Образ жизни в кибер пространстве 02.12.2003 Родион Кудрин Андрей Васильков [angstroem@hotbox.ru]
Я бы в хакеры пошел… Сомнения стали страстью, Сергей Лукьяненко. «Лабиринт отражений» Так сложилось, что под влиянием желтой прессы, журналисты которой не обременяют себя терминологией, сегодня под словом «хакеры» понимают как минимум две совершенно разные категории людей. В первой представлены те, кому мы обязаны как созданием всех новшеств мира ИТ, так и дальнейшим их развитием. Они спокойно рисуются на публике не опасаясь уголовной ответственности: Кен Томпсон, Деннис Ричи, Ричард Столлмен… Их имена есть в каждом приличном учебнике информатики. Это не удивительно, если принять во внимание, что хакер может (и должен!) быть творцом, а не разрушителем. Хакерство вовсе не тождественно криминальному времяпрепровождению перед экраном монитора. Вторую группу составляют ИТ-специалисты, которые используют свои знания в незаконных целях. Вопреки распространенному мнению их практически невозможно идентифицировать по внешнему виду (вполне опрятному, между прочим), поскольку они не рассылают свои координаты и фотографии вместе с написанным ими кодом. В большинстве случаев ради собственной же безопасности они стараются не употреблять на публике компьютерного сленга. Однако у обеих групп есть общая черта: поскольку они крайне увлеченные натуры со своеобразной системой ценностей, их быт резко отличается от привычного. «Я такого давно не видела. Нет, конечно, я догадывалась, что настоящие ученые живут в некотором беспорядке, но кот, дрыхнувший в аквариуме, носки, висящие на люстре, груда грязной посуды, засыпанной стиральным порошком, лежащая в огромном тазу посреди комнаты, — это было уже слишком».1 Подобный стиль жизни дает почувствовать пьянящий вкус свободы и до сих пор несет в себе очень мощную героику (поэтому и привлекает многих людей, в том числе далеких от компьютеров). Это привело к созданию субкультуры хакеров с собственным кодексом чести, оригинальной художественной литературой, поэзией и языком. Однако творцам подражать трудно, да и не столь интересно, так как они «в законе». Образу жизни второй группы, который зачастую превратно (но на удивление согласованно) описывают СМИ, подражать проще, и поэтому его переняли многие подростки. Появилось большое количество людей, которые ввели в свой быт худшие черты киберпанка; вовсе не хакеров в истинном понимании этого слова, но называющих себя именно так. Возникли вирусописатели и просто киберхулиганы. Вместо заключения Как видим, современные коммуникационные средства позволяют каждому не только подключиться к глобальным информационным ресурсам, но и выключить каждого из процессов привычной жизни, кардинально изменив образ жизни и мышления. Компьютеризация приводит к тому, что досуг, личная жизнь, мышление, поведение, настроение и все иные человеческие проявления оказываются жестко нормированными (иногда это очень даже кстати) и модифицированными в добровольно-принудительном порядке (добровольном — потому, что человек идет на это по доброй воле, а принудительном — поскольку изменения личности неизбежны и происходят в той или иной степени независимо от желания человека). Одна из основных и изначальных функций научно-технического прогресса — высвобождение человека из цепких объятий природы с целью обретения им независимости и даже некоторой свободы. Но, избавившись от жесткой природной детерминированности, человек на ее место незаметно для себя поставил не менее (а порой и более) жесткую техническую и информационную зависимость, оказавшись в заложниках у непредусмотренного побочного эффекта жизни в современной техногенной среде. Вектор изменений психики зависит от ее изначального состояния. Поэтому длительное пребывание в смоделированной при помощи компьютеров среде может как в корне изменить характер мотивации многих реальных поступков, подменить эмоциональное восприятие мира рациональным, сугубо логическим подходом ко всему, так и существенно улучшить мышление человека, сделав его более точным, логичным и продуктивным. Постепенно изменяется сам характер восприятия информации — нейроны, адаптировавшись к цифровой форме, «отвыкают» воспринимать аналоговую информацию. Природа рациональна и экономична по своей сути, выбирая путь наименьшего сопротивления, поэтому мозг человека со временем выключает ставшие ненужными ассоциативные связи, переходя на более короткий и экономичный режим работы. Воздействуя на жизнь отдельной личности (и общества), компьютеризация делает умственный труд более интенсивным, заставляя повышать эффективность работы мозга, но в ряде случаев это чревато монополией компьютерного рационализма. Думаю, многие смогут припомнить как минимум одного из своих знакомых, «покалеченных» компьютером подобным образом, — лично я знаю не один десяток таких людей (не считая себя. — Р.