиры абонента;
- установку и настройку сетевого оборудования.
Абонентская плата — 160 руб./мес., входящий Интернет-трафик — 1,92 руб./Mбайт, входящий трафик с внутренних ресурсов — 0,32 руб./Mбайт, исходящий Интернет-трафик — бесплатно.
Провайдер Vladlink

Портрет провайдера

Игроков, выступающих сегодня в Москве на ниве Ethernet-провайдинга, можно четко подразделить на две группы по их происхождению. К первой относятся сети, бывшие когда-то любительскими или оставшиеся таковыми до сих пор. Ко второй — предприятия, возникшие в результате целенаправленных инвестиций в данный сектор телекоммуникационного рынка.

Любительские сети первоначально возникали (а многие — и до сих пор такими остаются) как своеобразные клубы по интересам, объединявшие преимущественно студентов, компьютерных фанатов, фидошников. Доступ в Интернет во многих из них — по крайней мере, первоначально — не был основной задачей, — гораздо большее значение имели многопользовательские сетевые игры, локальные файловые архивы и т. п. При подключении к Интернету основной проблемой, подлежавшей решению, являлось обеспечение участников сети недорогим и качественным выделенным доступом без целей чьего-либо личного обогащения. Многие из подобных образований, интересы которых не сместились в сторону бизнеса, в настоящее время регистрируются как общественные организации «любителей Интернета», а сеть оформляется как ведомственная. Они не гонятся за прибылью (по крайней мере — формально), не предоставляют услуг связи и не взимают за них плату, а — собирают членские взносы на реализацию уставных целей и задач (то есть предоставление доступа в Интернет своим членам). Однако основная масса любительских сетей все же стихийно эволюционировала в сторону коммерческого Интернет-провайдинга.

В ходе эволюции им пришлось столкнуться со множеством проблем, связанных в основном с отсутствием инвестиций и квалифицированных кадров. Поскольку любительские сети создавали люди, разбирающиеся в компьютерах, но, как правило, далекие от других областей деятельности, при переходе на коммерческие рельсы решение таких задач, как получение лицензий и легализация, организация продаж, менеджмент, бухучет и т. п., оказалось подвешенным в воздухе. Своих специалистов соответствующего профиля у них не было, а средства для привлечения наемных профессионалов отсутствовали. Покрытие достаточной территории, чтобы общая численность абонентов позволяла платить зарплату минимально необходимому штату сотрудников, приобретать сертифицированное оборудование, оплачивать проектные работы, необходимые для получения разрешения на эксплуатацию в Госсвязьнадзоре, требовало заметных вложений, а привлечение внешних инвесторов оказывалось затруднительным делом. Некоторые из подобных сетей к настоящему времени легализовались и трансформировались в небольшие телекоммуникационные фирмы; некоторые — прекратили деятельность, продав абонентскую базу профессиональным операторам, а многие — продолжают нелегально работать на свой страх и риск до сих пор.

В противоположность любительским сетям компании, созданные в результате целенаправленных инвестиций, изначально ориентировались на коммерческую деятельность. В их бизнес-планы были заложены расходы на строительство сетей со значительным охватом территории, найм квалифицированного персонала, приобретение сертифицированного оборудования, осуществление проектных работ, оформление разрешительной документации, рекламу и маркетинг. Когда такие компании только стали появляться, типичный объем инвестиций составлял $100–300 тысяч. В настоящее время цена входного билета на рынок постепенно растет из-за усиления конкуренции и ужесточения требований к качеству и надежности услуг.

Как уже было сказано, средний доход с одного абонента составляет около 30 $/мес., себестоимость же его обслуживания сильно зависит от размера абонентской базы. При обеспечении должного качества обслуживания операционно-безубыточными являются сети приблизительно с пятьюстами пользователями, а говорить о прибыльности можно начиная примерно с тысячи абонентов (цифры могут заметно варьироваться в зависимости от местных условий). Здесь играет роль так называемый эффект масштаба. Во-первых, целый ряд расходов — таких как заработная плата сотрудников, стоимость аренды помещений, коммунальные услуги и т. п., не зависит или почти не зависит от численности пользователей. В результате с ростом абонентской базы вклад этих статей в себестоимость обслуживания одного абонента сильно уменьшается. Во-вторых, стоимость трафика на межоператорском рынке сильно зависит от объемов его потребления; чем больше абонентов обслуживается, тем дешевле обходится провайдеру трафик, причем разница в цене для маленькой сети и крупного оператора может достигать 10–20 раз.

А в это время…

В Хабаровске подключение по ADSL при использовании оборудования клиента стоит 3 тыс. руб. (при использовании оборудования оператора — 7,5 тыс.).

При доступе без ограничения скорости ежемесячная абонентская плата за один порт — 1 тыс. руб., плата за 1 Мбайт трафика — 2,5 руб., исходящий трафик — бесплатно. (Все цены без НДС.)
Провайдер RedcomInternet



 
<< стр. 1
стр. 2
стр. 3 >>

<<Легкий поток
Все материалы номера
Чешуйки памяти >>