Небесный скороход 20.01.2004 Георгий Башилов
На грани С телефоном Skylink я проехал по участку второго кольца (бетонка от Бронниц до Калужского шоссе), и практически везде, согласно показаниям телефона, сигнал был (хотя для продолжительного разговора, скорее всего, пришлось бы остановиться, а может — и поискать оптимальное место). Однажды — проговорил, не заметив никаких ухудшений качества связи, едучи в маршрутке по Калужскому шоссе от Москвы до Троицка. Телефонная связь, в пределах почти всего Троицка, равномерная и регулярная, то есть соответствует карте. Впрочем, возможность осуществления телефонного соединения далеко не всегда означает возможность цифровой передачи данных. Так, при попытке установления Интернет-соединения из Троицка (в Москве никаких проблем не было) уровень мощности сигнала на телефоне непостижимым образом падал — для услуг телефонии его было достаточно, но для передачи данных — нет. Может быть, телефон пытался переключиться на другую базу, может — не хватало соотношения сигнал/шум. Проблема, тем не менее, была решена. Рецепт, использованный мною, описан во врезке, а сейчас спешу обрадовать троичан и жителей прилегающих районов: после введения в строй новой базовой станции связь в Троицке, как сообщают представители Skylink, улучшена (хотя и ранее была достаточна для услуг телефонии; для данных внешняя антенна может и не понадобиться, а мне теперь просто не нужна: уровень сигнала максимален или устойчив в пределах всей квартиры). Максимальная зарегистрированная скорость передачи данных за время тестов — 17,1 Кбайт/с, что соответствует реальной скорости 140 кбит/с. Средний темп загрузки больших файлов — от 4 до 11 Кбайт/с. Скорость передачи данных зависит от загруженности телефонной сети, и это неудивительно: передача данных в сети Skylink является дополнительной, наложенной услугой, а приоритеты отданы голосовым сообщениям. С одной стороны, это минимизирует затраты на предоставление услуги. По сути, задействуются свободные, пустующие ресурсы сети, и из их использования извлекается дополнительная прибыль. С другой — позволяет предоставлять, пусть в рамках маркетинговых акций или на время рождественских праздников, которые в России продолжаются до конца января, неограниченный высокоскоростной доступ в Интернет.
А пока… Вне всякого сомнения, предложи «Московская Сотовая» в периоды минимальной загрузки сети пониженные цены за трафик, например, 12,5 цента за мегабайт, — ей удалось бы составить конкуренцию даже чрезвычайно выгодным Ethernet-сетям «спальных районов» — по крайней мере, для абонентов, чьи потребности ограничиваются сотней-другой мегабайт в месяц. Что интересно, реальная скорость передачи данных за две недели маркетинговой акции по предоставлению неограниченного доступа и крупных скидок на стоимость аппаратов практически не изменилась. Для сравнения: на первом скриншоте — реальная скорость загрузки файлов в наземной Ethernet-сети «Троицк-Телеком» и «небесной» сети Skylink (первые четыре строки, скорости от 4,5 до 8 Кбайт/с). Реальные скорости передачи на конец декабря остались теми же (второй скриншот). Значение 13,6 Кбайт/с не стоит воспринимать всерьез — это, скорее, погрешности измерения браузера, результат особенностей его интерфейса. Реальные скорости, с погрешностью меньше 10 процентов, — для файлов объемом от 500 Кбайт. И они — высоки. Третий скриншот иллюстрирует, как, по данным Tmeter, выглядит сам процесс обмена данными (положительные пики — передача данных от абонента, преимущественно почты, отрицательные — загрузка файлов и страниц). На периоды молчания связь с Интернетом прерывается. В эти моменты телефон может уведомить о пришедшей голосовой почте. А вот разговаривать и принимать звонки без разрыва соединения, увы, пока не получится. Причем голосовая почта, на поверку, оказалась потенциально очень удобной услугой. Но, повторяю, — потенциально. Полному раскрытию ее возможностей мешает менталитет наших граждан, так и не научившихся, в массе своей, пользоваться автоответчиком и оставлять голосовые сообщения респондентам. Спасти положение могла бы автоматическая система, начитывающая номера звонивших абонентов, но, увы, эта услуга пока не реализована — доступен лишь список из десяти «неотвеченных» номеров на самом телефоне, но он, разумеется, далеко не полон — в него заносятся лишь звонки, прошедшие на телефон в то время, пока он был включен и вдобавок находился в зоне действия сети. Задержки в сети оказались неожиданно велики, а изучение их особенностей, по меткому (и едкому) замечанию моего приятеля, могло бы потянуть на диссертацию. В качестве примера — одна из гистограмм задержек до первого шлюза Skylink (см. гистограммы справа). Интересно, что время задержки (пинга) имеет три ярко выраженных максимума (так и хочется сказать — гармоники, но нельзя) на 275, 400 и 575 мс. За время измерения (около получаса) ни одного пакета не потеряно, 90 процентов пакетов имеют задержки, не превышающие 450 мс. Для сравнения на второй гистограмме приведены те же данные до первого шлюза «Троицк-Телеком». По-прежнему оранжевым показана частота попадания времени пинга в интервал 25 мс, цветом морской волны — суммарный процент пакетов с временем задержки меньше заданного. Видно, что около 90 процентов пакетов имеет задержку, не превышающую 400 мс. А 10 процентов пакетов потерялись, не выходя из городской сети, вернее, даже не попав на первый шлюз. Данные этих двух наблюдений удручают тем, что в обеих сетях невозможно предоставление качественных услуг IP-телефонии. Впрочем, в сети Skylink такая задача пока и не ставится, тем более что с момента начала коммерческой эксплуатации прошло всего лишь два месяца. Осталось упомянуть гибкие тарифные планы, предоставляющие абоненту возможность «выбирать» неизрасходованный за месяц трафик услугами телефонии и/или передачи данных.
|