Новости
 
30.09.2003
Компьютерра


 
<< стр. 4
стр. 5
стр. 6 >>

Игры разума, подвижного как ртуть

Вышла в свет новая книга Нила Стивенсона (Neal Stephenson), легендарного американского писателя, автора «Снежного обвала» (классика жанра киберпанк) и «Криптономикона» — «первого великого романа информационного века», по выражению скупой на похвалы литературной критики (см. рецензию Максима Отставнова www.computerra.ru/offline/1999/327/2742).

Новый роман Стивенсона «Ртуть» («Quicksilver»), объемом 927 страниц, является первой частью трехтомного эпоса под кодовым названием «Барочный цикл» (www.baroquecycle.com). Действие эпопеи разворачивается в XVII–XVIII веках, и в каком-то смысле ее можно считать приквелом «Криптономикона» (где события происходят в годы Второй мировой войны и в наши дни). Часть героев нового романа — это либо уже известные читателям персонажи Стивенсона (например, алхимик Енох Рут), либо их предки.

Как всегда в произведениях Стивенсона, в основу сюжета положен крайне необычный взгляд на инфотехнологии и роль хакеров в истории. Главный герой Дэниел Уотерхаус — один из блестящих научных умов своего времени, общий друг вечно враждующих Исаака Ньютона и Готфрида Лейбница. Он нашел себе тихое пристанище в Новом Свете, где на берегу залива Массачусетс-бей пытается постичь информационные тайны мироздания. На бесчисленных карточках Уотерхаус записывает элементарные концепции известного человечеству знания, присваивая каждой карточке число. И подобно тому, как каждое натуральное число является уникальным произведением простых чисел, всякое знание о мире должно представлять собой совокупность элементарных концепций. По крайней мере, так представляется Уотерхаусу, который тщетно строит из своих карточек разнообразные конструкции, столь же неустойчивые, как карточный домик…

Но тут появляется неугомонный Енох Рут и тащит ученого в Европу, где делается вся наука. Начинается закрученный авантюрный роман в духе «Графа Монте-Кристо» — пираты, работорговля и очаровательная юная пленница-англичанка из турецкого гарема… ожесточенные споры лучших умов европейской науки и гигантское количество всевозможной информации, щедро выплескиваемой Стивенсоном на читателя, уже совершенно не способного отличить факты от фантазий писателя. Кто-то из критиков окрестил этот жанр «научной фэнтези» — это как бы научная фантастика, но спроецированная не на будущее, а на прошлое, населенное известными историческими персонажами и преобразованное бурной фантазией автора.

По слухам, второй тысячестраничный роман эпопеи, обещанный Стивенсоном к апрелю следующего года, перейдет от таинства науки к алхимии коммерции. В системе сложнейших взаимосвязей повествования это будет вполне логично, поскольку бог Меркурий, осеняющий все последние труды писателя, является покровителем торговли. Здесь следует напомнить, что название «Криптономикон» Стивенсон позаимствовал у знаменитой книги XVII века — первого научного труда по криптологии на английском языке и в полном виде именуемой «Меркурий, или Тайный и быстрый посланник». Кроме того, меркурием алхимики средневековья именовали ртуть — «чистую живую сущность силы и присутствия Господа в этом мире». Поможет ли «Ртуть» Стивенсона разгадать читателям тайны мироздания, сказать трудно, однако коммерческий успех роману уже обеспечен: еще до выхода книги в продажу она уверенно вошла в тридцатку бестселлеров онлайнового магазина Amazon. — Б.К.

Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке…

…пел в 1970-е годы Высоцкий, отмечая, что «в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке».
Ныне времена другие, и причудливые на американо-европейский взгляд буквы кириллицы, да еще отлитые в бронзе, украшают площадь университетского кампуса в совсем далеком заокеанском городе Шарлотт (Северная Каролина). И вряд ли бы мы об этом узнали, если б те буквы были обыкновенными. Но поскольку надписи не простые, а зашифрованные, причем прочесть их никто не мог аж с начала 90-х годов, а теперь вдруг тайна открылась благодаря Интернету и коллективным усилиям криптографов-любителей со всего света, то не отметить это событие никак невозможно.

