Пиар по-русски, или Почему нам не нужны связи с общественностью
 
16.09.2003
Олег Нечай


 
стр. 1
стр. 2 >>

Вопреки распространенному заблуждению пиар в нашей стране существовал всегда. Достаточно вспомнить былинных богатырей, царя-батюшку и лучших друзей советского народа. Более того, можно смело утверждать, что появление в России заморских теорий «связей с общественностью» внесло дезориентацию в складывавшиеся столетиями национальные традиции, что вылилось в создание причудливых и нежизнеспособных форм этого вида деятельности.

Западная теория пиара пришла в Россию в начале девяностых годов прошлого столетия. Ознаменовалось это пришествие опубликованным в 1990 году в издательстве «Новости» вводным курсом по пиару одного из создателей его теоретического обоснования Сэма Блэка1. Именно этой тоненькой брошюрке в оранжевой обложке было суждено стать библией пиарщиков нового поколения, которые тогда только что вышли из пубертатного возраста. Затем впервые в СССР в престижном МГИМО на факультете «международная информация» появилось отделение «связи с общественностью», где и начали официально готовить пиарщиков западного образца. В 1991 году в Москве при участии МГИМО, Союза журналистов СССР и МИДа СССР была создана Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО2).

Разумеется, сугубо протестантская природа самой теории западного пиара не могла найти адекватного отражения в загадочной русской душе, поэтому все чудовищные нелепости приложения этой науки на нашей почве имеют естественное происхождение. Чтобы проникнуться этой идеей, достаточно прочитать определение PR, данное Сэмом Блэком3: «Public Relations — искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». Очевидно, что этот западный идеал не может быть реализован в России, потому что здесь такого не было и не будет никогда. Оставим в стороне бессмысленные разговоры о том, плохо это или хорошо, но такое у нас просто невозможно. По форме организации связей с общественностью российский опыт еще может как-то походить на западный, но их содержание практически не имеет ничего общего с пропагандируемыми ныне теориями.

Мне нередко приходится иметь дело с пиар-службами компьютерных фирм и вообще IT-компаний широкого профиля. На близких мне примерах я намерен продемонстрировать, насколько наши пиарщики далеки не только от народа, но и от мировых стандартов такой деятельности и, на первый взгляд, даже от здравого смысла. Чтобы у меня оставалась надежда доработать до пенсии, я не буду называть имен и фамилий, так что, если вы себя узнали в каком-то эпизоде, знайте: это не вы.

Пресс-релизы — в массы

«Направляю для вашего рассмотрения пресс-релиз. Надеюсь, он будет для вас интересен и готов ответить на ваши вопросы». (Да, мы постоянно задаем вопросы знакомым пресс-релизам.)

«Последние несколько лет N — победитель рейтинга «Компьютерная Элита 2002» в номинации «K». (Интересно, сколько лет у них продолжается 2002 год?..)

«Премьера компании M объединила самых требовательных пользователей инновационных компьютерных технологий — партнеров корпорации, глав крупнейших российских компаний, а также журналистов ведущих изданий — и стало наиболее значительным событием в сфере IT индустрии». (Род в русской языке — большой проблем.)

«Фокусируясь на инновациях, нацеленных на пользователей, новейшие процессоры X обеспечивают максимальную производительность для творчества, бизнеса и игр».
(Кто на чем сфокусирован?..)

«Чипсеты, предлагаемые R, обеспечат нашим общим клиентам более высокую производительность и позволят полностью раскрыть потенциал процессоров Q». (Производительность клиентов — забота общая!)

«Простой синтаксис языка легко читается, и, таким образом, уменьшается стоимость обслуживания программ». (Чтение синтаксиса снижает расходы!)

«Он помог нам добиться стабильных темпов наращивания клиентской базы и перестроить нашу систему продаж с целью укрепления связей со стратегическими клиентами и партнерами про сбыту». (Стабильные темпы наращивания — это, собственно говоря, отсутствие всякого роста…)

«Альянс A и B в первую очередь стал возможным ввиду того, что ключевым звеном политики по работе со своими покупателями в обеих компаниях является соответствие и даже превышение ожиданий своих партнеров и клиентов». (Даже не знаю, чего от них ждать?)

«В течение всего дня на сцене будут демонстрироваться новейшие компьютерные игры, некоторые из которых до сих пор были доступны лишь избранным журналистам». (Постановка игр на сцене, да еще в течение всего дня?)
«В процессе презентации Вы сможете напрямую пообщаться с представителями компаний, задать вопросы и получить интересующую Вас информацию от первоисточников». (Неужели от самих Легендарных Первоисточников?)

«Достигнутый в наших лабораториях солидный прирост в быстродействии, выражаемый двузначными числами процентов, приближает MM к успеху в решении задач выхода на новые рубежи производительности в связи с планируемым внедрением технологий с нормой проектирования 65 нанометров и ниже, — говорит NN».
(И он действительно смог это произнести?)

«Первое место и приз, поездку на двоих в Вену, получила компания R из Санкт-Петербурга». (Интересно, с кем вдвоем поедет в Вену эта компания?)

«…именно поэтому, покупая компьютер XXX, вы избавляетесь от проблем, преследовавших раньше…» (Кодируем на успех!)
«Отдел сервисной поддержки. Здесь вам помогут разобраться с непонятной инструкцией…» (А сразу с китайского перевести нельзя было?)

«Освоить работу с КПК не составит труда — ее операционная система представляет собой привычный Microsoft Office в «карманном» варианте». (Просто шикарная операционная система, этот
Microsoft Office…)

«На конференции было несколько концептуальных выступлений, которые привлекли значительное внимание слушателей». (Концептуальным выступлениям — значительное внимание!)


1 (назад)Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М.: Новости, 1990.
2 (назад) www.raso.ru.
3 (назад) Блэк Сэм, указ. соч., с.17.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Залмановские кчемушки
Все материалы номера
Новые сущности как результат простого пиара >>