Вам на какой?.. 23.09.2003 Денис Коновальчик Испокон веку человеческий разум будоражили различные идеи по преодолению пут земного притяжения. Ввиду явного отсутствия знаний в области реактивной динамики наши предки выдумали лестницу в небо, бобовый стебель, пронзающий облака, а чуть позже — и космический лифт.
И вот — долгожданный прорыв: в ходе оживленных дискуссий на прошедшей 12–15 сентября в Санта-Фе второй ежегодной конференции по подъемным устройствам в космосе (www.isr.us/ spaceelevatorconference) группа из семидесяти экспертов всерьез обсудила технические детали проекта лифта для вывода грузов на околоземную орбиту. Символично, что с приветственным словом к делегатам конференции из своего дома в Шри-Ланке по спутниковой связи обратился сам Кларк. Нынче сотрудникам NASA не до смеха: февральская катастрофа Columbia заставила руководителей агентства срочно искать новые, альтернативные пути достижения земной орбиты. В их числе — и предложенный делегатами конференции проект, не имеющий аналогов в истории человечества. По мнению конструкторов, основой грандиозного сооружения станет сверхпрочный трос длиной около 100 тысяч километров, одним концом закрепленный на поверхности Земли, а другим прикрепленный к зависшему на высоте 35 800 километров геостационарному спутнику, поддерживающему его в натянутом состоянии. Вероятнее всего, платформа для лифта будет покоиться на воде в районе экватора, при этом океан в ее окрестностях не должен отличаться бурным нравом. За сохранность космической части троса поручиться гораздо сложнее — крошечный метеорит способен вывести из строя всю конструкцию. Впрочем, отнюдь не это является самой большой преградой: дело в том, что науке пока не известен материал для изготовления троса такой длины. Робкие надежды в этом направлении сейчас подают успехи в области нанотехнологий. По оптимистичному заявлению Брайана Лобшера (Brian Laubscher) из компании Los Alamos Space Instrumentation, «теперь, благодаря открытию углеродных нанотрубок с поразительными прочностными характеристиками, до космического лифта рукой подать». Как отметил в своем докладе глава Institute for Scientific Research Брэд Эдвардс (Brad Edwards), подъемные устройства смогут передвигаться по тросу при помощи гусеничной тяги, а получать энергию от передаваемого с Земли лазерного луча. Впрочем, в Санта-Фе публика подобралась что надо: компании Эдвардса был пожалован от имени NASA солидный исследовательский грант. По подсчетам экономистов, грандиозная космическая затея обойдется недешево — в общей сложности в шахту будущего лифта канет не менее 7 млрд. долларов. Тем не менее, подобные вложения окупятся, ведь новое транспортное средство обещает сильно удешевить доставку грузов в космос. Если вывод на орбиту килограмма багажа по нынешним «челночным» расценкам составляет от 25 до 100 тысяч долларов, то багажный билет на «грузовой космический лифт» обойдется примерно в 250 «зеленых» за килограмм полезной массы. К концу следующего года «лифтеры» из NASA пообещали выступить с новым, более совершенным проектом и определили примерные сроки осуществления своей затеи — по их словам, опытный образец подъемника суточной производительностью до пяти тонн сможет появиться уже в течение ближайших пятнадцати лет. Так что всем нам остается лишь запастись терпением и дождаться того времени, когда для попадания на «космический этаж» будет достаточно войти в кабину и нажать на панели вожделенную кнопку. Вот только бы нанотехнологи не подвели…
|