Два туза одной масти
 
28.10.2003
Марат Зиннатов


 
стр. 1
стр. 2 >>

 

В последнее время индустрия видеоускорителей не радует нас интересными анонсами. Кроме объявления новой (в большой степени «бумажной») линейки чипов Volari от XGI, о чем «КТ» сообщала в репортаже с Computex 2003 (#514), вспомнить нечего. Информационный штиль заметно потревожило только официальное оформление «двойного гражданства» компанией ASUSTeK Computer.

Лет пять назад, отказавшись от услуг сторонних производителей видеокарт, канадская компания ATI Technologies совершила одну из самых больших ошибок в своей истории. Да, это решение значительно облегчило контроль за качеством конечных продуктов, но тягаться в количественных показателях с NVIDIA и ее бесчисленными «помощниками» было уже невозможно.

Вверху — панель выбора стандартных предустановок качества изображения.
Внизу — пользовательских настроек качества изображения на примере Direct3D.Вновь установленные контакты не исправили положения. Низкое качество (такие уж были новые компаньоны) партнерских карт только ухудшало и без того неважную репутацию канадского брэнда Radeon. Из-за различий в рабочих частотах между видеоускорителями, созданными самой ATI и сторонними производителями, а также между видеокартами в OEM- и Retail-упаковках («родные» и боксовые варианты были быстрее), покупатели буквально хватались за голову, пытаясь разобраться, что же за продукт они приобретают!

Ситуация кардинально изменилась лишь год назад. Активные поиски достойных партнеров, новый очень удачный модельный ряд, исчезновение частотной чехарды, а также более основательный подход к качеству выпускаемого софта дали положительные результаты. И вот пришло известие о знаменательной победе в этой сфере. Компания ASUSTeK Computer официально объявила о запуске в производство линейки видеокарт на чипах Radeon.

В общем-то, ASUS производил видеокарты на базе чипов ATI уже давно. Но выходили эти продукты как noname. А сам факт был из разряда «знаем, но не скажем». Таким образом, главное в нынешнем событии именно то, что отныне партнерство оформлено официально.

Пикантность ситуации придают давние и близкие отношения ASUSTeK и NVIDIA. Известно, что американцы всегда оперативно и жестко реагировали на подобные шаги своих партнеров. Но сейчас NVIDIA переживает не лучшие времена, да и давить на такого крупного производителя, как ASUS, практически нереально.

Одновременно с налаживанием новых производственных контактов (сообщается также о «переходе» MSI) ATI объявила новые чипы. На самом деле Radeon 9600 XT (кодовое имя RV360) и Radeon 9800 XT (R360) — лишь ревизии соответственно RV350 и R350, с усовершенствованиями, позволяющими безболезненно поднять рабочие частоты. Конечно, новых имен это не достойно, но во имя маркетинга канадцы решили пойти на этот шаг.

1 октября ASUSTeK объявила о выходе карт на Radeon 9800 XT, Radeon 9600 XT, Radeon 9600 SE и Radeon 9200 SE. (Продукты с маркировкой SE мы обсудим в другой раз, а пока заметим только, что основным изменением в них стало сужение до 64 бит шины памяти. Рабочие частоты тоже снизились, и нетрудно догадаться, что производительностью эти ускорители не блистают.) Выпуск продуктов на чипах ATI вовсе не означает прекращения партнерства с NVIDIA: компания выпускает, по сути, две конкурирующие между собой линейки продуктов. В этом обзоре мы рассмотрим упомянутый Radeon 9800 XT (A9800XT) и недавно поступившую в продажу видеокарту ASUS V9950 Ultra, построенную на базе ускорителя NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra (NV35).

Ядро V9950 Ultra работает на частоте 450 МГц, несет на борту 256 Мбайт DDR-памяти (частота 850 МГц). Горячий NV35 и микросхемы памяти, расположенные на лицевой стороне, охлаждаются массивным медным монорадиатором оригинальной конструкции с двухвентиляторной системой. Несмотря на высокие обороты, нареканий на шум нет. Высота радиатора позволяет установить низкопрофильную карту в соседний PCI-слот, однако в этом случае доступ воздуха к обеим картам будет сильно ограничен. Память с обратной стороны охлаждается обычным медным радиатором. Вся конструкция надежно крепится к плате тремя подпружиненными болтами.

