Dejа vu, или Тонкий песок Сахары 11.11.2003 Евгений Козловский Когда мне принесли новую камеру от Canon — EOS 300D — у меня тут же возникло ощущение deja vu, «уже виденного»: ну да, я ведь три с небольшим года назад уже снимал этой камерой, гуляя по Парижу. И чем дальше я читал Instruction manual, и чем больше — снимал, тем это самое психиатрическое ощущение селилось во мне все глубже и глубже. Конечно, та камера называлась EOS 30D (на один нулик беднее), имела более чем вдвое меньший логический размер матрицы и более чем втрое высшую цену, да и еще кое-какие мелочи поменялись (пластмассовый корпус, который не так удобно держать в руке [нет препятствующих скольжению насечек]), пластмассовое же зеркало [которое, надо полагать, работает не хуже стеклянного, — во всяком случае, на первых порах], вынесенный на заднюю крышку, чуть выше основного дисплея, дисплей информационный, да заметно меньший объем оперативной памяти [на EOS 30D я делал снимки подряд в количестве, казавшемся неограниченным, — здесь же больше четырех подряд не снять, потом едва ли не полминуты, как у Olympus’а, приходится ждать, пока память освободится путем перекачки информации на флэшку] — вот, пожалуй, и все. Даже TWAIN, записанный на одном из прилагаемых к EOS 300D компакт-дисков, не знаком с Windows XP, то есть, вероятно, не переделывался с тех парижских времен…1 Нет, я отлично понимаю разницу между тремя тысячами долларов и девятью сотнями, и, возможно, многие мои читатели поймут (во всяком случае — почувствуют) ее еще лучше, — и тут, конечно, Кэнону можно только рукоплескать. Выпуск однообъективной, со сменной оптикой, цифровой зеркалки за цену ниже некоего психологического барьера (1000 зеленых) — это шаг потрясающий и, возможно, самый широкий за всю историю цифровой фотографии. Если вы раньше снимали пленочным EOS, у вас наверняка сохранилось несколько объективов, — они подойдут, правда — заметно потелевеют2 (физический размер матрицы у EOS 300D [как, впрочем, и у EOS 30D, и у EOS D 60] меньше, чем размер пленочного кадра, так что фокусные расстояния объективов приходится умножать на 1,6), если же таких объективов у вас нет, возможно, имеет смысл купить камеру со специально разработанным для нее объективом, который все равно не должен увеличить цену комплекта выше той самой штуки. Мне камера попалась без этого специального объектива, так что о его качестве сказать ничего не могу, посему ограничиваюсь цитатой с русского сайта Canon: «Он использует преимущества компактного датчика и благодаря системе «short back focus» (короткий задний рабочий отрезок) размещается ближе к нему, чем в предыдущих моделях. В результате высокое качество изображения сочетается с необыкновенной легкостью и компактностью объектива (увеличение 1,6x снижает возможности широкоугольной съемки, поэтому рекомендуется использовать новый объектив EF-S 18–55 мм)». Переводя на совсем уж русский язык, поясняю: поскольку матрица меньше пленочного кадра, можно уменьшить и размер рабочего поля, и, стало быть, сам объектив. Правда, непонятно, что имеется в виду под 18–55, то есть нужно ли их умножать на эти самые 1,6, или, коль объектив сделан исключительно под эту камеру, значения уже натуральные. Еще непонятно (скорее — огорчительно), что светосила этого объектива никак нельзя сказать, чтобы… ну, положим, по сравнению с двойкой E-20-го Olympus’а, хотя там физический размер матрицы все-таки значительно меньше. Три года назад я сравнивал EOS 30D с D1 от Nikon, ибо Olympus E-10 тогда еще не попал в мои руки (хоть, вроде, и появился), а 2500-й сравнения, конечно, не выдерживал (www.computerra.ru/offline/ 2000/369/5694). Сейчас я намерен сравнивать EOS 300D с Olympus E-20, которым пользуюсь уже почти два года. Мне очень жаль терять те преимущества, которые E-20 имеет перед EOS 300D (на соответствующие достоинства я отнюдь глаза не закрываю и все их перечислю; но дело в том, что для меня лично сегодня они недостатков не перекрыли). Итак, я не хочу: - терять возможность строить кадр не только через видоискатель, но и по жидкокристаллическому поворотному экрану: это позволяет поднять в толпе аппарат над головой или положить его на землю; Пришло время объяснить заголовок. Первого мая сего года я оказался в Сахаре. Дул ветер, все затянуло песчаным туманом, ибо песок в Сахаре мелок и, разумеется, проникает сквозь любые дырочки. Я ехал на верблюде с Olympus’ом в руке и насадками в сумке и снимал то и се, накручивая/свинчивая подходящую насадку. Прошло уже более полугода, а когда я надеваю или снимаю бленду, она поскрипывает «саха,рным» песком; следы его я вижу и под управляющими дисками, и по обводу дисплея. Но внутрь не проникло ни пылинки, и сенсор остался в неприкосновенности. Вообразите себе, что произошло бы с сенсором, если б я во время этой верблюжьей прогулки пару раз поменял объективы на EOS 300D… А, может, даже если б и не поменял… А чистить сенсор приходится с очень большой опаской, вручную (в меню есть строчка, при нажатии на которую зеркало поднимается, и вы должны как-то очень уж осторожно, лучше всего — воздухом через грушу или очень уж специальной кисточкой по сенсору пройтись). Возможно, победное тридцатилетнее шествие по планете пленочных зеркалок от Canon (а пленка попадающую случайно, при смене оптики или просто от негерметичности байонетного соединения, пыль выносит вместе с собой, особого вреда ни себе, ни камере не причиняя), несколько усыпило бдительность конструкторов, и они не подумали об этой проблеме. Куда менее успешный на пленочной стезе Olympus оказался предусмотрительнее, и в новой модели со сменной оптикой предусмотрел фильтр от пыли, который после каждого снимка встряхивается пьезоэлементом, ссыпая пыль в специальный приемник. Ну а в зеркальных моделях с несменной оптикой, как выявило испытание Сахарой, герметичность идеальная. Теперь честно перечислю, чего из наличествующего у EOS 300D очень не хватает мне в Olympus’е: - во-первых, скорости реакции автофокуса; она заметно зависит и от объектива; впрочем, тратиться на слишком быстрые и потому — уж-жасно дорогие, я не советую: сама коробка — тоже не рекордсменка по скорости автофокуса, — тем не менее, в хороших условиях он наводится за сотые доли секунды, обгоняя ту же систему Olympus’а уж как минимум раз в десять; сюда же пристегнем и слежение за движущимся объектом; Засим, тем не менее, от души поздравляю всех-всех-всех с тем, что появилась вполне, в общем-то, серьезная (для любителя) однообъективная зеркалка от очень авторитетной фирмы и по вполне доступной цене. 1 Впрочем… кажется, у EOS 30D не было брекетинга баланса белого (то есть съемки кадра в трех вариантах, со сдвигом баланса чуть вправо и чуть влево), а только экспозиционный. Но наверняка я не помню. К тому же вряд ли найдется желающий приобретать сегодня EOS 30D, когда в продаже полно более продвинутых аппаратов EOS D60, которые вдвое дешевле.
|