К.). Но, как показывает практика, собственный эмоциональный и парадоксальный разум совершенно не сто,ит противопоставлять своему же холо дному и расчетливому рассудку, поскольку обе эти составляющие психики играют в одной команде — их задача усиливать, а не вытеснять друг друга. Алгоритмизация стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых строится действие современного компьютера, в ряде случаев приводит к утрате образной, эмоциональной окрашенности мышления и общения. Однако полный отказ от эмоций, на наш взгляд, является необоснованным и противоестественным (точно так же, как и возведение эмоций в ранг высшего атрибута живого). Здесь, как нигде, необходимо придерживаться золотой середины (только ее нужно искать самому, основываясь на особенностях своей психики, а не опираться на общепринятые нормы). Создав машину, человек попытался компенсировать ею то, что его собственный мозг делал недостаточно быстро. Люди, являясь бесподобными творцами и аналитиками, по-прежнему (в своем большинстве) продолжают крайне медленно считать и очень любят применять нечеткую логику там, где ей совершенно не место. Разбираясь в принципах работы компьютеров с информацией, человек в силах перенять недостающие разуму черты у собственного творения, не ставя себя при этом в зависимость от электронного помощника. Многие сетуют на то, что наш мир неуклонно превращается в техносферу. Люди все реже общаются между собой лицом к лицу, без технических посредников, а программный код становится более распространенным и важным, нежели простые человеческие слова, хотя ценным на самом деле является и то и другое. Но каждому способу общения необходимо свое время и место. Самолет не лучше поезда, хотя и быстрее. А протокол POP3 не хуже HTTP, несмотря на меньшие возможности. Они просто разные. Насчет способов общения — средства коммуникации скорее помогают нам связаться друг с другом хоть как-нибудь, чем подменяют собой личные встречи. Например, нам было бы гораздо приятнее приехать в Москву и передать эту статью Сергею Леонову, сидя в уютном ресторанчике, чем слать ее по электронной почте, но ведь надо быть реалистами. Сегодняшний темп жизни и расстояние делают подобный сценарий работы маловероятным и нерациональным. На наш взгляд, одной из главных задач современного человека является необходимость остаться именно человеком, который умеет общаться не только с машинами, но и с людьми, не испытывая дискомфорта от живого общения. При этом вовсе не обязательно терять свою независимость и индивидуальность, превращаясь в органическое периферийное устройство персонального компьютера с гипертрофированным блоком системной логики и полным отсутствием эмоций — подобное людям просто не свойственно. Человек не может до конца познать самого себя, поскольку для познания системы нужно выйти за ее рамки. Но люди в очередной раз доказали свою изобретательность, догадавшись вынести часть себя в новую систему, породив мир информационных технологий. Теперь на этом фантоме они занимаются самопознанием. К чему приведет данный процесс, сказать трудно, но одно совершенно ясно уже сейчас: взаимодействуя с компьютерами, мы неизбежно становимся другими. Степень и вектор этих изменений каждый контролирует (или оставляет бесконтрольными) самостоятельно в зависимости от того, ожидается ли в итоге что-либо конкретное, или любые возможные модификации мышления будут восприняты как должное. В конце концов, каждый решает сам, каким ему быть в будущем, а каким все-таки не стоит становиться. 1(назад) Алекс Экслер. «Записки жены программиста» (www.excler.ru/novels/wife).
|