Патент на жизнь 23.09.2003 Дмитрий Булатов
Выбранный графический знак Дэвис закодировал с помощью аналога метода кодирования длин серий (run length encoding, RLE). Каждое из четырех оснований ДНК задает серию идущих подряд «нулей» или «единиц». С, T, A и G означают серии длины 1, 2, 3 и 4. Появление в коде каждого из этих символов означает появление в исходной последовательности серии соответствующей длины, причем она состоит из единиц, если предыдущая была из нулей, и наоборот*. Рунический знак был сначала изображен на растре размером 7 на 5 (один из так называемых растров Цермело, ширина и высота которых — простые числа; такие растры использовались Франком Дрейком (Frank Drake) и Карлом Саганом (Carl Sagan) при составлении «послания Аресибо»**). Полученная матрица выглядит так:10101
01110 00100 00100 00100 00100
Затем растр был преобразован в цепочку кодовых символов сканированием по строкам начиная с левого верхнего угла. Результат имеет вид: «CCCCCCAACGCGCGCGCT» (серия из одной единицы (С), одного нуля (С),…, трех единиц (А), трех нулей (А),…, и, наконец, двух нулей (Т)). В качестве «ключа» к коду была добавлена короткая последовательность «CTTAAAGGGG». Итоговая последовательность ДНК «Микровенус» выглядела следующим образом: «CTTAAAGGGGCCCCCCAACGCGCGCGCT». Эта последовательность была синтезирована в Гарварде при участии Мартина Боттфилда (Martin Bottfield); полученные синтетические олигонуклеотиды очищены Даной Бойд (Dana Boyd) в Беркли и затем в Гарварде легированы с плазмидными векторами pUC19 и pSK-M13+. В результате лабораторные штаммы бактерии E.coli были трансформированы рекомбинантными плазмидами, содержащими заданный синтетический фрагмент.***
* (назад) В порядке буквоедства заметим, что код не универсален, да к тому же определяет исходную последовательность лишь с точностью до перестановки нуля и единицы. — Л.Л.-М. ** (назад) В 1974 году американские астрономы Дрейк и Саган предприняли попытку передать трехминутное сообщение в созвездие Геркулеса. Для этого они использовали уникальный параболический радиотелескоп мощностью миллион ватт, установленный в Аресибо, Пуэрто-Рико. ** (назад) Спустя почти семнадцать лет после пионерских проектов Дэвиса подобные работы уже стали настоящим мэйнстримом — сегодня ДНК-кодированием не занимается только ленивый (см. «КТ» #477, «Песня о жизни…»). Однако Дэвис не дремлет и по сей день дает фору многим научным коллективам, — о его последних разработках см. упомянутый сборник «BioMediale…». |
По замыслу автора в результате подобного «жеста» все последующие поколения бактерий будут нести на себе след художественной работы, которая, в свою очередь, сможет в корне изменить свойства этих организмов. Но отпечаток сознания художника будет существовать только в том случае, если природа воспримет этот «текст», адаптирует (либо скорректирует) его и позволит ему существовать. Кроме очевидных художественных достоинств, проект Джо Дэвиса поднимает вопрос о материальном носителе информации и его физической технологии. В контексте традиционного типа отношений между произведением искусства и читателем/зрителем эта область исследований оставалась незамеченной или недооцененной. Можно сказать, что речь идет о поиске новых технических посредников между художественным сообщением и зрителем, другими словами — о периферийных устройствах Ars Chimaera.
На решении этих вопросов сконцентрировался бразильский художник и поэт, профессор факультета искусства и технологии Чикагского художественного института Эдуардо Кац (Eduardo Kac). Его первый химерный проект — трансгенная сетевая инсталляция «Бытие» (1999) — был посвящен анализу связей, возникающих между объективным материальным носителем информации и субъективным восприятием зрителя. Как и у Дэвиса, ключевым элементом проекта «Бытие» выступил «ген художника» — синтетический ген, полученный кодировкой библейской фразы о власти человека над всем сущим. Автор заказал необходимое количество отрезков нитей искусственной ДНК, составляющих нужную последовательность, и затем, при помощи специалистов, пересадил эти фрагменты в ДНК бактерии E.coli. Однако помимо трансгенеза была осуществлена и живая видеотрансляция бактериальной культуры на стены зала (благодаря световым эффектам превратившаяся в захватывающее шоу), и прямая трансляция в Интернет, предполагающая участие зрителей в развитии проекта.
Одна из наиболее известных химерных работ Эдуардо Каца GFP Bunny была реализована им в 2000 году в сотрудничестве с группой ученых на базе Национального института агроисследований (Жу-ин-Жоза, Франция).6 Суть ее заключалась в получении трансгенного млекопитающего — кролика, в геном которого был встроен фрагмент нуклеотидной последовательности ДНК медузы Aequorea Victoria, отвечающий за выработку флуоресцирующего белка (GFP). В результате родилась крольчиха-альбинос по имени Альба, способная генерировать свет в зеленом диапазоне спектра в ответ на ее освещение синим или ультрафиолетовым светом. Альба — далеко не первое живое существо, подвергшееся имплантации гена GFP (этот ген стал уже классическим инструментом генной инженерии). Но в данном случае специфика подхода художника в том, что Кац акцентировал в проекте социально-эстетическую значимость GFP Bunny, сформулировав ряд задач, инициирующих позитивное отношение к трансгенным технологиям. Среди них были положения как прямого общественного воздействия — стимуляция дискуссии на тему распространения генной инженерии в обществе, изучение возможных путей культурной адаптации био- и генных технологий, — так и с элементами социобиологического тестирования: исследование внутривидового поведения мутантов, изучение взаимосвязи химерных организмов с окружающей средой. К 2001 году две фазы эксперимента GFP Bunny были окончены: кролик появился на свет здоровым и на протяжении 2001–02 годов был показан на нескольких выставках современного искусства в Европе (в США на художника были устроены гонения партией нефлуоресцирующих «зеленых»). Финальная стадия работы подразумевала помещение Альбы в дом художника, где предметом пристального изучения должно было стать поведение химеры в семье Эдуардо Каца. Однако несколько месяцев назад весь художественный мир облетела горестная весть — кролик умер (причины не установлены). Таким образом, проект Каца получил свою логическую и эстетическую завершенность, войдя в историю новейшего искусства длинноухим призраком геномной реальности.
6 (назад) См. заметку Евгения Золотова «Посвети мне, Альба» («КТ» #15, 2001 г.).
|