Чуть больше десяти лет тому назад в честь окончания холодной войны вашингтонский скульптор Джеймс Сэнборн (James Sanborn) создал две своеобразные зашифрованные скульптуры. Первую, более знаменитую Kryptos — из букв латинского алфавита — Сэнборн соорудил в 1990-м для штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли. Вторая же скульптура, значительно менее известная Cyrillic Projector, была сооружена два года спустя на основе букв кириллицы и нашла свое постоянное пристанище лишь в 1997 году, в Университете штата Северная Каролина. Композиция представляет собой полый бронзовый цилиндр диаметром полтора и высотой около трех метров. В металле прорезаны сотни сквозных букв шифра, и по ночам яркий светильник внутри цилиндра проецирует буквы на мостовую и стены близлежащих домов.

Основная часть надписей Kryptos в Лэнгли была дешифрована в 1999 году, а вот до вскрытия надписей «кириллического проектора» дело дошло лишь в мае 2003 года. Тогда тайной скульптуры заинтересовалась международная группа любителей криптографии (groups.yahoo.com/group/kryptos), объединяющая больше семидесяти человек из разных стран мира. Шифр, надо сказать, был выбран скульптором несложный, и вскрыли его довольно легко (в Лэнгли четверть текста не дешифрована по сию пору). Ну а прочитанные русские надписи, как оказалось, являются фрагментами двух рассекреченных в начале 1990-х годов документов КГБ. Первый — наставление разведчику по вербовке агентуры, а второй — донесение о содержании доклада диссидента-академика Андрея Сахарова на Пагуошской конференции ученых. Множество подробностей о зашифрованных скульптурах Сэнборна и о процессе их вскрытия можно найти здесь: www.elonka.com/kryptos. — Б.К.

Быстрая бумага

Новый тип «электронной бумаги», пикселы которой переключаются так быстро, что способны даже отображать видеофильмы, разработан в Эйндховенском исследовательском центре корпорации Philips в Нидерландах. Цветная версия новой бумаги обеспечивает в четыре раза более яркое изображение, чем лучшие отражающие жидкокристаллические дисплеи.

В последние годы было предложено несколько различных технологий для реализации электронной бумаги, однако все они слишком дороги, а пикселы изображения переключаются чересчур медленно для показа движущихся картинок, например видео. Новая технология, основанная на эффекте «электросмачивания», коренным образом меняет ситуацию.

В ее черно-белом варианте на белую, хорошо отражающую подложку в каждом пикселе нанесен прозрачный электрод с водоотталкивающим изолятором. Над ними налит слой воды и черного масла. В нормальной ситуации масло, отталкивая воду, растекается по электроду и полностью закрывает белую подложку. Но если между электродом и водой создать небольшую разность потенциалов (до 20 вольт), то вода, стремясь к электроду, вытесняет масло в угол ячейки и открывает большую часть белой подложки. Процесс переключения для пиксела размером 250 мкм (разрешение около 100 dpi) занимает всего около пятнадцати микросекунд. Плавно изменяя напряжение от нуля до максимума, можно открыть лишь часть подложки и тем самым получить нужный оттенок серого цвета.

В цветной версии новой электронной бумаги пикселы состояит уже из трех подпикселов. Каждый из них имеет два полупрозрачных электрода, содержит два разноцветных масла и закрыт светофильтром так, чтобы использовались все три дополнительных цвета. Такая сложная структура позволяет достичь беспрецедентной яркости и угла обзора изображения цветной электронной бумаги. — Г.А.



 
<< стр. 4
стр. 5
стр. 6 >>

<<Микрофишки
Все материалы номера
Конец цифровой революции >>