В комплект поставки помимо драйвера входят фирменные программы GameFace (средство для видеочата, окно которого может отображаться поверх игрового действа), DVD XP (предназначение очевидно — программный DVD-плейер) и SmartDoctor (управление рабочими частотами). Игры представлены демо-версиями «Tom Clancy Splinter Cell», «Warcraft III: RoC», «Big Mutha Truckers», «BREED», «Colin McRae Rally 3» и «TOCA Race Driver», а также полноценными «Gun Metal», «Battle Engine: Aquila» и «Delta Force: Black Hawk Down». Набор переходников стандартный: DVI-to-VGA и S-Video-to-RCA.

Но даже на этом фоне Radeon 9800 XT выделяется. Начну с того, что такой большой коробки я еще не видел ни у одной из видеокарт (хотя сама карта меньше). Ее длина достигает полуметра, а ширина — трети. Это вызвано скорее маркетинговой игрой на психологии (внешний вид упаковки и правда солидный), нежели заботой о сохранности содержимого. Хотя одно другому не мешает.

Объем и тип оперативной памяти те же — 256 Мбайт DDR. Рабочие частоты — 410 МГц у ядра, 730 МГц у памяти. Система охлаждения более совершенная: с лицевой стороны — сложный сборный радиатор с испарительной трубкой и двумя вентиляторами (а ведь чипы ATI не такие уж горячие, даже разогнанный Radeon 9800 XT...), отменное подпружиненное крепление и простая медная пластина на чипах памяти — с обратной. Карта позволяет динамически изменять скорость вращения лопастей благодаря технологии Smart Cooling, управление которой осуществляется посредством расширенной программы Smart Doctor II. И разница между режимами ощущается невооруженным ухом! Стоит также отметить, что переходы от одной скорости к другой (минимум четыре ступени) не режут слух, как это было в первых вариантах карт на NV35. Благодаря фирменному чипу ATI Rage Theater карта поддерживает функции VIVO.

«Игрушечная» составляющая идентична описанной выше, но все диски собраны в фирменную коробочку, тогда как GeForce предлагает их порознь, в стандартных slim-боксах. К серьезному софту добавились фирменные Power Director Pro (для работы с видео) и Medi@ Show SE (создание слайд-шоу), а также Cool 3D SE и Photo Express SE от Ulead. Наличие Rage Theater позволяет использовать и стандартные программы ASUS Digital VCR («видеомагнитофон»), и Video Security (автоматическое интеллектуальное наблюдение за местностью). Для захвата и вывода видео имеется выносной блок с гнездами S-Video In/Out и RCA In/Out, подключаемый к гнезду TV-Out.

Платформой для сравнения топ-моделей ASUSTeK в нашем тестлабе служила системная плата ASUS P4G8X Deluxe с процессором Pentium 4 2,53 ГГц и 2х256 Мбайт памяти (TwinMOS), а также жесткий диск Seagate Barracuda IV ATA (ST380021A). Операционной системе Windows XP с установленным SP1 помогали драйверы NVIDIA Detonator 45.23 и ATI Catalyst 3.8.

О последнем нужно сказать несколько слов — произошедшие изменения того стоят. Во-первых, настройки качества изображения в OpenGL и Direct3D находятся теперь на одной закладке, но управляются все еще по отдельности. Тот или иной API выбирается переключателем (см. скриншот). Для доступа к самостоятельному режиму настроек нужно поставить галочку «Use custom settings» и нажать появившуюся кнопку «Custom…». Только тогда открывается панель, аналогичная той, что была раньше на отдельной закладке OpenGL или Direct3D. Такая организация, на мой взгляд, не стала удобнее для обычного пользователя, но заведомо стала менее удобной для продвинутого игрока, часто изменяющего настройки и неудовлетворенного пятью стандартными.

.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Алфавитный беспорядок
Все материалы номера
Железный поток >>