Новости
 
28.10.2003
Компьютерра


 
стр. 1
стр. 2 >>

В общем, все умерли

Осень хоть и признана классиком «очей очарованьем», но пора все же довольно унылая, по крайней мере в северном полушарии. Кто знает, быть может, именно поэтому в ИТ-индустрии на середину октября пришлась целая серия мрачноватых «похоронных» прогнозов, спешащих поставить крест на вполне живых еще технологиях. Начало речам «за упокой» положил технический директор Sun Microsystems Грег Пападопулос, с трибуны Microprocessor Forum в Сан-Хосе возвестивший скорую смерть микропроцессоров как класса («КТ» #515). По его мнению, через несколько лет им на смену придут чипы-микросистемы, объединяющие и процессор, и все вспомогательные схемы, требующие пока отдельных чипов.

Буквально в тот же день на страницах журнала EE Times похоронили технологию Bluetooth. Сделал это Крег Матиас (Craig J. Mathias), глава известной американской фирмы Farpoint Group, специализирующейся на консалтинге в области беспроводной связи. Не отрицая привлекательных черт Bluetooth (самоорганизация сетей, дешевизна, широкое распространение), Матиас утверждает, что этот стандарт оказался слишком медленным — как в темпах внедрения, так и в скорости передачи информации. По этим параметрам гораздо сильнее выглядят протоколы 802.11, особенно Wi-Fi, фактически становящиеся стандартным средством беспроводного доступа в Интернет и в ближайшее время обещающие перебраться в сотовые телефоны. Последним же гвоздем в гроб Bluetooth, по мнению Матиаса, станет скорое одобрение стандарта IEEE 802.15.3a, специально разработанного как высокоскоростная мультимедийная альтернатива для «слишком медленного» 802.15.1 (официальное название Bluetooth). Предполагалось, что 802.15.3a, уже сведенный из множества предложений к единому виду, будет одобрен на сентябрьской конференции IEEE в Сингапуре, однако требующихся для принятия 75% голосов там набрать не удалось. Теперь надежды возлагаются на ноябрьскую встречу в Альбукерке (Нью-Мексико). Ну а Bluetooth в этих прогнозах уготована роль если не мертвой, то узкой «нишевой» технологии.

Естественно, все пророчества подобного рода являются в той или иной мере маркетинговыми ходами, отражающими острейшую борьбу за передел перспективного сектора рынка (главные силы, продвигающие новый стандарт 802.15.3a, — компании Intel и Texas Instruments). Особенно ярко это проявилось в еще одной «похоронной» речи, на сей раз отправившей на покой карманные компьютеры. В авторитетном издании The Economist опубликованы краткие итоги исследований фирмы In-Stat/MDR, свидетельствующие, что PDA не суждено стать массовым товаром. По сравнению с обычными компьютерами, которых в мире ежегодно продается около 130 миллионов, и мобильными телефонами (около 460 миллионов аппаратов в год) продажи КПК остановились на отметке 11 миллионов и далее не растут. Как выразились аналитики In-Stat/MDR, «практически все, кто хотел КПК, их уже купили». А вот продажи смартфонов, добавляющих в мобильный телефон функции компьютера, напротив, растут заметно и к концу года достигнут уровня 12 миллионов устройств (в прошлом году было 4 миллиона).

Эти цифры и дают основание для заявлений типа «КПК уже мертв», с которыми выступают ныне руководители таких фирм, как Nokia и ведущий разработчик ПО для смартфонов Symbian. Разумеется, совершенно иная точка зрения у изготовителей карманных компьютеров, встраивающих сейчас в свою продукцию функции мобильной связи. Как говорят в PalmSource, в данном противостоянии нет победителей и побежденных, а есть движение к одному и тому же устройству с разных концов. Короче, в ИТ, как и в природе, — то, что кажется смертью, на самом деле есть непрерывное рождение нового. — Б.К.

То ли еще будет!

В октябре Джон Энтон (John Antone), глава азиатско-тихоокеанского подразделения компании Intel, объявил, что в ближайшие несколько лет Китай может стать крупнейшим в мире потребителем персональных компьютеров и серверов. По прогнозам IDC, в этом году Поднебесная выйдет на второе место в мире, оставив позади Японию, — продажи ПК в Китае составят около 13 млн. штук. Несмотря на все еще гигантскую разницу в объемах продаж между США и Китаем (американские потребители купят в этом году более 51 млн. персоналок), рынок азиатско-тихоокеанского региона рассматривается Intel как самый перспективный, именно здесь компания продает 51% своей продукции (с учетом Японии).

