Быт или не быт?
 
30.09.2003
Илья Хрупалов


 
стр. 1
стр. 2 >>

В «КТ» #35 [510] мы уже дали краткий обзор прошедшей в конце августа — начале сентября берлинской выставки бытовой электроники IFA 2003, однако значимость и успешность этого европейского биеннале в глазах вашего покорного слуги, имевшего честь побывать там, столь высока, что мы публикуем еще один, развернутый репортаж.

1Успешность IFA 2003, как уже было сказано две недели назад, легко выражается, в цифрах: рекордным стало число участников — 1007 компаний из 37 стран мира против 915 в 2001 году, причем, несмотря на отмеченную в 35-м номере важность выставки для экономики Германии, почти две трети экспонентов прибыли из-за границы. Но даже если не разбираться в языке цифр, то все очевидно и на языке самого выставочного действа: гигантские выставочные стенды, столпотворительная посещаемость, масса новых и знаковых продуктов. Наконец, хочу поправить коллег относительно грандиозного салюта и прочих торжеств: они действительно имели место, но с той лишь разницей, и это весьма необычно, что в первый, а не заключительный день, — и это, наверное, послужило залогом успеха всего мероприятия.

2IFA традиционно считают главной европейской витриной потребительской электроники, однако на сей раз «под одной крышей», по меткому выражению устроителей, собралось шесть направлений: Television & Entertainment, Digital Imaging & Digital Music, Personal Computing & Games, Personal Communications, Sound & Car Media и Satellie, Networks & Cable. Тем не менее, по числу и выставочному весу продуктов это деление далеко не равнозначно. На первый взгляд кажется, что IFA — это сплошное телевидение и развлечения: я в жизни не видел столько телевизоров и дисплеев в одном месте. Сотни! [фото 1] К тому же в подавляющем большинстве — проекционного, жидкокристаллического и плазменного типов. На втором месте идут домашние кинотеатры (то есть те же телевизионные дисплеи, но в комплекте с всевозможными сет-топ-боксами и многоканальной акустикой), следом — персональные аудиорешения, домашний и автомобильный Hi-Fi/Hi-End. Компьютеры и телеком — по остаточному принципу, кабельное и спутниковое телевидение же было представлено преимущественно германскими компаниями с локальными интересами.

3Да, IFA 2003 стала, без преувеличения, пиром жидкокристаллических и плазменных панелей (дисплеев, телевизоров). За рекорд в диагонали плазменного телевидения спорили непримиримые соседи Samsung и LG — японцы и европейцы отдыхали. 70 дюймов против 71 при HDTV-разрешении 1920х1080, 1000 кд/кв. м против 900 при одинаковой контрастности 1500:1, 98 мм в толщину против 83 мм — соревнуются строчки пресс-релизов. К тому же Samsung использует в своем дисплее фирменную технологию DNIe адаптивного улучшения качества картинки, которая, как я выяснил, далеко не рекламный трюк и выливается в весомый процессор на печатной плате устройства [2]. LG утверждает, что конкурент в своей модели PS70X4H не обеспечивает точного отношения сторон 16:9, что это 15:10 и соответственно возникают некоторые искажения широкого формата, но, с другой стороны, сама даже не имеет названия для своего 71-дюймового прототипа. Впрочем, честно говоря, оба рекордсмена, даже по признанию производителей, скорее демонстрация возможностей и адресованы они не частным домам, а публичным местам в качестве информационных табло (при чем тут HDTV и столь высокое разрешение — для меня осталось загадкой).

4Куда более приемлемо выглядит и безусловно лидирует в мире по размеру диагонали 54-дюймовый LCD-телевизор LW54G15W от Samsung: разрешение 1920х1080, время отклика 12 мс, яркость 500 кд/кв. м, контрастность 800:1, вход DVI-I. Я не единожды безответно задавался вопросом, как измеряют яркость и контрастность у плазменных панелей, и на сей раз был снова озадачен: плазма PS70X4H и жидкокристаллический LW54G15W стояли на стенде Samsung рядом, при этом последний ничуть — это заметил даже мой фотоаппарат [4] — не уступал в яркости картинки. Впрочем, надо признать, 54 дюйма жидких кристаллов хоть и не требуют принудительного воздушного охлаждения, но тоже ощутимо пышут жаром.

5Единственной компанией, подавшей голос в защиту увядающей электронно-лучевой трубки, была, пожалуй, Sony. Ее новая серия телевизоров HQ100, включающая модели KV-32 и КМ-36 [3] (32 и 36 дюймов по диагонали соответственно), построена на новых кинескопах Super Fine Pitch FD Trinitron с уменьшенным шагом апертурной решетки — с 0,77 до 0,47 мм (в центре), что повышает разрешение по горизонтали в среднем на 60 процентов. Телевизоры также сдобрены всевозможными средствами адаптивной обработки сигнала и компенсации движения в 100-герцовом режиме. На европейских прилавках серия HQ100 должна появиться к концу осени.

6Вообще, дополнительной обработке входного сигнала придается все большее значение. Трудно сказать, каково в фирменных технологиях ведущих производителей соотношение маркетинговых уловок и реальных инженерных решений, — оценить это в выставочных условиях, где было мало реального телевизионного сигнала, оказалось проблематичным. На словах же интересно выглядит, например, методика Trimension DNM от Philips [5], сглаживающая движение предметов в 50-герцовом сигнале при развертке на 100 Гц. Обычные системы, как видно на иллюстрации, просто повторяют в каждом втором кадре состояние предыдущего, — Trimension DNM же интерполирует промежуточный кадр в масштабе реального времени. Но самое интересное для нас с вами, уважаемые читатели, что Philips предлагает производителям компьютерной техники применять эту технологию (ведь частота кадровой развертки дисплеев и телевизионных сигналов существенно не совпадает) на софтверном уровне, что вполне реализуемо на современных быстрых процессорах.

7Приятной неожиданностью стали экспонаты из недр исследовательских лабораторий некоторых известных компаний. По теме дисплеев и панелей наиболее интересные разработки представила та же Philips.

Взгляните на фото [6] — два с виду абсолютно одинаковых ЖК-монитора, но в одном используется традиционная флуоресцентная лампа подсветки с холодным катодом, а в другом — массив из светодиодов компании LumiLeds (совместное предприятие Agilent Technologies и Philips Lighting). Подсветка на светодиодах имеет целый ряд преимуществ: высокая стабильность световых характеристик и как следствие больший цветовой охват, удвоенное время наработки на отказ при более высокой яркости, абсолютно не подверженной увяданию, плюс возможность точной цветокалибровки изображения. Разница между этими образцами, заверяю, была видна невооруженным глазом.

8На IFA 2003 я впервые собственными глазами, в действии, увидел дисплеи на электронных чернилах (я из кожи вон вылез, чтобы сделать удовлетворительный снимок) [7] и поликристаллические светодиодные панели, представленные исследовательским подразделением концерна Philips. Друзья, это не фикция! Обе технологии, которые некогда даже называли убийцами LCD, не остались на бумаге и честно воплощены в действующие образцы. Хочется верить, что они даже совершенствуются. Что такое E-Ink, читайте подробно на www.terralab.ru/video/17807, а polyLED, напомню, — суть та же TFT-матрица, но управляющая LED-массивом (RGB-триадами), то есть не нуждающаяся в подсветке и обладающая всеми прочими достоинствами светодиодов. ЖК-матрицы, конечно, еще поживут (как минимум лет десять), но и новым технологиям — салют.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<IDF Fall 2003: «...И на платформе шоуз»
Все материалы номера
Аналоговый блюз >>