Мир тесен 10.02.2004 Александр Карпов
Они почти бесполезны. Рынки завтрашнего дня Многие специалисты по social software8 сетуют на то, что Friendster, Tribe и другие подобные сервисы, в чистом, казалось бы, виде реализующие идею расширения круга общения, слишком date-oriented. Членство во Friendster - это эффективный способ найти спутника на вечер, неделю, на всю жизнь, но завязать общение на какие-то другие темы в такой сети довольно трудно: многие участники сообщества пришли сюда именно за тем, чтобы обустроить личную жизнь, и вести пустые разговоры не настроены. Ничего удивительного в этом нет. Электронный бизнес тоже когда-то начинался с порнографии. Удовлетворение сексуальных потребностей - важнейшая составляющая жизни человека. С другой стороны, потенциал виртуальных социальных сетей так велик, что использовать его лишь для этого преступно. Оптимисты полагают, что рано или поздно социальные сети начнут взаимодействовать как друг с другом, так и с прочими сервисами, что многократно увеличит полезность некоторых сетевых инструментов. Как именно это произойдет, сказать трудно, и оптимисты всячески избегают конкретики, уповая на то, что интуитивно этот тезис принимают все. И действительно, возможную синергию социальных сетей, объединенных с уже существующими бизнесами (электронными магазинами или поисковыми сайтами), опровергнуть непросто. Даже если это и не так, каждому в глубине души хочется, чтобы это сработало. Однако достаточно и других аргументов "против", которые хоть и не отвергают идею синергии в корне, тем не менее, заставляют сомневаться в возможности ее реализации в ближайшее время. Выживают только параноики Участие в социальной сети предполагает высокую степень открытости. Вы рассказываете о себе другим людям, и зачастую невольно рассказываете больше, чем хотели бы. Объединение разных сетей только обострит эту проблему: если в реальной жизни вы можете разграничить доступ к личным данным, то в Сети это сделать трудно. Положение отчасти спасает возможность ступенчатого доступа к данным: вы всегда можете скрыть часть информации, показав ее только тем, кому доверяете. Но как узнать, заслуживает человек доверия или нет, если до сих пор отсутствует способ точной идентификации личности в интернете? Возможно, эта девушка с симпатичным юзерпиком, на самом деле, ваш непосредственный начальник, о котором вы пару дней назад написали все, что думаете? А этот парень с открытым лицом, восхищающийся вашими амурными подвигами, на самом деле, ваша жена. Или взять вашего коллегу, который считает вас своим другом, хотя на то нет ни малейших оснований (о чем вашему коллеге знать совершенно необязательно). Пускать его в узкий круг лиц, которым вы доверяете, или обидеть ни за что ни про что? Большинство перечисленных проблем можно решить уже сегодня, однако на это нужны силы и время. Кроме того, уровень безопасности в интернете ныне таков, что гарантировать неприкосновенность базы данных с информацией о пользователях никто в здравом уме не возьмется. А что случится, если в руки злоумышленников попадет заполненное лично вами досье на вас же? Разумеется, инструментов, которые позволили бы "взломщикам" эффективно использовать полученную информацию, пока нет. Но лишь пока. Никаких теоретических препятствий для создания такого рода ПО не существует. Просто сейчас оно никому не нужно, да и виртуальные сообщества - даже числом в несколько сотен тысяч человек - мало кому интересны. Однако неизбежно наступит момент, когда контента накопится столько, что и на него найдется купец. Особенно если в этих данных будет указано, что вы покупали в Сети в последнее время и где. Идут пионеры: привет Мальчишу! И снова мы возвращаемся к "людям-шлюзам", на которых, во многом, и держится виртуальное сообщество. Обычный человек с трудом находит новых знакомых, и ключевую роль в развитии межчеловеческих связей играют люди, способные общаться с представителями разных социальных групп. Люди, которым общаться легко и приятно. Люди, которые зачастую общаются ради самого общения. Беда в том, что таких людей в виртуальных сообществах очень и очень мало. Почему? Да потому что им этого не нужно - у них и так круг общения очень широк и расширяется (как им кажется) без всяких усилий. Это не значит, что виртуальные сообщества сплошь забиты коммуникативными неудачниками. Но люди общаются в интернете, потому что им не хватает общения по эту сторону экрана (причины здесь могут быть как объективные, так и субъективные). И именно такие люди первыми регистрируются в сообществах типа Friendster. В итоге, получается замкнутый круг. Для того чтобы получить эффективное виртуальное сообщество, нам требуются люди, которым это виртуальное сообщество не нужно Миллионы леммингов не могут ошибаться Все вышеперечисленные проблемы теоретически можно решить, хотя в какой форме будет воплощено это решение, абсолютно неясно. Начнем с того, что для онлайновых сервисов вовсе необязательно однозначное соответствие сетевого персонажа реальному человеку9. Но если убрать звено связи с реальным миром, нужно добавить несколько других звеньев, чтобы цепочка не разорвалась. Как вариант, можно снабдить виртуальных персонажей системой репутации или кармы. На некоторых ресурсах это уже давно реализовано: именно карма и гибкая система взаимной модерации помогли Slashdot остаться интересным ресурсом, а eBay благодаря своей системе репутаций не превратился в сборище мошенников, которых хлебом не корми, дай обмануть доверчивого интернетчика. В виртуальное сообщество вы приходите с нулевым запасом доверия, однако все действия вашего персонажа оцениваются другими участниками сообщества, постепенно формируя отношение к вам, которое представлено в наглядной форме рейтинга, кармы или репутации. Не слишком справедливо? Возможно. Слишком похоже на реальный мир? Слишком. Но более эффективных и, в то же время, мягких механизмов, скорее всего, не существует. В конце концов, если человеческое общество не придумало их за несколько тысяч лет, наивно ожидать, что их придумают сейчас. Теоретически тот же подход может помочь при решении проблемы спама. Если вы состоите в макросообществе, насчитывающем десятки или сотни миллионов человек, если вы уверены, что все, кто вам нужен, тоже состоят в этом сообществе, то вполне можете указать в почтовом клиенте, что письма нужно принимать только от членов сообщества с определенным уровнем репутации. Так система репутаций частично решает проблему безопасности. Базы данных по-прежнему не застрахованы от взлома, однако ключевая информация о вас из них исключена. И когда взламывают ваш аккаунт, то страдаете не вы, а ваше сетевое альтер эго. Тоже неприятно, но в конце концов, можно, предупредив знакомых, сменить ник, затратив на это не более десяти минут (репутация при этом, естественно, должна перейти новому персонажу по наследству). Продолжение следует Социальные сети изучаются уже лет восемьдесят, однако успехи социологов, психологов, математиков и физиков в исследовании виртуальных сообществ пока достаточно скромны. Основная задача сейчас - как можно точнее воссоздать реальное человеческое общество в Сети, добавить виртуальным сообществам дополнительное измерение. Интуитивно понятно, что интернет - это другая и, возможно, даже более мощная среда в контексте человеческих взаимоотношений, однако о том, во что со временем превратятся виртуальные сообщества, не рискуют рассуждать даже самые оптимистичные исследователи. 8 Подробнее см. статью Александра Карпова "Соцобеспечение" ("КТ" #494, www.computerra.ru/offline/2003/494/27216 ). - Прим. ред.
|