Заряжаем мозги
 
17.02.2004
Павел Протасов


 
<< стр. 1
стр. 2

BrainWave Generator 3.1.11
www.bwgen.com

Одна из старейших программ такого рода (и самая, пожалуй, известная), но довольно долго существовавшая в версии 3.1.9 (с февраля прошлого года). И вот, когда я уже причислил ее к покойникам, — на тебе, вышла 3.1.11. Изменения в ней, впрочем, косметические, но все равно сам факт радует: живы они, значит, там, в своей Noromaa Solutions.

При первом запуске программа предложит настроить качество воспроизведения и частоту дискретизации звука, протестировать аудиоканалы. Это так называемый Configuration Wizard, который может быть вызван в любой момент позже, для повторной конфигурации.

4Рабочее окно BrainWave Generator (рис. 4) содержит выпадающий список для выбора настройки (набора из бинаурального ритма определенной частоты и визуальных эффектов). Каждую настройку можно сохранить отдельно или в составе библиотеки. Естественно, библиотеки можно делать свои, а можно пользоваться идущими в комплекте с программой либо скачанными с сайта.

Диалог конфигурации (рис. 5) внушает трепет. В число настраиваемых параметров входят не только частота ритма, но и кривая изменения частоты во времени (примерно так же, как и в Cool Edit), вид «шума», накладываемого на ритм, визуальные эффекты и еще куча всего. Можно настраивать даже количество гармоник в звуковой волне. Короче говоря, экспериментируйте.

5

Никаких узоров программа показывать не может, визуальные эффекты сводятся к миганию экрана разными цветами с определенной частотой. Зато можно гибко настраивать параметры показа: на полном экране, либо в низу окна программы, которое можно заодно закрепить поверх остальных.

Поддерживаются также очки с интерфейсом AudioStrobe, а поскольку в России таковые найти трудновато, весьма кстати будет описание того, как их сделать самостоятельно (www.bwgen.com/magicjim).7 Пригодится и раздел ссылок (www.bwgen.com/links.htm), там тоже много полезного. Есть в программе и опция сохранения воспроизведенного звука в wav-файл, так что владельцы mp3-плейеров, опять же, останутся довольны.

 

Flasher 1.51

Единственная программа в обзоре для операционной системы MS-DOS. Использует для воздействия только световые вспышки, без звука.

6

При старте появляется несколько диалогов выбора, в которых настраивается частота ритма, цвет экрана и вид узора, нарисованного на экране (рис. 6). Затем пользователь может лицезреть, что же он навыбирал (рис. 7). Вот и весь сервис.

7

Увы, своей страницы программа, как и Brain Fellow, не имеет (flshr151.zip, 48982 байта).

Lucido Inducer

Еще одна отечественная разработка, назначение которой — вызов так называемых осознанных сновидений, то есть состояния спящего человека, понимающего, что он спит. Описывать это, судя по всему, бесполезно, скажу только, что ощущения с непривычки жутковатые (знаю потому, что один раз спонтанно удалось в это состояние войти): ты лежишь и видишь сон, но вместе с тем понимаешь, что спишь, и чувствуешь, что лежишь в кровати. Испытание не для слабой психики.

«Фабрика грез», упомянутая в начале статьи, — всего лишь одно из группы подобных устройств. Как правило, делаются они на основе очков, в которые встроены датчики, определяющие, когда пользователь видит сон. Для этого они отслеживают движение глаз, выявляя так называемую фазу быстрого сна (или быстрого движения глаз, она же rapid eyes movement). При обнаружении движения глаз пользователю каким-то способом сообщается, что он спит, — чаще всего это делается с помощью мигания светодиодов, вмонтированных в очки.

Помимо, так сказать, аппаратного способа, для достижения осознанного сновидения разработана целая система тренировок; один из составных ее элементов — постоянная проверка своего состояния: не во сне ли вы. Также тренировка включает в себя выработку навыка запоминания снов (человек видит их каждую ночь по несколько раз, а попробуйте-ка вспомнить хотя бы десяток из своих собственных… вот то-то же).

