Патент на жизнь
 
23.09.2003
Дмитрий Булатов


 
<< стр. 2
стр. 3
стр. 4 >>

Современные луддиты втягивают в свои безумные затеи мышей.Идея подобного взаимодействия радикально переосмысляется в творчестве московской группы «Эйдос» (руководитель Николай Наумов), с 1996 года существующей под эгидой Института прикладной математики им. М. В. Келдыша. Масштаб sci-артистской деятельности группы достаточно внушителен — от разработки методов преобразования любых движений и последовательностей (изображений, природных колебаний, излучений, генетических кодов и т. д.) в музыку до трансформации музыки в изображение и изучение воздействия звука на биологические организмы. Развивая идеи российского физика Льва Термена (изобретателя первого электронного музыкального инструмента — терменвокса, 1919 г.), Николай Наумов создал уникальные программно-аппаратные средства, которые позволили расширить спектр художественных работ. Так, на основе «Биовокса», программы-инструмента для перевода потоков фотонов исследуемых биообъектов в музыку и обратно группа «Эйдос» совместно с биофаком МГУ в 1998–99 годах провела ряд экспериментов по озвучиванию фотонной эмиссии эмбрионов рыб Misgurnus fossilis L. и активному воздействию на эмбрионов их же «музыкальными композициями». Помимо чисто научных результатов (был открыт и описан эффект модуляционного регуляторного поведения)3, художники отработали возможности внутривидового «дизайна» зародышей посредством биофотонной эмиссии. При этом диапазон направленного воздействия был чрезвычайно широк — от положительной коррекции развития организмов до получения различных аномалий (от 2–6-головости разной степени развития до зародышей, лишенных хвостовых, туловищных отделов и т. п. — все они рано или поздно погибали). Таким образом, в проектах с участием группы «Эйдос» на художника впервые была возложена роль медиатора, обеспечивающего коммуникацию (с неизбежными помехами, шумом и т. д.) между природным и природным. Другими словами, функциональная роль коммуникации в этих работах сводилась к созданию кооперативной области взаимодействия между биообъектами путем обретения ими некоей общей системы отсчета4.

Мы — первое поколение художников, стоящее перед проблемой не смертности, но бессмертия. Благодаря последним достижениям биологических и компьютерных технологий, позволяющим продлевать жизнь, художники XXI века столкнулись как с отменой их собственной художественной значимости, так и с увеличением того временного отрезка, что входит в понятие исторического контекста. Из этой дилеммы цивилизация будет вынуждена создать новое мировоззрение, менее механистичное, чем то, что породила предыдущая индустриальная революция.

Химерная идея

Статический химерный дизайн на примере головастика Xenopus laevis, К. Лукьянов, Ю. Лабас и др., 1999-2001.Искусством химер, Ars Chimaera, называется область художественной деятельности, связанная с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов, позволяющих получить организмы с наследуемыми заданными эстетическими свойствами. Эта область основана на возможностях использования в художественной практике ряда генетических и биохимических методик, среди которых можно назвать неогенез (правка генетического кода с целью задействования в построении организма аминокислот, существующих в природе, но никогда не использовавшихся земными формами жизни), дегенез (выключение, «нокаут» генов или генетических структур с целью получения новых характеристик организма) и трансгенез (извлечение генов или генетических структур из клеток одного организма и внедрение их в клетки других). Несмотря на то что первые художественные работы на основе искусственного синтеза ДНК бактерий E.coli были выполнены еще в 1986 году, первые попытки терминологического определения «трансгенного искусства» были предприняты лишь несколько лет назад. Это и неудивительно, ибо уровень развития прикладной составляющей намного превосходит степень теоретического осмысления, — на сегодняшний день эти дефиниции требуют дополнительной фокусировки в свете проведенных исследований (например, изысканий по неогенезу). Кроме того, термин «химерное» более приемлем и из-за других значений этого слова, расширяющих терминологическое смысловое поле в сторону неоднозначной трактовки описываемых художественных практик.5

Первый художественный проект химерного характера был осуществлен в 1986 году американским поэтом и художником Джо Дэвисом (Joe Davis). Поначалу задачи подобного свойства даже не ставились — работая в исследовательской группе при Массачусетском технологическом институте, Джо Дэвис занимался вопросами установления контакта с внеземными цивилизациями (а чем еще, собственно, может заниматься поэт в МТИ?). Обратив внимание на то, что запущенные в 70-х годах межпланетные зонды NASA «Пионер» и «Вояджер» с «визитными карточками» нашего биологического вида на борту несут «некорректные» изображения человека (у женской фигуры отсутствовали внешние половые органы), Дэвис решил, наперекор ханжам из NASA, не вводить инопланетян в заблуждение. Был затеян один из самых громких проектов этого автора под красноречивым названием «Вагинальная поэтика». При помощи сконструированного в лаборатории приборостроения МТИ так называемого вагинального детектора регистрировались произвольные и непроизвольные сокращения вагины (приглашались женщины-волонтеры из числа научных сотрудников института), а затем запись предполагалось послать в космос через миллионноваттный радар Массачусетского технологического института, находящийся в обсерватории Хейстек. Астрономы и астрофизики, участвовавшие в проекте, выбрали в качестве адресатов четыре ближайших светила, подобных Солнцу: Эпсилон Эридана, Тау Кита и две безымянные звезды, обозначенные номерами каталога Королевской Гринвичской обсерватории. Однако в самый последний момент руководитель проекта, полковник ВВС США, запретил трансляцию послания.

Правда, арт-группа Дэвиса, в которую входили инженеры, электрики, биологи, астрономы, профессиональные танцоры, архитекторы, лингвисты и философы, успела отправить к каждой из четырех звезд пробное сообщение длительностью несколько минут, тем не менее у автора остался горький осадок от не доведенного до конца проекта. Именно тогда Дэвис и задумался о возможностях бактериального носителя информации при осуществлении межзвездной коммуникации. Уже через пару месяцев, работая с группой биоинженеров МТИ, художник предпринял попытку структурного внедрения в клетку бактерии E.coli, постоянно обитающей в кишечнике человека и ставшей классическим экспериментальным объектом в микробиологии. Проект, получивший название «Микровенус», ставил целью «создание модельного бактериального носителя интеллектуальной информации человека» и заключался в прямом введении в бактериальный геном знака «Микровенус» (наподобие наложенных друг на друга букв «Y» и «I») — древнегерманской руны, обозначавшей женскую природу Земли и одновременно графического изображения гениталий, которое до сих пор отсутствовало в посланиях внеземным цивилизациям (см. врезку).


3 (назад) См. Бурлаков А.Б. и др., Онтогенез, 2000, 31, 5, стр. 343-349.//Электромагнитные излучения в биологии. — Калуга, 2000.
4 (назад) По моим сведениям, биологическая сторона этих экспериментов интерпретируется в среде специалистов как минимум не единодушно. — Л.Л.-М.
5 (назад) Химеры: а) биол. — организмы, состоящие из генетически неоднородных тканей;
б) в древнегреческой мифологии — огнедышащие чудовища с львиной пастью, хвостом дракона и туловищем козы; в средневековом искусстве — скульптурные изображения фантастических чудовищ; в) неосуществимые мечты, причудливые фантазии; г) обобщ. — монстры и мутанты всех возможных и невозможных видов.



 
<< стр. 2
стр. 3
стр. 4 >>

<<Сияющие высоты геномных технологий
Все материалы номера
Руководство по выживанию >>