Заметки на полях сражений. Часть 1
 
07.10.2003
Илья Щуров Voyager


 
стр. 1
стр. 2 >>

Процессы, происходившие в русскоязычной части Сети в последние несколько месяцев, напоминали приготовления к войне: заключались союзы, закупалось вооружение, планировались совместные акции, определялась расстановка сил. Провайдеры, пользователи, производители софта, держатели сетей, специалисты по компьютерной безопасности — все уже знали, что завтра — война. Страшная и кровопролитная война со спамом.

Предыстория

Первым замеченным мною сигналом к началу боевых действий стала диверсия, произведенная вероятным противником еще весной: попытка спаммеров подделать свои сообщения под рассылки Subscribe.Ru. Можно понять, зачем это им понадобилось: чаще всего почта от подобных крупных служб проходит по специальным каналам и не фильтруется, почтовые сервисы и пользователи им доверяют. На этом и хотели сыграть спаммеры.

«Сабскрайб» среагировал оперативно. Рассылки стали сопровождаться уникальными идентификаторами пользователя; был проведен веб-опрос, в очередной раз подтвердивший отрицательное отношение общественности к спаму; на самом сайте открылся целый раздел, посвященный проблеме. В тот же момент на горизонте появились известные игроки антиспам-рынка: «Ашманов и Партнеры» и «Лаборатория Касперского», почти год назад выпустившие Kaspersky Anti-Spam. Заработала рассылка «Спамтест», поддерживаемая всеми тремя компаниями.

Тогда же Microsoft громко заявила о начале борьбы со спамом своими силами по всем направлениям: от технических до законодательных. Стало ясно, что почтовый шум превратился из мелкого неудобства в крупную проблему, раз уж о нем так заговорили.

В августе компания Mail.Ru объявила о внедрении Антиспама Касперского на своем почтовом сервисе и гордо отрапортовала, что количество нежелательной корреспонденции в ящиках пользователей уменьшилось до 5–7% от общего числа писем. Почтовый сервис Яндекса пошел другим путем и еще с апреля стал вычислять массовые рассылки и складывать их в отдельный каталог. Казалось, пользователи бесплатных почтовых служб могут спать спокойно — они защищены по последнему слову техники. Однако скоро стало ясно, что противник хитер и ловок и победить его не так-то просто.

Коалиция

3 сентября было объявлено о создании «Национальной коалиции против спама», в которую вошли упомянутые «Ашманов и Партнеры», «Лаборатория Касперского», Subscribe.Ru, Mail.Ru, а также московское представительство Microsoft, провайдер Golden Telecom и портал Rambler. Своей целью эта организация объявила борьбу со спамом всеми мыслимыми методами: технологическими, законодательными и просветительскими. Аудит законодательства, выработка предложений по его изменению и дополнению, исследование возможности подавать иски на спаммеров уже сейчас, «разъяснительная работа» с руководителями компаний, обмен опытом в разработке средств фильтрации — все это было включено в планы Коалиции на ближайшее время.

Необходимость подобных мер свидетельствовала о том, что технически спам победить не удается. Через некоторое время после включения фильтров на Mail.Ru спаммеры стали тестировать свои письма на «фильтроустойчивость» и прибегать ко множеству ухищрений, позволяющих обходить защиту. Мои опасения, высказанные год назад в статье про Kaspersky Anti-Spam («Истребитель спама», «КТ» #474), подтвердились: объем нежелательной почты в ящиках быстро достиг того же уровня, каким был до введения фильтрации. «Ашманов и Партнеры» пообещали с помощью новых технологий вернуть контроль над ситуацией — так и произошло через какое-то время, однако было ясно, что противоположная сторона тоже не будет топтаться на месте. К тому же количество спама на Mail.Ru сейчас выше, чем в мае — до установки фильтров.

В общем, несмотря на солидность собравшихся компаний, сложилось впечатление некой растерянности и беспомощности: технические методы фильтрации оказались не столь эффективными, как предполагалось, а борьба со спамом с позиций права весьма не проста — из-за отсутствия соответствующей законодательной базы, низкой компьютерной образованности общества и многих других причин.

Что люди обычно делают с проблемой, которую не умеют решать? Правильно — они начинают ее обсуждать. Пользы от этого занятия с гулькин нос, однако и вреда никакого.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Слово Божие for Windows
Все материалы номера
Конfeтти >>