Лаборатории тактических медиа: парни, парни, это в наших силах…
 
23.09.2003
Олег Киреев


 
стр. 1
стр. 2 >>

Фестиваль next5minutes, о котором мы уже писали («КТ» #498, с. 50–51), был задуман в начале 90-х, когда некоммерческий Интернет победоносно шагал по планете, а Линус Торвальдс только-только открыл континент с известным теперь каждому названием.

За это десятилетие состоялось три таких фестиваля. Последний, в 98-м, был самым громким. Он собрал более тысячи участников. Волонтеры независимой сети и адвокаты «цифровых прав человека» праздновали подъем европейских социальных движений, делились опытом медиа-кампаний и жонглировали звучными понятиями «low-tech» («How low can you go?»), «art of campaigning», «net.resistance», «tactical media», «public interface».

Прошли девяностые, наступил милленниум, в Америке прогремели взрывы, и теперь глобальная CNN’изация расползается по планете. Активисты «сетевого Амстердама», разочаровавшись в своих ожиданиях, объявили о его крушении. Но вот опять потребовалось вспоминать старое. Прежде всего потому, что в сложившихся условиях опыт создания альтернативной информации остается тем единственным, на что активисты могут уверенно опираться — и не только западноевропейские или американские, но и активисты стран «третьего мира», только сейчас переживающих «интернетизацию». В сентябре прошлого года в Амстердаме открылся, в сентябре этого там же закроется1, а пока — шествует по планете в виде местных «Лабораторий тактических медиа» (ЛТМ) новый, четвертый фестиваль next5minutes (www.n5m. org, www.n5m4.org). В июне он дошел до Москвы. О нем — наша история.

Амстердам, Нью-Йорк, Берлин

Темы разнообразные — от художественных акций вторжения в городское пространство до современного самиздата, от антиглобалистских порталов IndyMedia до streaming media, пиратских радио и прочих интерактивных сетей. Не были обойдены вниманием и традиционные темы иммигрантов и киберфеминизма. Конечно же, не без революционной технологии наших дней — Wi-Fi. Ну и, как полагается, дозированное количество теории, связанной в основном с обсуждением идей современных властителей дум — Наоми Клейн (Naomi Klein), Майкла Хардта (Michael Hardt), Тони Негри (Tony Negri).

Обо всем этом шла речь на амстердамском next5minutes4, продолжавшемся с 12 по 22 сентября 2002 г. Фестиваль начался дискуссией «Террор и медиа» в медиа-центре De Balie (финальная часть пройдет также в центрах медиа и культуры De Waag, Montevideo, Paradiso). Кроме того, был оборудован центр Imagine Identity and Culture (Imagine IC) в Бийлмере — самом нищем районе города, где живут африканские и азиатские иммигранты. Прямо на улице расположилась передвижная студия пиратского радио и работали диджеи, чтобы привлечь внимание обитателей гетто и заинтересовать их деятельностью Лаборатории: отношения с широкой публикой складываются непросто, что характерно практически для любых акций современных медиа-активистов.

Организаторы декабрьской Лаборатория в Нью-Йорке, проведенной Отделением медиа-культуры и истории местного университета (www.nyu.edu), ясно выражали свое отношение к медиа и террору, присоединяясь ко всем антивоенным демонстрациям, которые происходили в городе. Прямым следствием проведения Лаборатории стало появление в Сети «Виртуального учебника» (Virtual Casebook, www.nyu.edu/fas/projects/ vcb/case_9_11FLASHcontent.html) по взаимоотношениям между тактическими медиа и большой политикой. Этот жанр получил название «критическая педагогика». Прошли также презентации проекта Reconstruction report (reconstructionreport.org), разоблачающего спекуляции американских политиков на реконструкции Манхэттена после взрывов 11 сентября, и проекта «Публичный архив Гаагского суда над Слободаном Милошевичем» (hague.bard.edu). Закончилось мероприятие дискуссией с показательным названием «Америка и ее другие», и нетрудно догадаться, что говорили выступающие об Америке (а ведь это было еще до войны в Ираке…).

Небольшая Лаборатория прошла и в Берлине, на февральской выставке transmediale. Описывать работы и идеи художников смысла нет. Мы только процитируем куратора Андреаса Брекманна (Andreas Broeckmann): «Искусство редко предлагает точные политические стратегии, в лучшем случае оно способно дать совершенно внезапные, не утилитарные, вдохновляющие опыты, которые позволят увидеть мир в новом свете».

Берлин как культурная столица тоже может считаться глобалистским центром, однако медиа-художников мы не будем причислять к глобалистам. Направление действия глобализации таково: «центр» транслирует себя в «периферию» — ценности, установки, моды, ну и, конечно, свое производство и образ жизни. От этого не свободно и культурно-политическое пространство, ведь обычно провинциалы первыми стараются зазубрить все «модное». Медиа-повестка дня тоже создается в европейских столицах, однако мы попытаемся показать, что информационная сцена выработала более приемлемую модель взаимодействия — культурный обмен вместо культурного экспорта. Периферия, например в лице Лабораторий тактических медиа Рио и Дели, уверенно обрабатывает столичные идеи и транслирует их обратно в новом, измененном виде.

Сидней, Сингапур

Австралия — пример децентрализации медиа-культуры. Географически удаленная и потому спокойная, она оказалась на нервных окончаниях online-движений. К тому же туда на рубеже веков, провозгласив конец «сетевого Амстердама», навсегда уехал его стареющий гуру, знаменитый Герт Ловинк (Geert Lovink). В сентябре в Сиднее была проведена важная Лаборатория тактических медиа, которая называлась Borderpanic (www. borderpanic.org), на тему «Художник как общественный агент». Между прочим, немецкая кампания в поддержку иммигрантов Kein Mensch ist illegal («Никто не нелегален») активно действует и в Мельбурне, поскольку всю тихую Австралию сотрясают волны ксенофобии, а чиновники так же, как в Европе, часто отказывают во въездных визах. Дополнением к презентациям, дискуссиям и выставкам стал конкурс политических открыток.

Ситуация в Сингапуре еще более показательна. В современных азиатских мегаполисах технологические и культурные противоречия видны еще резче, чем в европейских столицах. В начале января на «бананово-лимонном» острове провели, ни много ни мало, «Лабораторию тактических медиа по матричным2 технологиям», и организована она была совместными усилиями американских (коллектив subRosa) и сингапурских киберфеминисток (среди последних есть и русский философ Ирина Аристархова). Лаборатория исследовала биоинформатику — то, как она «создает новые коллективные общественные, интеллектуальные и политические тела и как внедряется в тело и клетки женщины». Сверхтехнологизированный Сингапур, по словам организаторов, готовится стать южноазиатской испытательной площадкой для биотехнологических экспериментов, и его критически мыслящие граждане не в восторге от такой перспективы. Программа мероприятия включала посещение медицинских лабораторий клонирования, лекции по «искусству, активизму и биотехнологиям» и двухдневный семинар с участием студентов в Колледже Лассаль под названием «Культуры-клоны». Главным результатом — новым для всех других Лабораторий — стала первая попытка создать сеть с участием не только активистов и художников, но и ученых — которым, похоже, такое внимание очень польстило.


1 (назад) Находящийся там сейчас Олег Киреев обещал поделиться впечатлениями. — Л.Л.-М.
2 (назад) Речь, конечно, о «Матрице». — Л.Л.-М.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Может ли технология создать что-либо более красивое, чем создала природа?
Все материалы номера
Стаффорд Бир и перспективы ИТ >>