Таблоидный гиперболоид
 
25.11.2003
Илья Хрупалов

Обычно офисные работники замечают существование офисных лазерных принтеров и задумываются над этим только тогда, когда эти электрографические труженики вдруг заявляют, что им «мало тонера», и начинают полосить в срочно требующемся официальном документе либо ни с того ни с сего устраивают себе средь рабочего дня английский завтрак с бумажным джемом.

Тabloid — малоформатная газета со сжатым текстом, иллюстрациями и броскими заголовками; бульварная газета..
Словарь ABBYY Lingvo 9.0

Редакции журналов, то есть конкретно редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики, живут с лазерными принтерами другой жизнью. Здесь другой формат: несколько журналов имеют размеры больше стандартного А4, наша региональная «Компьютерра+» и разворот «Компьютерры», что перед вами, — в точности А3. Здесь совсем другие ценности: принтер выдает не конечный продукт (бланк, форму, письмо, заявление, пошлую картинку для стены над рабочим местом), а служит контрольно-измерительным инструментом, вспомогательным звеном. Здесь могут простить «минутные» (иногда — месяц-полтора) слабости в падении плотности отпечатков, но никогда не простят медленную обработку десятистраничного материала, искажение графических элементов и тем более немотивированный отказ от сложной графической задачи по причине GDI-природы, недостатка памяти или неэффективной PostScript-эмуляции… Он должен контролировать и измерять осуществимость дизайнерской идеи при дальнейшей печати в финской типографии на промышленных машинах, куда сверстанный журнал отправляется в электронном виде.

Несколько месяцев назад специально для отдела допечатной подготовки (попросту говоря — верстки) издательского дома «Компьютерра» был приобретен новый принтер Hewlett-Packard LaserJet 5100dtn. Мнение тестовой лаборатории, которую я имею честь возглавлять, при выборе не учитывалось, потому что мнения, в общем-то, и не было: такие тяжеловесы — не наш профиль. Да и тестировать их — дело неблагодарное: приборы тяжелые и дорогие, упаковка громоздкая, для объективности тестов подавай им дорогущий комплект свежей лазерной механики (грубо говоря — свежий фотобарабан) и реальное сетевое подключение… К счастью, до LJ 5100 в «Компьютерре» уже трудился принтер Kyocera Ecosys FS-6900, и мы кое-что о нем знали, а в соседнем здании находится российское представительство компании Lexmark, где можно быстро прогнать любую модель. Чтобы составить полную картину рынка монохромных устройств формата А3, оставалось разобраться с принтерами Xerox и Minolta. Основные характеристики для удобства сведены в сравнительную таблицу. (Понятно, что цветной гиперболоид удовлетворил бы нас еще больше, но деньги, как известно, счет любят: устройства такого класса обязательны для принт-бюро и рекламных агентств, работающих с разными типографиями. Нам проще, типография одна, достаточно надежная, и проблемы с цветопередачей в журналах издательского дома не стоят лазерных цветопроб.)

Все таблоиды, независимо от используемого механизма, любят простор.

Дизайн и эргономика компьютерной техники — излюбленный исток и широкое русло для мысли ее обозревателей (подчас даже не видевших эту технику собственными глазами). Имеет ли смысл растекаться по древу экстерьера таких приборов, как таблоидные гиперболоиды? Ну, по крайней мере, они не на одно лицо, хотя используют схожие механизмы. Более удобным расположение панели управления можно признать, пожалуй, у принтеров Minolta и Lexmark: под правую руку удобнее, когда стоишь лицом к принтеру. «Киосера» имеет панель ровно посередине, а HP и Xerox выбрали левый край. Можно еще порассуждать о взаимном расположении лотков и дупликаторов: у 5100 и 6900, в отличие от 5400, 9100 и 812, дополнительные лотки устанавливаются заподлицо с передней панелью (а у PagePro 9100 и базовый лоток торчит), но модули двухсторонней печати пристыковываются сзади и занимают дополнительное место; у всех принтеров универсальный лоток откидывается вперед, в том же направлении выдвигаются лотки для бумаги, так что поставить таблоиды совсем на край стола не выйдет. Каждый принтер по-своему симпатичен, но LaserJet, построенный на базе механизма Canon и имеющий модную голубую подсветку дисплея, на мой взгляд, выглядит более современно.