8Программа Lucido Inducer (рис. 8) предназначена для формирования условного рефлекса проверки своего состояния. С определенной частотой и периодичностью она мигает экраном. При таком мигании вы должны проверить, не спите ли… Это, по идее, поможет сделать то же самое, когда вы действительно заснете. Настраиваются в программе время первого срабатывания, длительность и частота мигания.

Болезни у Inducer’а в основном те же, что и у большинства отечественных стихийно написанных программ: хелпа нету, сайта нету, под Windows XP слегка глючит, показывая в окне содержимое рабочего стола, расположенного под ним. Но работает (lucido.zip, 31143 байта).


7 Если заинтересуетесь — вот вам еще две ссылки: MindExplorer (www.tc-softworks.com/EN/index.htm) и Futuremind (www.futuremind.com). Эти программы как раз такие очки используют, а по причине отсутствия оных программы не тестировались и в статье не описаны.

Мифический 25-й кадр

9Кто-то может спросить: а почему же нигде не описаны программы, использующие так называемый 25-й кадр для воздействия на подсознание?

В пятидесятые годы об эксперименте с «кадром», организованном неким Джеймсом Викэри, сообщалось, что проходил он так: в обычный фильм были вмонтированы надписи «Ешь поп-корн» и «Пей кока-колу», — и зрители после фильма послушно исполняли приказы, которые были в этих невидимых глазу кадрах. По утверждениям Викэри, кадры с призывами есть поп-корн и пить кока-колу увеличили продажи этих товаров соответственно на 50 и 18 процентов.

Ясно, что информация о таких успехах в рекламной технологии вызвала два противоположных процесса — рекламщики начали продвигать новые трюки в жизнь, а потребители рекламы, наоборот, всеми силами сопротивлялись (кому же понравится, когда тебя без твоего ведома программируют!). Под шумок даже было принято несколько законов, запрещающих средствам массовой информации употреблять подсознательно воспринимаемые сообщения. И только потом общественность начала задумываться, насколько правдивы описания эксперимента, — ведь сам Викэри был владельцем рекламного агентства и запатентовал свой метод рекламы сразу после того, как объявил о нем.

Один из независимых исследователей, Стюарт Роджерс, не поленился съездить на полигон Викэри. Как оказалось, искомый кинотеатр был слишком мал для того, чтобы через него за шесть недель прошло 50 тысяч зрителей, как утверждалось. Персонал кинотеатра, опрошенный Роджерсом, не припомнил ничего подобного описанному эксперименту. Организованные позже исследования подсознательных воздействий (уже без участия Викэри) не обнаружили ничего похожего на этот эффект. В довершение всего Викэри так никогда и не опубликовал подробного изложения проведенных процедур, чего требовал от него американский Фонд исследований рекламы1.

Чтобы получить искомый «кадр», нужен кинопроектор и специальная аппаратура, назначением которой и будет проекция на экран нужного изображения. При воспроизведении фильма объектив проектора периодически закрывается особой шторкой в тот момент, когда напротив объектива находится граница между двумя соседними кадрами. Это нужно для того, чтобы граница не была видна зрителю. Промежутки времени, когда происходит проецирование кадра с киноленты и когда объектив закрыт шторкой, равны и составляют 1/48 секунды. Иными словами, половину времени просмотра фильма объектив проектора закрыт, но мы этого просто не замечаем.

Когда объектив закрыт шторкой, в действие и вступает аппаратура, проецирующая на экран 25-й кадр. Но главное — длится он около одной тысячной секунды и только в этом случае не будет зафиксирован сознанием зрителя. Так что в обычном кинотеатре вы не увидите фильм с такими вставками. С телевизором или компьютерным монитором такой трюк тоже невозможен. Если выключить телевизор или монитор, то изображение, бывшее на нем, еще остается видным доли секунды. Это так называемое остаточное свечение, длится оно гораздо дольше не определяющегося сознанием промежутка времени, и именно оно выдаст наличие изображения, которое кто-то захочет показать зрителю незаметно для него.

