Даешь русский Gartner
 
04.11.2003
Элеонора Кузьминская

Продолжаем знакомство с результатами исследования «Анализ тенденций развития ИКТ и их применения в социально-экономической сфере», проведенного специалистами аналитической службы ИД «Компьютерра» по заказу Минэкономразвития (начало см. в «КТ» #514). Основываясь на этих данных, можно судить об основных экономических показателях отрасли ИКТ России.

Получить адекватное описание российской отрасли информационно-коммуникационных технологий, базируясь исключительно на объективно измеряемых индикаторах, сейчас непросто.1

Объем ИКТ отрасли в России оценивается экспертами неоднозначно, и разброс в оценках в разы (100–500%) — типичная ситуация.2

По мнению экспертов, объем российской отрасли ИКТ составил в 2002 году 12,13 млрд. долларов США. На верхнем рисунке показано, как соотносятся между собой объемы подотраслей оборудования, программного обеспечения, телекоммуникаций и сферы услуг.

Оценивая объем российского рынка оборудования, эксперты отмечали, что, несмотря на общую стагнацию мирового рынка, в России в 2002 году был отмечен рост до 1,98 млрд. долларов, что составляет 16% от отрасли ИКТ в целом. Этот, следующий по размерам за телекоммуникациями сегмент отрасли делится на подсегменты «ПК», «Серверы» и «Хранилища данных», «Периферия» и «Комплектующие» в пропорциях, показанных на нижнем рисунке.

Каждый из них имеет свои особенности, и некоторые не раз оценивались исследовательскими группами (IDC, IT-Research, Gartner и др.). Так, IT-Research оценила российский сегмент ПК вместе с серверами в 2002 году в 1,86 млрд. долларов. Вместе с тем, по оценкам, полученным в ходе исследования ИД «Компьютерра» от ведущих представителей рынка оборудования, в сумме объем подсегментов «ПК» и «Серверы и хранилища данных» составляет лишь 1,23 млрд. долларов. Разница в полтора раза, как поясняют специалисты, возникает исключительно из-за вышеупомянутых факторов — давления PR-информации и многократного учета продукции. Подсегмент «Периферийное оборудование», по экспертным оценкам, составил 570 млн. долларов (29% от рынка оборудования). А комплектующие занимают всего лишь 9% рынка, что составляет 180 млн. долларов.


1(назад) Это обусловлено объективными же проблемами российской экономики: полная или частичная непрозрачность деятельности компаний, недостатки методов сбора и анализа статистики, невозможность сбора полного объема достоверных данных органами государственной статистики и пр. Поэтому в настоящий момент анализ такой информации требует дополнений и уточнений с помощью опросных методик (экспертные опросы участников рынка, полевые исследования). Об этом свидетельствует и мировой опыт изучения отрасли ИКТ: любые исследования этого рынка помимо макроэкономических показателей обязательно включают в себя экспертные составляющие. Но методика экспертного исследования и измеряемые индикаторы рынка ИКТ должны предусматривать постепенную замену экспертной составляющей метода на статистическую.
2(назад) Эта особенность российского рынка обусловлена тремя факторами. Во-первых, отрасль информационно-коммуникационных технологий до сих пор не выделена в рамках каких-либо государственных классификаторов, и ее границы размыты. Во-вторых, все проводимые в нашей стране исследования того или иного рыночного сегмента опираются на финансовые показатели валовых продаж и производственных, и дистрибьюторских компаний, а не на добавленную стоимость, как делается во многих западных исследованиях, например ежегодном европейском отчете EITO. В значительной мере причина этого — недостаточная прозрачность нашего рынка и сложность анализа содержания валовых продаж в каждом конкретном случае. А в результате одни и те же товары учитываются по несколько раз. Когда компания-«сборщик ПК» покупает у «дистрибьютора» комплектующие, собирает из них ПК и продает «интегратору», каждый из этой цепочки включает стоимость комплектующих в свои обороты. Именно попытки отсечь излишек, связанный с множественным учетом, ведут к огромному разбросу в оценках объемов рынков ИКТ-отрасли. Ну а третьим фактором, влияющим на разброс оценок, является отсутствие достоверной информации об объемах продаж или оборотах российских компаний. При этом в отличие от зарубежных стран у нас очень мало независимых агентств, у которых можно приобрести информацию об игроках рынка, подобно отчетам, которые готовит компания Gartner: в них решения и предложения тех или иных компаний оцениваются не просто по их маркетинговым материалам, а с точки зрения реального бизнеса. Таким образом отсекается PR-информация, которая обычно сопровождает сообщения самого вендора.


<<Где вы покупаете компьютеры?
Все материалы номера
Принцип отвлечения в действии >>