Жили они долго?!. и…
 
10.02.2004
Сергей Бондаренко


 
стр. 1
стр. 2 >>

Вместо предисловия

Когда предлагают написать несколько страничек о циклах жизни виртуальных сетевых сообществ (коммьюнити), такого рода предложение серьезного исследователя застает врасплох. Необходимо либо ограничиваться одним абзацем типа: создали сообщество, оно функционировало-функционировало да и приказало долго жить, либо давать обстоятельный ответ, что означает как минимум написать книгу, а как максимум — замахнуться на собрание сочинений. Ни тот ни другой вариант редакцию журнала, а значит, и читателей не устраивает (это к тому, что если читатель не найдет в статье ответы на все интересующие его вопросы, то автор вовсе и не виноват).

Проблема, о которой идет речь, может показаться простой только на первый взгляд. На самом деле, в производстве информационного поля, одним из элементов которого являются виртуальные сетевые сообщества, участвуют в разных качествах, с различной интенсивностью и в соответствии с функциями, определенными в процессе общественной дифференциации, все социальные агенты общества, включая индивидов, общности и социальные институты. Основатель одного из первых виртуальных коммьюнити Говард Рейнгольд писал: «Виртуальное сообщество находится на вершине иерархии языка абстракций, технологии, обработки, организации сети, многого-многого другого»1.

Соответственно, факторов, влияющих на эволюцию сообществ, множество, и в настоящей статье мы остановимся, увы, только на некоторых из них, характерных в основном для начального этапа становления сообществ. А в оправдание авторской позиции приведу слова, сказанные Марком Манилием еще в первом веке нашей эры: «Конец зависит от начала».

Появление и развитие форм социальной жизни в киберпространстве имеет много общего с офлайном. Таким образом, чтобы анализировать базисные принципы социального устройства, необходимо заниматься теоретической социологией виртуальных сетевых сообществ, тем научным направлением, которое сегодня не только в России, но и за рубежом находится, мягко говоря, на этапе становления (что объясняется не только относительной молодостью сетевых телекоммуникационных технологий, но и большой инерционностью академической науки). Может, кому-то из читателей теоретические конструкты покажутся скучными, но практика многочисленных безвременно почивших Интернет-проектов свидетельствует о том, что без понимания базисных принципов, осуществляемых в киберпространстве социальных взаимодействий, любые практические советы о продлении «жизни» сообществ превращаются в разговор дилетантов, стремящихся показать свою «крутизну», и не более того. Так что, дорогой читатель, — вперед, на штурм теоретических бастионов.

Несколько слов о том, что находится в основе любого виртуального сетевого сообщества

К глубокому сожалению, рассмотрение вопроса о дефиниции «виртуальное сетевое сообщество» находится за пределами настоящей статьи. Отметим лишь, что самое важное в этом социальном феномене — понятие социальной структуры. В социологии под этим термином в самом широком смысле слова понимают любые повторяющиеся образцы социального поведения. Как писал один из известнейших современных социологов Энтони Гидденс: «Структуральные свойства социальной системы существуют только благодаря непрерывному воспроизводству различных форм социального поведения во времени и в пространстве»2. Таким образом, социальные структуры в киберпространстве, с одной стороны, выступают в качестве среды социальных взаимодействий, а с другой — являются их результатом.

Виртуальные сетевые сообщества различного типа — это то, что в социальном отношении отличает Интернет и аналогичные цифровые сети от иных средств массовой коммуникации, таких как телефон, телеграф, радиовещание, телевидение и т. д. Для анализа функционирования конкретных виртуальных сообществ необходимо использовать математические методы информационно-логического моделирования, в рамках которых применяется системный подход к изучению коммуникативных связей. При этом нужно формализовать структурно-логические связи с учетом условий среды, в которой развивается сообщество, и динамику изменения структуры самого коммьюнити.

Указанными методами можно изучать практически любые сообщества, не забывая при этом и образцы сетевых взаимодействий. Сетевые сообщества предлагают своим участникам достаточно парадоксальный вариант участия в жизни социума, основанный на одновременном использовании двух, казалось бы, взаимоисключающих принципов — массификации и атомизации. Атомизация проявляется в том, что пользователь подключается к телекоммуникационным сетям и действует в них, как правило, без физического присутствия рядом с ним других лиц. После же подключения к сети индивид участвует в социальных взаимодействиях, то есть уже можно говорить о массификации.

Сетевые социумы следует отличать от сетевых социальных агрегатов, поскольку обязательной характеристикой сетевого социума является осознание своей общности. При этом члены социума связаны общей идеологией, традициями, социальными нормами и т. д. Возникновение же виртуальных сетевых сообществ происходит следующим образом: создается та или иная программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, а затем на этот ресурс приходят (или не приходят) пользователи глобальных сетей. Со временем, в результате взаимодействия постоянных пользователей ресурса, возникает социальная структура, и социальный агрегат трансформируется в социальную группу.

Акторы, инициирующие создание виртуальных сетевых сообществ

На первых этапах развития компьютерных телекоммуникационных сетей общего пользования инициатива в формировании сетевых сообществ принадлежала подвижникам-одиночкам. В свое время французский социальный психолог Серж Московичи (Serge Moskovici) ввел в научный лексикон понятие активного меньшинства, без которого невозможно объяснить, как предназначенная для военных целей телекоммуникационная технология за несколько десятков лет превратилась в неотъемлемую часть повседневной жизни миллионов обитателей планеты. Московичи утверждал, что передовые и важные для общественного развития идеи и интерпретации «продуцируются маргинальными группами, невостребованными обществом и потому вынужденными формировать свой собственный голос и позицию в эпическом пространстве эпохи»3. Узнаете в приведенной цитате образ первопроходцев компьютерных сетей?

В 1995 году начался процесс коммодитизации4 — создания ранее уникальных информационных сервисов (таких, к примеру, как веб-сайты) в форме массовой услуги. Развитие телекоммуникационных сетей стало не только технологическим, но экономическим и социальным проектом, влияющим на жизнь сотен миллионов людей по всему миру. Соответственно, начался процесс «переливания» инициативы по созданию сообществ от «технарей» к социальным заказчикам, в качестве которых могут выступать:

- рекламные фирмы, бесплатные сетевые СМИ и сервисы (с целью дальнейшей перепродажи сформированной аудитории рекламодателям и инвесторам);
- фирмы электронной коммерции (с целью создания сообщества покупателей, продвижения торговой марки, улучшения обратной связи с потребителями и т. п.);
- публичные политики и деятели Церкви (для воздействия на электорат или с целью образования националистических, религиозных и иных сетевых сообществ) и т. д.

Разумеется, невозможно отразить в полном объеме мотивацию создателей локального сетевого социума (здесь могут проявляться и асоциальные интересы, и интересы СМИ по созданию новых каналов получения и распространения информации, и интересы распределенных научных сообществ и многое-многое другое). Следует учитывать, что в формировании виртуальных сообществ, складывающихся вокруг одного информационного ресурса, могут принимать участие от одного до потенциально неограниченного количества офлайновых коллективов, и у каждого из них своя мотивация.


1 Rheinghold H. Virtual community (2nd Ed.). — L.: The MIT Press. 2000. Р.347.
2 Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. / Пер. с англ. И. Тюриной. — М.: Академический Проект, 2003. С.15.
3 Moskovici S. Psychologie des minorities actives. — Paris: P.U.F., Fayard, 1979.
4 Коммодитизация, от англ. commodity — промышленный, крупносерийный, биржевой товар.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Третья мировая война
Все материалы номера
Мир тесен >>