iMusic
 
02.12.2003
Александр Пацай


 
<< стр. 1
стр. 2

Ожидался этот проект с некоторыми сомнениями: с одной стороны, iTunes — очень удобное приложение для работы с аудиоданными, а с другой — всем известно, насколько неудачным получился QuickTime для Windows. К счастью, опасения не оправдались — по отзывам в Интернете, качество продукта очень высокое.

В отличие от платформы Macintosh, на Windows присутствует несколько популярных приложений, которые делят между собой рынок проигрывателей аудиофайлов (Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch, RealONE). Задача iTunes в том, чтобы доказать свое преимущество перед этими программами — тут Apple поможет в первую очередь репутация производителя программного обеспечения, которое зачастую более удобно в использовании. Многим наверняка придется по вкусу возможность трансляции композиций в локальной сети. Кроме того, тот же MusicMatch ограничивает скорость записи дисков в бесплатной версии программы и требует $20 за то, чтобы убрать это ограничение, — у iTunes же такого «лимита» нет.

Возможно, у уважаемого читателя возник вопрос: а зачем вообще Apple выпускать mp3-плейер для Windows? Ведь с синхронизацией музыкальной коллекции iPod на Windows вполне справлялся и MusicMatch. И вот здесь самое время рассказать о третьем компоненте музыкальной экспансии Apple — онлайновом магазине iTunes Music Store. Ранее он был доступен только пользователям iTunes на Маках, но сейчас виртуальные двери магазина распахнулись перед куда более широкой аудиторией пользователей Windows.

AppleMusic.com

Полгода назад Apple открыла новый портал, предназначенный для продажи музыки. Он был интегрирован в программу iTunes, позволял покупать отдельно треки по 99 центов или целиком альбомы за $9,99, предлагал на выбор более 200 тысяч композиций и был (и остается до сих пор) достаточно либеральным в вопросах копирования купленных треков — их можно переписывать на три других компьютера, записывать на компакт-диски практически без ограничений3 и свободно копировать на mp3-плейеры.

В отличие от Napster 2.0, который предлагает композиции за те же 99 центов и альбом за $9,99, в iTunes Music Store можно получить месячную подписку за $9,95 без ограничений на скачивание песен. Правда, если пользователь захочет записать скачанные композиции (по подписке), то придется платить еще по 1 доллару за песню.

Музыкальная база Napster пока больше — около 500 тысяч файлов, зато в архивах iTMS — огромное количество эксклюзивных произведений, и в этом отношении он может дать фору кому угодно. Возможно, потому, что платформа Macintosh весьма популярна в области аудио- и видеопроизводства, и многие исполнители и композиторы сами являются пользователями Маков.

Еще один подобный сервис, MusicMatch (www.musicmatch.com), предлагает схожие условия с iTunes Store: композиции за 99 центов, альбомы за $9,99, запись на диски и загрузка на портативные устройства без ограничений. В наличии имеется 240 тысяч треков, однако не слишком эффективный интерфейс и отсутствие раздела «Новинки» делают работу с этим сервисом скорее необходимостью, чем удовольствием.

Два других популярных сервиса — Rhapsody и BuyMusic — тоже не столь безупречны, как хотелось бы. Например, с Rhapsody пользователь не может сгрузить песни на диск или на mp3-плейер, зато может записывать их на CD за 79 центов. Хотя выбор весьма широкий — 390 тысяч композиций. А у BuyMusic много ограничений на передачу и запись файлов на носители. Кроме того, при заявленной стоимости композиций «от 79 центов» большинство мелодий стоят $1,14.

Как видите, iTunes Music Store предлагает клиентам наиболее заманчивые условия, так что тягаться с ним конкурентам не под силу. За неполные шесть месяцев магазин продал более 13 млн. композиций (около 70% всех легальных скачиваний музыки из Интернета) — и это только пользователям Макинтошей, которые могли получить доступ к iTMS в то время. Сейчас, когда круг потенциальных покупателей стал гораздо шире, должен возрасти и объем продаж. Кроме того, расширяется и ассортимент — на конец октября он составляет около 400 тысяч наименований. В среднем в неделю в iTMS продается 600 тысяч композиций, а к апрелю будущего года Apple рассчитывает покорить вершину в 100 млн. проданных песен. В этом ей должны помочь два альянса, о которых было объявлено на презентации iTMS для Windows.

Во-первых, 25 млн. подписчиков America Online смогут покупать композиции, не пользуясь даже кредитными картами, достаточно будет ввести свой логин и пароль в системе AOL.

Вторая акция задумана с не меньшим размахом. На сей раз Apple скооперировалась с компанией Pepsi, и, начиная с 1 февраля по 31 марта, покупатели пепси-колы в Соединенных Штатах смогут найти под крышечкой специальный код, введя который в iTunes Music Store, они получат право скачать любую из доступных там композиций. Таких счастливчиков будет 100 миллионов. Целевая аудитория подобных напитков, как правило, дети и подростки — именно те, кто чаще всего незаконно обменивается музыкальными файлами. Показав им легальный способ скачивания высококачественного музыкального продукта за небольшую сумму, Apple надеется хоть немного снизить уровень пиратства аудиопродукции. (Конечно, это не касается России, где за два доллара можно купить все музыкальное наследие Queen или Pink Floyd.)

Из других новинок, с помощью которых Apple собирается привлекать будущих клиентов в iTMS, стоит назвать появление аудиокниг (около 5 тысяч единиц для начала), «плей-листы от знаменитостей», большой выбор эксклюзивных композиций, подарочные сертификаты стоимостью от 10 до 200 долларов и т. д.

К сожалению, схема распределения прав между музыкальными лейблами, их подразделениями и артистами не позволяет сделать доступным магазину iTMS онлайн-сервисы в Европе и других регионах. Однако Apple ведет переговоры с лейблами о такой возможности и не исключает появления iTMS в Старом Свете уже ближайшей весной.

По признаниям руководителей компании, iTunes Music Store пока не является прибыльным и вряд ли будет приносить большие барыши в обозримом будущем. Но на это никто и не рассчитывал — iTMS помогает в другом. В том квартале, когда магазин открылся, Apple продала более 300 тысяч iPod (в предыдущем квартале — около 100 тысяч). Сейчас iPod принадлежит 31% рынка мp3-плейеров в Соединенных Штатах, и спрос на это устройство так высок, что даже Dell, известный конкурент Apple, реализует iPod через свою сеть прямых продаж.

Что же касается судебных разбирательств между Apple Computer и Apple Corps, то, во-первых, такие тяжбы могут длиться годами. Во-вторых, вряд ли британская компания сможет добиться прекращения продаж музыки или iPod, но, безусловно, может рассчитывать на определенную компенсацию за свои «страдания». Вопрос в другом: сумеет ли Apple заработать достаточно, чтобы в очередной раз откупиться от рекординговой компании Beatles? Пока есть все основания думать, что сумеет.


3 Хотя вы и не можете записывать один и тот же плей-лист больше десятка раз, но достаточно изменить порядок песен — и у вас еще десять попыток на запись.



 
<< стр. 1
стр. 2

<<Всем читать №1
Все материалы номера
Шумелка-мышь >>