Стерео Х 5.1 14.10.2003 Александр Радзишевский
- Название программы VAC («Виртуальный аудиокабель») точно объясняет ее назначение — программа является виртуальным аудиодрайвером и создает мнимые источники и приемники аудио, что дает возможность перенаправлять аудиопоток из одной программы в другую, минуя аппаратные звуковые тракты. После установки обеих программ выбираем в качестве устройства вывода виртуальное устройство Virtual Cable 1 Out (таким образом, единственное, что требуется от плейера «X», — возможность выбора выходного аудиоустройства). Теперь запустим GraphEdit и построим свой граф прохождения сигнала, включающий MatrixMixer. Для этого заходим в диалог Graph Х Insert Filters, откуда последовательно добавляем на рабочее поле программы: - Virtual Cabel 1 In (из ветки Audio capture sources); Таким образом, если обычный путь прохождения аудиопотока из плейера к аппаратному выходу может быть изображен в виде верхней блок-схемы на рис. 3, то после перенаправления сигнала через GraphEdit, путь выхода сигнала выглядит как на нижней блок-схеме рис. 3. Для изменения настроек MatrixMixer нужно зайти в свойства фильтра, кликнув на нем правой кнопкой мыши. Чтобы слушать аудио, нужно включить плейер «X» в режим воспроизведения и запустить построенный в GraphEdit граф (нажатием клавиши Enter).
Описанный способ пропускания сигнала через MatrixMixer вполне универсален и подходит не только для плейеров, но и для множества других аудиопрограмм, а программа VAC может оказаться полезной еще чаще, поскольку с ее помощью зачастую удается буквально подключить неподключаемое. Аудио-экстрим Приведенный выше способ с использованием MatrixMixer, несмотря на свою элегантность, имеет один очень серьезный недостаток. Дело в том, реализованный в MatrixMixer метод увеличения количества звучащих каналов, основан всего лишь на нехитром микшировании в определенных пропорциях сигналов от двух имеющихся каналов. Оказывается, существует другой способ создания пространственного звучания из стерео, основанный на гораздо более серьезной методике, чем простое микширование. Технология Ambisonics8 явилась результатом работы британских исследователей. Еще в 70-х они разработали технологию, которая позволяет очень точно доносить до слушателя оригинальное звучание. Технология реализует комплексный подход, обуславливающий способы записи и воспроизведения. Запись живого звучания производится с использованием специальной аппаратуры, которая продуцирует четырехканальный сигнал (записанный в специальном формате B-Format), несущий информацию о звуковом поле в горизонтальном и вертикальном направлениях9. Естественно, воспроизведение такого сигнала также требует наличия специального кодера/декодера. Интересно, что для правильной передачи сигнала при воспроизведении нужно лишь верно указать декодеру месторасположение используемых репродукторов (расположив их при этом почти по своему усмотрению). Необходимое количество репродукторов ограничивается лишь четырьмя. Надо заметить, что большинство современных технологий пространственного звучания не позволяют воссоздавать вертикальную составляющую передаваемого звукового поля. Технология Ambisonics предусматривает возможность записи данных даже на двухканальных носителях данных (с использованием специальной матрицы кодирования), она не требовательна к количеству и расположению каналов, она позволяет создать полную перифонию, а не только лишь звучание по горизонтали, она во многом лучше и прогрессивней множества других современных технологий подобного рода. Однако по разным причинам технология Ambisonics сегодня фактически мертва. В настоящее время она поддерживается лишь энтузиастами и реализована в виде некоторого количества (вполне рабочих) VST-модулей четырех-пятилетней давности, а также в виде отдельных выпущенных когда-то серийно аппаратных декодеров и 160 CD-альбомов в формате Ambisonics. Несмотря на явно минорный тон рассказа об Ambisonics, эта технология еще сослужит нам службу, по крайней мере, в этом материале. С помощью Ambisonics мы сейчас попробуем оттранслировать обычный стерео .WAV в шестиканальный .WAV для его последующего кодирования, например, в .AC3 или DTS. Для этого нам понадобится: - программа Plogue Bidule10 (www. plogue.com/download_form.php?file=PlogueBiduleInstaller.exe) Программа Plogue Bidule — это универсальный инструмент, представляющий собой модульную студию для работы со звуком. Работа с Bidule похожа не работу c GraphEdit — на рабочем поле программы из различных внешних и внутренних плагинов (в том числе VST) и модулей создается блок-схема прохождения аудиосигнала. Запустив механизм и регулируя настройки участвующих в схеме модулей, можно выполнять обработку звука, экспериментировать со звучанием или просто тестировать модули и их взаимодействие. 8 (назад) www.ambisonic.net, www.ambisonic.net/pdf/ambidvd2001. pdf, members.tripod.com/martin_leese/Ambisonic/faq_latest.html.
|