Священный челн Великого похода
 
28.10.2003
Киви Берд


 
стр. 1
стр. 2 >>

Дело мастера Ху

В прессе Китая, пребывающего ныне в состоянии вполне объяснимой эйфории от успешного запуска на орбиту собственного космонавта, промелькнула любопытная мысль. Согласно историческим документам, китайцев вообще следует считать первой в истории человечества нацией, попытавшейся послать человека в космос на ракете. Дело было в XVI веке, в эпоху правления династии Мин, когда некий умелец по имени Ван Ху задумал улететь далеко в небеса. Он привязал себя к креслу, обвязанному пиротехникой, а в каждую руку взял по воздушному змею — очевидно, в качестве рулей управления. Как свидетельствуют анналы, старт закончился катастрофой: когда слуги мастера Ван Ху подожгли запалы пороховых ракет, раздался взрыв, уничтоживший и «корабль», и космонавта…

Понадобилось еще полтысячелетия, чтобы 15 октября 2003 года в девять утра по пекинскому времени первый китаец наконец-то отправился в космос — на пилотируемом космическом корабле «Шэньчжоу-5» с помощью ракетоносителя «Чанчжэн-2F», который стартовал с космодрома Цзюцюань в северо-западном Китае.

Полет, успешно завершенный следующим утром, стал не только достойным продолжением дела мастера Ху, но и еще одним достижением КНР в серии технологических прорывов, ведущих страну к статусу сверхдержавы. Около сорока лет назад Китай создал собственное ядерное, а затем и термоядерное оружие. Космические спутники КНР начали появляться на околоземной орбите с начала 1970-х годов. Страна располагает межконтинентальными баллистическими ракетами, способными достигать любой точки планеты, а нынешний запуск человека на орбиту объявлен Китаем как важный этап в деле мирного освоения космоса.

Шэньчжоу и Чанчжэн

С китайского языка имя космического корабля «Шэньчжоу» переводят, как правило, банальными словами «волшебная лодка». Однако, если заглянуть на сайт центральной газеты «Жэньминь Жибао», имеющей русскоязычный раздел (russian.people.com.cn), то окажется, что сами китайцы предпочитают переводить иероглифы названия куда более поэтично — «священный челн». Масса этого «челна» — более восьми тонн, длина — около десяти метров. «Шэньчжоу-5» состоит из трех модулей: орбитального, несущего научное оборудование; взлетно-посадочного, где находится экипаж; и сервисного — с электроникой, ракетными двигателями и солнечными батареями. Модуль для экипажа рассчитан на трех человек, и вплоть до запуска было неизвестно, сколько космонавтов отправится в первый полет.

При внешней схожести с нашим «Союзом» китайский корабль и по размерам, и по весу превосходит российский прототип (еще одно важное отличие — гораздо большая бортовая электрическая мощность, 1200 кВт). Главная же конструктивная особенность, вероятно, заключается в орбитальном модуле «Шэньчжоу», который тоже имеет собственные панели солнечных батарей и может долго оставаться в автономном полете после того, как пилотируемый отсек возвращается на Землю. Еще одно существенное различие с «Союзом» — взлетно-посадочный пилотируемый модуль, который, по замыслу китайских конструкторов, можно использовать многократно, несколько подновив после приземления.

Одной из самых сложных задач при подготовке пилотируемого полета было создание нового типа ракетоносителя «Чанчжэн» («Великий поход»), способного обеспечить высочайшую надежность запусков (коэффициент безопасности для космонавтов 0,997). На этом пути китайские ракетостроители пережили в 1990-е годы целый ряд болезненных неудач. По официальным данным, аварии происходили в 1991, 1992, 1995 и дважды в 1996 годах. Это был серьезный кризис, поставивший под вопрос не только коммерческие запуски спутников, но и всю программу пилотируемых полетов. Хорошо известно, что американские аэрокосмические компании, в том числе такие гиганты, как Hughes, помогли китайцам создать новый ракетоноситель, однако в оценке их вклада стороны расходятся.

Власти США, встревоженные ростом космического потенциала Китая, провели специальное расследование и взыскали с корпорации Boeing (нынешнего владельца Hughes Space and Communications) рекордный в индустрии штраф в 32 млн. долларов за нарушение экспортных ограничений и передачу ракетных технологий. Интересно, что сами Boeing и Hughes не видели в своих действиях ничего противозаконного и действовали абсолютно открыто. Китайская же сторона официально заявила, что выдвинутые американской администрацией обвинения «противоречат действительности и просто смехотворны». Попутно главный конструктор ракеты-носителя «Великий Поход» Ван Де Чэн сказал, что эта история показывает, «как мало США знают о китайской космической программе».

Эти слова, конечно, справедливы, поскольку космическая программа КНР окружена плотной завесой секретности. Но как бы то ни было, во второй половине 1990-х ситуация с ракетоносителями заметно улучшилась, и начиная с 1996 года серьезных бед при запусках больше не происходило.

С июня 1999 года в прессе начали появляться фотографии новой ракеты, предназначенной для вывода на орбиту кораблей, пилотируемых людьми: двухступенчатый ракетоноситель высотой с девятнадцатиэтажный дом, названный «Чанчжэн-2F» («Великий поход»), имел в нижней части четыре жидкотопливных ускорителя, а в верхней — специальное устройство отстрела для безопасного катапультирования капсулы с космонавтами на случай, если обнаружатся неполадки при старте или на ранней стадии полета. В последующие четыре года китайцы сделали четыре успешных запуска комплекса «Чанчжэн–Шэньчжоу».

Юхань-юан, странники вселенной

Повторяя опыт СССР и США, Китай при формировании космического отряда отбирал людей из лучших военных пилотов — тестировались полторы тысячи кандидатов, налетавших не менее тысячи часов. Исходная группа была набрана в составе четырнадцати человек, которых стали именовать «тайконавты», от китайского произношения слова «космос», или «юхань-юан» — «странники вселенной».

Заручившись поддержкой России, в октябре 1996 года руководство Поднебесной официально объявило миру о планах запуска своих космонавтов на земную орбиту. В Центре подготовки космонавтов в Звездном городке под Москвой с ноября 1996 по ноябрь 1997 года курс обучения (стоимостью 1 млн. долларов) прошли два китайских пилота — Ву Цзе и Ли Цзинлун. Возвратившись на родину, они приступили к подготовке и обучению дюжины остальных летчиков из «космической эскадрильи» Народной освободительной армии Китая.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Первая патриотическая
Все материалы номера
I think I’m paranoid >>