Управление с панели и из драйверов у принтеров этого класса не отличается ничем особенным, чтобы однозначно склонить выбор в пользу той или иной модели. Функциональность Phaser 5400 и PagePro 9100 немного шире за счет способности печатать без полей (в обрез, edge-to-edge) на стандартных форматах. Насколько это важно? Например, для печати из CAD-систем, коим А3-принтеры адресованы ничуть не меньше, чем таблоидам, поля скорее не критичны: по российскому ГОСТу, да и, наверное, любому зарубежному стандарту оформления инженерной документации, чертежи имеют рамку, отступающую от трех сторон основного формата на 5 мм и на 20 со стороны подшивки. (А куда иначе прикажете колоть кнопками, если чертишь вручную?) В издательском же деле печать без полей дает неоспоримое преимущество — скажем, чтобы проверить дизайнерский замысел при так называемой верстке на вылет. Конкретный пример — собственно «Компьютерра», имеющая волей Егора Петушкова немало таких полос и по формату точно совпадающая с А4/А3 (страница/разворот). Что мы имеем сейчас на нашем LJ 5100? Если выводить страницы один в один (масштаб 100%), по четыре-пять миллиметров с краев остаются в уме принтера. Инженеры Lexmark, в отличие от нас, считают, что принтеру вовсе незачем печатать в обрез, и резонно замечают, что конструкция удорожается весьма значительно, возрастают требования к бумаге. Есть, конечно, простой выход — масштабировать задание непосредственно из приложения, подгонять в размер печатаемой области, но знать, насколько корректным будет дальнейший вывод в финской типографии, все-таки нелишне… Успокаиваем себя: то, что наш 5100-й не пропечатывает на полях, финны при сшивке порой обрезают по одной из сторон и с двукратным перекрытием.


Присмотритесь к интерфейсам принтеров, собранных в таблице. Очевидно, что эти модели предназначены прежде всего для рабочих групп и сетевой интерфейс здесь неотъемлемая норма. Параллельный двунаправленный IEEE 1284 скорее дань традиции, но может оказаться полезным при подключении к некоторым видам принт-серверов, а также, разумеется, напрямую к компьютеру, если вдруг принтер встретится с ним с глазу на глаз вне всяких витых пар. Для тех же целей служит и порт USB, со всеми вытекающими удобствами. Наш LJ 5100 не имеет USB-порта, но и компьютеров на расстоянии USB-кабеля — тоже.

Скажем прямо (без обид, пожалуйста), LJ 5100 как главный принтер отдела верстки приобретался на место FS-6900N, проработавшего у нас около года. Эта модель Kyocera, вполне сопоставимая по цене инсталляции с остальными (в таблице не учтена цена дуплекса и дополнительного лотка на 500 листов, которые вместе тянут еще на 700–800 долларов), имеет против всех конкурентов одно огромное достоинство — рекордно низкую стоимость отпечатка и обслуживания. Но наша работа уперлась в два довольно существенных недостатка. Первое — невысокое качество печати текста на цветных подложках (все-таки всего 600 dpi, без каких бы то ни было накруток), что было тут же замечено наиболее острыми глазами корректоров. Второе — досадные сбои и низкая производительность при выводе сложных PostScript-задач из Quark XPress, упирающиеся в медленный процессор и, по-видимому, не блестящую KPDL2-эмуляцию PostScript’а (к тому же FS-6900 имеет всего 35 резидентных PS-шрифтов против 80 у LJ5100, 156 у W812 и 137 у PagePro 9100).

HP LaserJet 5100 dtn: модель для сборки.

Установленный у нас сейчас LJ 5100 имеет 64 мегабайта памяти (ставить больше — весьма дорогое удовольствие), а PostSript (level 2 и 3) эмулируется 300-мегагерцовым процессором. На практике это сразу дало яркий и неожиданный результат: «Кварк» еще не успевает до конца обработать многостраничное задание (типичная задача — тема номера или блок новостей — на десять-двенадцать страниц), а принтер уже тянет «в рот» бумагу и начинает печатать! Lexmark W812, например, тоже в таких задачах не промах, но на специальных тестовых растрах уступает LJ 5100 из-за разницы в 600 dpi, причем даже режиму FastRes 1200. Благодаря дополнительному лотку принтер автоматически питается четвертым или третьим форматом; многофункциональный лоток подачи, предназначенный для нестандартных носителей, у нас практически всегда закрыт и не используется. Для экономии бумаги и удобства чтения все, кто имеет доступ, пользуются дуплексной приставкой, но цена на эту приладу у любого из пяти таблоидов, на мой взгляд, чрезмерно высока — около пятисот долларов. Сто раз подумайте и посчитайте, нужна ли она вам.