В континентальный Китай перемещается центр не только потребления, но и производства hi-tech-оборудования. Уже в декабре начнется рассчитанное на два года строительство завода Intel по производству процессоров в г. Ченгду. Его стоимость составит порядка 375 млн. долларов. А согласно информации исследовательской фирмы IMS Research, к следующему году Китай станет крупнейшим поставщиком мобильных компьютеров в мире. За последние год-полтора практически все ведущие производители ноутбуков (в том числе с Тайваня) перевели сюда изрядную часть своих мощностей. По данным IMS Research, объем рынка портативных ПК в текущем году составит 36 млн. устройств, из них около 20 млн. будут произведены в Китае. — Т.Б.

Сокращенный рабочий день

В октябре сразу две крупнейшие компании — Universal Music (подразделение французского медиа-гиганта Vivendi) и Sony объявили о сокращениях рабочих мест. Первая планирует уволить 1350 сотрудников (11%). Это позволит экономить порядка 200 млн. долларов в год, что в условиях кризиса продаж компакт-дисков вряд ли можно назвать незначительной суммой (за первую половину года доходы Universal Music по сравнению с тем же периодом прошлого года сократились на четверть, что привело к потере около 490 млн. долларов). Конкуренты компании — Sony Music, Warner Music и EMI также переживают нелегкие времена. Аналитики предрекают грядущее объединение гигантов звукозаписи и переход на общие производственные мощности, дабы сократить расходы на штамповку и распространение тиражей.

Sony, в свою очередь, объявила о еще более масштабных увольнениях, которые коснутся всех подразделений, в том числе Sony Music. К марту 2006 года компания намерена распрощаться с 15–20 тысячами сотрудников (примерно 10% персонала). В ближайшее время должен быть утвержден план реструктуризации фирмы до 2005 года, в рамках которого Sony откажется от ряда неприбыльных направлений своей деятельности. Уже объявлено, в частности, что японские производства телевизоров на электронно-лучевых трубках будут закрыты или переведены в Китай. По сообщению Nihon Keizai Shimbun, Sony планирует также заключить альянс с южнокорейской Samsung и заняться совместным производством LCD-телевизоров. — Т.Б.

На чужой каравай

Переродившемуся Napster’у (см. «КТ» #515) придется завоевывать аудиторию в условиях жесткой конкуренции — компания Apple решила развить свой успех в торговле звукозаписями и наконец сделала Интернет-магазин iTunes Music Store одинаково удобным и для пользователей Маков, и для тех, кто работает под ОС Windows. Изменения коснулись не только сайта, но и программного плейера iTunes, который тесно интегрирован с этим онлайновым сервисом. На конференции в Сан-Франциско глава Apple Стив Джобс без лишней скромности назвал iTunes лучшей программой для Windows. Правда, после того как пакет скачали более миллиона пользователей, Apple пришлось выпустить обновление — оригинальная версия iTunes вызывала зависание на некоторых машинах.

Новые веяния коснулись и MP3-плейеров iPod — для них выпущена свежая «прошивка» версии 2.1. Микропрограмма позволит не только работать с iTunes для Windows, но и подключать к iPod периферию сторонних производителей. Пока таких устройств только два и оба выпускаются компанией Belkin — это микрофон, совмещенный с динамиком, и «читалка» для карт флэш-памяти (CompactFlash, SmartMedia, Memory Stick, SD/MMC). Соответственно в микропрограмме появились функции для работы с голосовыми записями и цифровыми фотографиями. К сожалению, обновление актуально лишь для двух старших моделей iPod — 20- и 40-гигабайтной: только они имеют разъем для подключения периферийных устройств.

Техническими новациями Apple не ограничилась и выдала целый ворох маркетинговых мероприятий, которые несомненно пополнят ряды клиентов iTunes. Благодаря соглашению с America Online, композиции в iTunes Music Store можно будет покупать и через музыкальный сайт AOL Music, да и регистрация клиентов AOL (которых в США 25 миллионов) в музыкальном магазине Apple упростится буквально до одного щелчка мышью. Планируется провести совместную акцию и с Pepsi — на 300 миллионах бутылок с ее напитками будет рассказано о музыкальном сайте Apple, а каждая третья будет содержать уникальный код, позволяющий бесплатно скачать одну композицию. Старт программе Pepsi-iTunes будет дан 1 февраля, когда ее видеоролик покажут в prime-time — во время трансляции финала чемпионата США по американскому футболу. — В.К.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Микрофишки
Все материалы номера
Колыбель российского фото >>