Патент на жизнь 23.09.2003 Дмитрий Булатов
Любые высокие технологии — будь то компьютерное программирование, биотехнологические методы или способы получения произведения искусства — основываются на системах операций, применяемых по строго определенным правилам (алгоритмам). Единственный способ узнать результат выполнения такого алгоритма — это запустить его. И каждый раз, когда вы запускаете алгоритм в разных средах, условиях и обстоятельствах, результат будет иным. |
Заключение
В 1998 году молекулярный генетик Уильям Гелбарт (William Gelbart) в интервью, опубликованном в журнале «Science», заявил: «Ген, как концепция, больше не существует». Что это значит для публики, не измученной технологическим «нарзаном»? В первую очередь — что общество вступило в новую постбиологическую фазу развития науки и техники, характеризующуюся переходом научных исследований на уровень наномасштаба. Это значит также, что целый ряд научно-технологических направлений (биомедицина, генная инженерия и т. д.) перерос границы своего смыслового поля и готов выступить в качестве объекта эстетизации в обществе. Соответственно уже в недалеком будущем появится ряд художников, работающих с тематикой влажных медиа (пикселы+молекулы) в различных социальных областях. Уходя от экзотических вопросов sci-артa, можно сказать, что на очередном технологическом витке актив современного искусства пополнится развернутой обоймой художественных стратегий, которые, в свою очередь, выдвинут перечень системных требований в отношении новых технологий восприятия. Конечно же, это не означает, что каким-то образом изменится зритель — прежде всего изменится его отношение к воспринимаемому миру, он станет активным персонажем мира произведения и получит возможность его изменять. Рой Эскотт (Roy Escott), один из пионеров британского электронного искусства, называет создание подобной художественной реальности «сочетанием трех ВР»: 1) валидативной реальности, основанной на реактивной технологии механики Ньютона; 2) виртуальной реальности, использующей интерактивную цифровую технологию; 3) вегетативной реальности, использующей психоактивную plant-технологию, основанную на принципах этноботаники. Одновременное существование зрителя в этих санкционированных художником реальностях должно развить у него состояние некой метанойи, «креативной шизофрении», когда зритель сможет воспринимать изображение одновременно извне и изнутри. Наступление эпохи наук об искусственной жизни указывает на возможность дальнейшего размывания границ между различными состояниями сознания, между концепцией и конструированием, между пониманием и реализацией наших повседневных желаний.
Постепенное освоение тем, разрабатываемых сегодня в области постбиологической культуры, приведет художественное сообщество к новому пониманию роли искусства как инструмента, обеспечивающего переход, по определению Петера Вайбеля, от «миросозерцания» к «медиасозерцанию», или, другими словами, к созерцанию «коммуникаций». Именно такую форму медиасозерцания, которая может быть рассмотрена с точки зрения новых коммуникационных невозможностей и инициирования очередных запретов, я и называю искусством XXI века.
Краткую историю открытий, заложивших основу генного бума, можно начать с модели двуспиральной структуры ДНК, созданной в 1953 г. Джеймсом Уотсоном (James Watson) и Френсисом Криком (Francis Crick) на основе рентгенограмм, полученных Розалинд Франклин (Rosalind Franklin). В 1961 г. Бреннер (Sydney Brenner) и Жакоб (Francois Jacob) выясняют роль мРНК, а к концу 60-х усилиями нескольких групп ученых расшифрован универсальный генетический код, то есть созданный природой «словарь» перевода последовательности нуклеотидов РНК в последовательность аминокислот синтезирующегося белка. В 1970 г. работы Арбера (Werner Arber) и Смита (Hamilton Smith) приводят к открытию ферментов-рестриктаз, которые разрезают ДНК в строго определенных местах. Рестриктазы начинают использовать для того, чтобы вырезать из протяженных молекул ДНК относительно небольшие интересующие исследователя фрагменты. В 1973 г. рождается генная инженерия: Стэнли Коэн (Stanley Cohen), Энни Чанг (Annie Chang) и Герберт Бойер (Herbert W. Boyer) создают первую гибридную молекулу ДНК. Они соединяют два фрагмента ДНК, полученных из разных организмов. Теперь ученые умеют по своему усмотрению резать и сшивать «молекулу жизни». Разработаны процедуры размножения искусственно созданных молекул ДНК в клетках бактерий и дрожжей. В 70-х годах создаются основные молекулярные технологии. Сенгер (Frederick Sanger), Максам (Allan Maxam) и Гилберт (Walter Gilbert) предлагают методы секвенирования — определения последовательности нуклеотидов в ДНК. Гобинд Корана (Gobind Corana) разрабатывает методы искусственного синтеза олигонуклотидов — коротких цепочек ДНК, содержащих несколько десятков звеньев, а Меррифилд (Bruce Merrifield) создает эффективный метод искусственного синтеза пептидов. Теперь компоненты живой клетки — ДНК и белки (в том числе и те, которые используют как лекарства) можно синтезировать на заказ. Генные технологии получают мощное ускорение с изобретением в середине 80-х годов Кэрри Мюллисом (Kary B. Mullis) полимеразной цепной реакции (ПЦР), позволяющей за пару часов нарабатывать в больших количествах заданный фрагмент ДНК. Принцип реакции так прост, что вызывает удивление у генетиков — почему это не пришло кому-нибудь в голову раньше, ведь все компоненты ПЦР были известны уже более десятка лет. ПЦР быстро получила широкое применение — от передовых научных исследований до ставших рутинными клинических анализов, таких как установление отцовства и идентификация личности, выявление мутаций в ДНК человека или обнаружение возбудителей различных инфекций в организме. ПЦР-диагностика заболеваний, передающихся половым путем, занимает самую большую долю рынка услуг, основанных на анализе ДНК. Огромную роль ПЦР сыграла в диагностике туберкулеза. Из-за того, что туберкулезные бактерии растут очень медленно, выявление их традиционными бактериологическими методами занимало до месяца. Новые технологии позволяют установить наличие возбудителя и даже его устойчивость или чувствительность к антибиотикам за несколько часов. |
Автор выражает благодарность художникам, любезно предоставившим право на публикацию своих работ, Джоанне Штайхен и Музею современного искусства Нью-Йорка, а также организации Art & Science Collaborations, Inc. (Нью-Йорк) и лично директору г-же Синтии Пануччи за творческую поддержку.
|