Из всех представленных здесь принтеров только Phaser 5400 имеет оригинальный PostScript-обработчик (в спецификациях это выглядит как «True…» или «Genuine Adobe Postscript 3»). Дает ли это какие-нибудь преимущества? Вопрос едва ли не риторический, остающийся, как правило, без внятного ответа. Десять лет назад лицензия поддержки в принтере языка PostScript могла увеличивать цену устройства на 500–800 долларов, к сертификации принимались только большие заказы, время вывода новых моделей на рынок могло затягиваться на месяцы. Монополистские замашки Adobe понятны: куда DTP-индустрии деваться, если она сидит главным образом на программных продуктах, для которых PostScript — «с чего начинается родина». Производители принтеров, не желая с этим мириться, один за другим разработали собственные эмуляторы PostScript и стали продавать «PostScript-совместимые» (это было главным требованием рынка) принтеры, ничего не отчисляя «Адобе». Дело в том, что каждый производитель изначально пишет обработчик самостоятельно, в зависимости от аппаратных особенностей своей продукции; дальше — может сертифицировать у Adobe (что гарантирует совместимость с ее языком до мелочей), а может — понадеяться на собственные силы, грубых ошибок все равно не будет. С точки зрения пользователя, эмуляторы дают неотличимые от оригинального кода результаты: неоднозначности встречаются, но они, не в этом, так в другом месте, могут вылезти и на сертифицированном принтере. В краткосрочном периоде совместимость эмуляторов популярных принтеров и текущих версий издательских программ очень высока, но хорошее «железо» живет дольше софта, и в долгосрочной перспективе, теоретически, эмуляция менее предсказуема, чем лицензионный обработчик.

Это теория. На практике же LaserJet 5100 пока ни разу не ударил в тонер лицом, печатая из Adobe PageMaker 6.5, Illustrator 9.0 и двух версий Quark XPress (4.1 и 5.0). Адекватность принтера мы проверяем еженедельно — свою версию пятидесятитысячным печатным тиражом нам присылает типографский Linocolor, имеющий самый что ни на есть оригинальный PostScript-процессор. Впрочем, глупо было бы думать, что Нewlett-Packard не вылижет эмулятор. В текущей линейке все монохромные модели компании имеют эмуляцию, и только несколько старших цветных снабжены лицензионными обработчиками. Неоднозначности в цветной печати недопустимы, и экономить пару сотен долларов на устройствах по цене в несколько тысяч не имеет смысла.

Модуль двусторонней печати делает свое дело как хорошй фокусник.

Что еще видно из таблицы? Технологически сильный конкурент Minolta PagePro 9100 — симпатичный, мощный, прекрасно масштабируемый принтер, однако в равной комплектации с HP LJ 5100dtn стоит не меньше 2500 долларов и при этом имеет очень высокую стоимость отпечатка (к тому же база Price.ru навскидку выдала всего шесть мест в Москве, где можно купить картриджи для PagePro 9100, — против двухсот десяти для LJ 5100). Lexmark W812 — твердый середнячок с недешевым отпечатком и отсутствием в свободной продаже запасных частей. Оригинальный таблоид Xerox Tektronix Phaser 5400DT выглядит в этом ряду безупречно, на все свои 2600 долларов, прекрасно печатает графику, как все «Ксероксы», в обслуживании не так уж дорог. Будут деньги — попробуйте, нам поведаете. В «Компьютерре» же исторически привыкли доверять компании, основанной господами Хьюлеттом и Паккардом (более шести лет Издательскому дому верой и правдой служит легендарный дедушка LaserJet 4MV PostScript).

Чуточку громоздко-неуклюжий, меньшой брат типографских машин, наш 5100dtn мог бы страдать комплексом неполноценности (GDI-браток из бухгалтерии, ни одного иностранного языка не знающий, список премий распечатывает, в приемной цветной струйник старается изо всех чернил над приглашениями на новогодний банкет по случаю одиннадцатилетия Издательского дома, а ты тут вкалывай над третьим форматом…), но надеемся, не страдает: обычно немногословные и угрюмые верстальщики ожили, лихо творят в своих «Кварках», «Пейджах», «Иллюстраторах» и доверяют гиперболоидному таблоиду свои самые смелые замыслы, как полноправному члену худсовета.


<<Волшебная флейта
Все материалы номера
Железный поток >>