Математика, компьютер и модели общества
 
07.10.2003
Александр Гуц


 
стр. 1
стр. 2 >>

Александр Гуц
Доктор физико-математических наук, профессор Омского государственного университета, факультет компьютерных наук, www.univer.omsk.su.

Фундамент классической науки составляют:

- постулат экспериментальной проверки, требующий, чтобы наука занималась только теми явлениями, которые можно либо наблюдать многократно, если речь идет о естественных процессах, либо теми явлениями, которые могут быть любое число раз воспроизведены в лабораториях;
- постулат формализации, согласно которому явление может быть изучено и понято только при условии его математического описания.
Очевидно, что под эти постулаты подпадают естественные науки, а так называемые науки об обществе в своем нынешнем виде им совершенно не соответствуют. Особое место занимает социология. Она изначально задумывалась ее основоположником Кантом как естественная наука — физика общества, но со временем ключевые позиции в ней заняли представители гуманитарных наук.

В какой-то момент, к сожалению, слово «наука» стало употребляться с прилагательными «гуманитарная», «историческая», «общественная» и т. д. Это связано с тем, что ее успехи в XVIII–XIX веках обеспечили финансовую поддержку со стороны государства. А где деньги тратятся «на науку», там появляются люди, готовые заниматься не просто, например, историей, но непременно «исторической наукой». В действительности же государство платило «представителям гуманитарных наук» не за добываемые научные истины, а за идеологическую пропаганду и «научное обоснование» нужных правящим кругам (или оппозиции) воззрений. В настоящее время историки выполняют важную роль собирателей, обработчиков и хранителей информации о прошлом, но будучи плохо подкованными в естественных науках, они неспособны правильно интерпретировать получаемую информацию.

Может ли читатель назвать исторические, философские, филологические и даже психологические факультеты в университетах не только России, но и других стран, где при поступлении обращалось бы внимание на знание математики? Более того, их преподавательский состав не просто безграмотен в области математики, логики, физики, химии, биологии, но зачастую вообще враждебно настроен к использованию математико-статистических методов обработки данных.

Стоит ли винить представителей гуманитарных наук в сложившейся ситуации? Нет, конечно. Ведь математики все триста лет существования классической науки больше работали на инженеров и физиков, а если и брались за науки об обществе, то предлагаемые ими методы были не слишком эффективными. Это, в частности, связано с тем, что, описывая социальный процесс с помощью системы дифференциальных уравнений, невозможно найти соответствующие аналитические решения даже при относительно небольшом числе начальных условий, значимых параметров и «социальных констант». Последних слишком много, и их значения, как правило, абсолютно неизвестны. Хуже того, их никто никогда не пытался измерить. Например, чему равен «коэффициент потери пассионариев в войнах» или «минимально допустимое число образованных людей», переступив которое, нация неспособна к «воспроизводству» своей культуры?

Основная беда наук об обществе — отсутствие возможности повторить наблюдение, то есть «перезапустить» социальный процесс, понаблюдать за его ходом, сделать некоторые предположения, вновь перезапустить, проверить правильность этих предположений и т. д. Это физик может до одурения бомбардировать мишень нейтронами, инженер в двадцать пятый раз ломать балку, а химик в сотый раз смешивать растворы. Увы, социолог может только мечтать о повторах в духе кинофильма «День сурка», когда для героя каждое утро вновь начинался уже прожитый день. А ведь социологи собирают значительный объем социальной информации. Опираясь на нее, они делают те или иные заявления, или прогнозы. Как проверить правильность этих прогнозов?

Одним из выходов в сложившейся ситуации является компьютерное экспериментирование (или моделирование — computer simulation), где эксперименты проводятся не с группами реальных живых людей, а с их компьютерными аналогами. Объектом исследования становится «искусственное общество», состоящее из агентов — компьютерных моделей реальных людей.

При его построении используются теоретические представления социологов о структуре и организации человеческого социума. Действия агентов подчиняются законам, выявленным социологами и психологами.

В общем, агенты — это модели реальных людей, но «живущие» в виртуальной среде, называемой искусственным обществом. Она «помещена» в компьютер и представляет собой компьютерную программу. Но коль скоро в нашем распоряжении есть программа, то, очевидно, ее можно перезапускать сколько угодно, ставя эксперименты над искусственным обществом.

Мультиагентные модели представляют собой «восходящие» (bottom-up) компьютерные модели. Соответствующий комплекс программ создается на основе объектно-ориентированного программирования. В Санта-Фе был разработан свободно распространяемый пакет программ SWARM (англ. — рой), являющийся, по сути дела, оболочкой, которая позволяет представлять результаты компьютерного моделирования в удобном виде, сопровождаемом графиками протекающих процессов.

Мультиагентное моделирование сейчас очень популярно среди западных социологов и психологов. Одной из первых в этой области является книга Дж. Эпштейна (J. M. Epstein) и Р. Экстела (R. Axtel) «Growing Artificial Societies». С 1998 года издается электронный «Журнал искусственных обществ и имитационного моделирования общества» (Journal of Artificial Societies and Social Simulation, jasss.soc.surrey.ac.uk/JASSS.html).

В Омском государственном университете (ОмГУ) также были созданы несколько компьютерных программ, которые позволяют исследовать жизнь людей в различных аспектах (см. www. univer.omsk.su/MEP).


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<К истории статистических методов в экономике. Ранняя эпоха
Все материалы номера
Выбор стратегии >>