К выбору систем автоматизации документооборота 16.12.2003 Андрей Акопянц
С того самого 1999 года, когда я всерьез заинтересовался системами документооборота и делопроизводства, я как минимум четыре раза наблюдал попытки провести сравнительный анализ систем, имеющихся на рынке, и составить сводную табличку. Но каждый раз эти инициативы проваливались, поскольку было очень трудно выработать содержательную систему критериев, таких, чтобы - критерии были легко проверяемы, При этом в последние два года количество систем управления документооборотом растет экспоненциально, и эта задача становится чем дальше, тем неподъемнее. В то же время существует довольно простая классификация, позволяющая, не вдаваясь в тонкости, для большинства явно сформулированных ситуаций ограничить выбор одной-двумя системами из всего многообразия, имеющегося на рынке. Нельзя также упускать из виду множество разных и противоречивых интересов, которые крутятся вокруг закупки и внедрения любой масштабной IT-системы: - Максимально быстрое внедрение системы — интерес топ-менеджмента и «сознательной» части среднего менеджмента. Мы по возможности опишем, какие интересы способен удовлетворить тот или иной класс решений. Если в организации используется Lotus и с него не собираются уходить, естественным выбором являются системы лотусовского семейства — от «Интертраста», «АйТи», ИРМ и пр. Если же Lotus не используется, приобретать его исключительно для автоматизации документооборота вряд ли целесообразно. Lotus — отдельный параллельный мир, и если уж ставить на этот пакет, под него есть смысл переводить всю корпоративную IT-инфраструктуру. При этом нельзя сказать, что по своим пользовательским качествам системы на базе Lotus превосходят конкурентов из не-лотусовского мира. Более того, в силу функциональных ограничений Lotus Notes до 5-й версии включительно эти системы страдали некоторыми «родовыми дефектами», снижающими их надежность при большом потоке документов. Правда, надо заметить, что в современной версии Lotus Notes (R6) наконец реализованы транзакции в их честном СУБД’шном смысле (согласованная модификация группы записей в БД с гарантированным результатом). Тем самым устранен главный, на мой взгляд, технологический дефект Lotus, и открыта принципиальная возможность реализации OLTP-систем на его базе. Так что сейчас технологические противопоказания с лотусовских систем сняты, и выбор является только делом вкуса. Но я склонен думать, что больших миграций уже не будет: те, кто использует Lotus, продолжат его использовать, а те, кто не подсел на него, уже и не подсядут — слишком высока цена смены корпоративной информационной инфраструктуры. Конечно, за исключением форс-мажоров, возникающих при поглощении компаний, — типа покупки ТНК корпорацией British Petroleum, в результате которой ТНК переходит на Lotus, являющийся корпоративным стандартом BP. При удовлетворении же всевозможных противоречивых интересов Лотус выглядит очень симпатично, что и обусловило, видимо, его достаточно широкое распространение, а именно: - если Lotus уже внедрен, несложные подсистемы на его базе запускаются очень быстро и начинают приносить реальную пользу; Правда, имеется также класс систем, использующих собственные хранилища документов. Как правило, они выросли из некоторых информационно-поисковых систем с большой историей (скажем, «Евфрат» от Cognitive). Свои форматы хранилищ используют также «большие» западные системы — Documentum, HB5 (ex-DocsOpen). Использование стандартных СУБД является явным плюсом с точки зрения сопровождаемости и масштабируемости системы и простоты ее интеграции в корпоративную IT-инфрастуктуру. Хотя собственное хранилище также обладает некоторыми плюсами: не требуется дополнительно покупать лицензии на СУБД, а с точки зрения администрирования система выступает как единый «черный ящик».
|