Мир тесен 10.02.2004 Александр Карпов
Человек человеку модератор Прежде чем размышлять, как могут измениться виртуальные сообщества, необходимо разобраться в том, что они представляют собой сегодня. Технологии несовершенны, и во многом содержание виртуальных сообществ диктует форма, в которой они вынуждены существовать. Простой пример. Хотя общение по электронной почте (личная переписка, списки рассылок, новостные конференции и т.д.) практически скалькировано с обычной переписки, однако есть между ними и принципиальные отличия: одно письмо можно отправить сразу нескольким собеседникам, а реализация отношения "многие-ко-многим" в новостной конференции - вообще обычное дело. Благодаря этому бумажную и электронную переписку разделяет пропасть. Однако невозможность поиска по сообщениям (google.groups - решение, выполненное в другой парадигме), неудобный интерфейс, отсутствие в общем случае доступных архивов - это лишь первое, что приходит в голову, когда задумываешься о недостатках новостных конференций. Сюда же можно отнести недостатки, вызванные низким уровнем саморегуляции в подобных сообществах: порядок в них зачастую достигается жестким модерированием, что отвращает часть пользователей от участия в обсуждении. Отсутствие модерации тоже не выход: очень скоро новостная конференция заполняется спамом и "разговорами не по теме". Веб-форумы лишены многих перечисленных недостатков. Например, форум априори доступен большему числу людей, архивы сообщений хранятся неограниченно долгое время, есть поиск и т.д. Вместе с тем, здесь тоже существует проблема иерархии, особенно в форумах со строгим модерированием. Соглашаясь на участие в форуме, человек обязуется соблюдать установленные там правила. Отсутствие модерации как таковой ведет к размыванию цели сообщества и - в худшем варианте развития событий - к гибели сообщества. Постепенно форумы стали одной из основных форм сетевого общения, вытеснив куцые по своим возможностям гостевые книги. Функциональность форумов постоянно ширилась, и сегодня большинство движков позволяют определить, кто из пользователей находится в данный момент на форуме; есть возможность ведения личной переписки и создания собственных белых и черных списков. Однако проблема подчиненного положения участника форума по отношению к модератору таким образом не решается. Каждый из участников, в лучшем случае, равный среди равных. А любому из нас нужен собственный штат Айдахо. Своя территория. Когда-то роль таких уделов выполняли гостевые книги при домашних страничках. Сегодня эту функцию взяли на себя блоги. "Облогораживание" веба
Первые блоги появились в конце девяностых и за последние пять лет буквально заполонили Сеть. Собственно, поначалу блог ничем, кроме пресловутого внутреннего механизма, от домашней странички не отличался. Просто с появлением этого механизма создавать удобные домашние странички стало значительно легче. К тому же, большинство блогов давали возможность комментировать каждый документ в отдельности. Одна большая гостевая, заполненная сообщениями "хороший сайт", "плохой сайт" и "давай с тобой встречаться", оказалась естественным образом поделена на сотни гостевых, каждая из которых была прикреплена к конкретному документу. Блоги имели сносную навигацию и стандартный, но приличный дизайн. В итоге, делать домашние странички, на которые не больно смотреть, смогли даже те, кто вовсе не знал HTML и ничего не понимал в сочетании цветов. Однако блоги не вытеснили форумы, поскольку популярность отдельно взятого блога не идет ни в какое сравнение с популярностью форума. Кроме того, если контент форума формируется силами всех его участников, то контент блога, по большому счету, есть продукт творческой деятельности его владельца. И блог (в отличие от форума) качественно круг общения не расширяет. Эта проблема решается как взаимной синдикацией блогов, созданием метаблогов, так и объединением блогов в виртуальные сообщества. По последнему рецепту изготовлен LiveJournal. Все журналы пользователей размещены на одном сайте и снабжены механизмами взаимодействия. В частности, пользователи могут: - вести собственный журнал; Однако блоги - это, прежде всего, средство самовыражения. Их коммуникативные функции даже в случае с LiveJournal выражены слабо: человек может вести дневник, читать дневники только тех, кого он знает "по-настоящему", и считать LiveJournal чем-то вроде телефона. Механизмов, провоцирующих коммуникативные транзакции, в блогах пока не предусмотрено. Но существуют виртуальные сообщества, построенные по совершенно иным принципам. Если бы парни всей Земли… Американский сервис Friendster не только поощряет пользователей на установление дружеских отношений с незнакомцами, но и создан специально для этого. С помощью специального механизма пользователи "обмениваются" своими знакомыми, своими "кругами общения". И здесь транзитивность работает безотказно: если пользователь А знает пользователя B, который знает пользователя С, то рано или поздно у А и С будет возможность познакомиться. Кроме того, система снабжена поисковым движком, позволяющим искать пользователей по различным критериям. Каждый человек строит свою персональную сеть друзей, которая состоит из сетей друзей его друзей (таким образом, А и С с самого начала находятся в одной сети, и им остается только найти друг друга). Friendster - далеко не лучший сервис такого рода, но, пожалуй, один из самых первых и уж точно вполне типичный. Так что проблемы, с которыми столкнулись создатели Friendster, являются общими проблемами отрасли. И даже несмотря на очевидные неудобства (медлительность, ненадежная работа сервисов и т. д.), за неполный год сообщество Friendster стало очень популярным. Сейчас в нем более пяти миллионов зарегистрированных пользователей, в основном, американских школьников и студентов. Разумеется, по сравнению с таким гигантом, как Match.com, у которого свыше 20 миллионов пользователей, Friendster кажется лилипутом, но Match.com - это целое семейство сайтов знакомств, работающее на международном рынке с 1995 года. Фора - восемь лет. Привлекательность Friendster и ему подобных сервисов в том, что они в какой-то степени перехватывают потребителей у служб знакомств. Причем, если пользоваться сайтами знакомств многие стесняются, то в случае с Friendster подобных чувств не возникает: официально сюда приходят, чтобы найти друзей. Главная проблема заключается в том, что Friendster заполонили виртуальные личности, чье присутствие ставит под угрозу цель работы сервиса. Модераторы пытаются с ними бороться, однако их усилий недостаточно. Кроме того, частенько нельзя сразу сказать, имеем мы дело с виртуальным персонажем или с обычным человеком. Разработчики похожего на Friendster сервиса Orkut, который продвигается при поддержке Google, попытались избежать подобных проблем. В Orkut запрещена свободная регистрация - вас могут только пригласить уже зарегистрированные участники. Разумеется, это резко уменьшает шансы сообщества на выживание: постоянный приток "свежей крови", особенно на начальном этапе развития, очень важен. С другой стороны, "оркутян" первого поколения, которых пригласили непосредственно разработчики, около 12 тысяч - это коллектив, вполне достаточный для "размножения и сохранения вида". Вспомним, однако, историю с повторением эксперимента Милгрэма: никаких гарантий, что нынешние участники будут активно приглашать в Orkut своих знакомых, а те - своих, нет.
|