Колдовство как реальность цифрового века 11.11.2003 Преподобный Михаил Ваннах Итак, колдуны. Ну и ведьмы с ними совокупно. Процессы против них — безусловная реальность. На нее не покушался, кажется, никто из самых лихих интерпретаторов истории. Вполне реальные костры за взаимодействие с некими высшими силами, каковые высшие силы посредством тех или иных символических действий понуждаются к совершению зла — отдельным лицам или же общине, вплоть до всего прогрессивного (ну или же родственно-деноминационного) человечества. Как же охота на колдунов обосновывалась идеологически? Ведь что такое колдовство? Призывается тот или иной падший дух и тем или иным образом натравливается на того или иного ближнего. С целью, естественно, сделать ближнему зло. (Случаи, когда духи употреблялись для добычи злата или для гражданской инженерии, типа строительства дворцов или мостов, в поле зрения охотников на ведьм попадали куда реже.) За это судили. За это карали. По нынешним понятиям — с садистской жестокостью. А обоснованно ли? Ведь (если ограничиться христианством) признанный и Восточной и Западной Церквями богослов Иоанн Дамаскин писал, что злым духам «…хотя и позволено нападать на человека, но поступать насильственно с кем-либо они не имеют власти». Так что за исключением теологически неграмотных инквизиционных процессов (их тоже хватало, и порой инквизиторы отправлялись за излишнее рвение вслед за своими жертвами) ведьм и колдунов осуждали не за причинение ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО вреда, а за факт зловредных намерений. Но в монотеистической вселенной, мироздании, созданном всеведущим Творцом, который способен направить каждый фотон по наикратчайшей траектории, сделать все процессы подчиненными принципу наименьшего действия, в такой вселенной места колдовству нет. Это знали и средневековые колдуны, бывшие теологически подкованнее не только нынешних авторов фэнтези, но и кое-кого из богословов. Ереси (то бишь учения), были разнообразны, но сводились, как правило, либо к манихейству, либо к гностицизму. Манихейство, признание Зла силой, равной Добру, для темы нашего разговора менее интересно. А вот гностицизм1 заслуживает более подробного рассмотрения. Ну, хотя бы в том объеме, в котором он изложен в культовом романе Умберто Эко «Маятник Фуко». Не вдаваясь в удивительное разнообразие этих синкретических систем, пытавшихся соединить иудеохристианскую теологию с греческой философией и мифологией древнеегипетских и вавилонских культов, выделим лишь то, что творение материального мира в них отведено не всеведущему и всемогущему Богу монотеизма, а действующему по той или иной per procura2 Демиургу, местами весьма напоминающему бригадира шабашников-строителей. И вот как раз в таком несовершенном мире и может действовать магия. Говоря компьютерными аналогиями, такая Вселенная полна «пасхальных яиц», и колдуны искренне верили, что, совершив ритуал поклонения злу, ничуть не более человечный, нежели инквизиционные костры, они-то уж смогут воспользоваться «задними калитками», недокументированными функциями Мироздания в своих интересах, ограничиваемых только воображением. Но вот что интересно. Ни богословы средневековья, ни представители позитивной науки нового времени не признавали за Бытием таких свойств. И реальное зло если и совершалось ведьмами, то лишь при помощи сугубо обыденных средств. Ведь чтобы сдоить молоко у крестьянских коров, не обязательно быть в состоянии волшебной невидимости. Наивному пастушку можно отвести глаза и проще… Вот и порождают самые совершенные технологии системы, во-первых, с непросчитанными до конца свойствами, а во-вторых, с недокументированными функциями. Последние порой очень полезны, но если кто-то применит их в злых целях… Ломать-то не строить. Не только душа не болит, но даже и Второе начало термодинамики помогает. Один лишь пример — немаленькая армия Саддама Хусейна дважды была размазана за считанные дни. А злоупотребивший «недокументированными возможностями» Усама бен Ладен нанес удар в самое сердце единственной сверхдержавы. И чем дальше, тем эти эффекты будут проявляться сильнее. Ведь цифровые технологии дают возможность реализовать любые по сложности (и по произвольности!) алгоритмы, в отличие от механических игрушек прошлого, завязанных на железную логику Мироздания. А тут «пасхальные яйца» будут множиться… Ждем реальных колдунов? 1 Для более подробного знакомства с историей гнозиса автор рекомендует: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М.:1994.
|