Короче говоря, большинство западных исследователей склоняется к мысли, что сообщения Викэри не более чем саморекламная мистификация. Однако в России легенда о 25-м кадре пошла своим путем.

…1993 год. Все прогрессивное человечество готовится достойно встретить праздник 1 апреля. В редакции газеты «Вечерний Воронеж» двое сотрудников пишут праздничный материал. Как говорит один из авторов — тот, который впоследствии довел работу до конца, его напарник сошел с дистанции после спора об окончательном варианте текста. А сам он просто не успел дописать заметку к первоапрельскому номеру. Но не пропадать же добру! В итоге пришлось печатать ее позже, в сентябре, когда народ стал более легковерным, и в другой местной газете — «Провинциальная ярмарка». Результаты были потрясающими.

В заметке (под названием «Компьютеры-убийцы») говорилось о смерти одного воронежского программиста, убитого на своем рабочем месте компьютерным вирусом, использующим тот самый 25-й кадр: якобы программист, сев за компьютер, вдруг неожиданно потерял сознание. Рядом оказался «дипломированный целитель», начавший оказывать первую помощь и определивший, что убил человека именно вирус, который к тому же имел размер 666 байт. Ну как, волосы уже дыбом встали?

Настораживало лишь то, что участники драмы фигурировали под инициалами, а под текстом стояла фамилия М. Ниппельбаум. Но это насторожило только самых недоверчивых. Сообщение о вирусе-убийце пошло гулять по городам и весям. Первой пересказала его «Российская газета», что и дало толчок к дальнейшим перепечаткам.

В следующем номере «Провинциальной ярмарки» появилась еще одна статья, подписанная именами Mike Perets и С. Курочкин-Ряббо (старший) и озаглавленная «Кто с вирусом к нам придет, от вируса и погибнет». Сообщалось в ней о нескольких простых способах борьбы с вирусом-убийцей, самым безотказным из которых являлось «обильное кропление монитора святой водой» (по замыслу авторов вирус должен быть нейтрализован после того, как монитор от святой воды сгорит).

Ну а затем для самых непонятливых была опубликована заметка «Вирус-убийца — продолжение темы». И говорилось там о новом суперфильтре для компьютерных экранов, полностью нейтрализующем как 25-й кадр, так и все остальные. Он представлял собой прямоугольник из любого непрозрачного материала, который нужно обрезать по размерам экрана и приклеить к монитору так, чтобы он был целиком закрыт. Подпись: «H. Курочкин-Ряббо (средний), он же Mike Perets». В общем, автор фактически признался в невинной шутке…

Но было поздно. Все-таки тираж «Провинциальной ярмарки» несопоставим с тиражом «РГ», и чередой пошли перепечатки и пересказы, которые так любит отечественная пресса. По дороге 25-й кадр оброс кучей названий и эпитетов: «кадр ЦРУ» (так вроде страшнее звучит), «кадр Фишера» (о том, кто такой Фишер, история умалчивает), «смертоносный кадр» (ну это понятно).

В свое время заметки из «Провинциальной ярмарки» побывали в фидошной конференции SU.VIRUS, но для прочистки мозгов этого оказалось мало — не той величины аудитория. Сейчас ваш покорный слуга выложил их для всеобщего обозрения в Интернете2.


1 Хрестоматийное описание «кадра» с последующим разоблачением вошло в большинство учебников по социальной психологии, например книгу «Социальное влияние» Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, или «Социальную психологию» Д. Майерса. Ссылки на англоязычные источники — там же.
2 См. www.bugtraq.ru/law/articles/perets1.html, www.bugtraq.ru/law/articles/perets2.html  и  www.bugtraq.ru/law/articles/perets3.html. А вот здесь — более подробное изложение истории с комментарием самого автора мистификации: www.bugtraq.ru/law/articles/virus.html.



 
<< стр. 1
стр. 2

<<Нас не догонят. Часть третья
Все материалы номера
А вот и NET >>