Пиар по-русски, или Почему нам не нужны связи с общественностью 16.09.2003 Олег Нечай
Вопреки распространенному заблуждению пиар в нашей стране существовал всегда. Достаточно вспомнить былинных богатырей, царя-батюшку и лучших друзей советского народа. Более того, можно смело утверждать, что появление в России заморских теорий «связей с общественностью» внесло дезориентацию в складывавшиеся столетиями национальные традиции, что вылилось в создание причудливых и нежизнеспособных форм этого вида деятельности. Западная теория пиара пришла в Россию в начале девяностых годов прошлого столетия. Ознаменовалось это пришествие опубликованным в 1990 году в издательстве «Новости» вводным курсом по пиару одного из создателей его теоретического обоснования Сэма Блэка1. Именно этой тоненькой брошюрке в оранжевой обложке было суждено стать библией пиарщиков нового поколения, которые тогда только что вышли из пубертатного возраста. Затем впервые в СССР в престижном МГИМО на факультете «международная информация» появилось отделение «связи с общественностью», где и начали официально готовить пиарщиков западного образца. В 1991 году в Москве при участии МГИМО, Союза журналистов СССР и МИДа СССР была создана Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО2). Разумеется, сугубо протестантская природа самой теории западного пиара не могла найти адекватного отражения в загадочной русской душе, поэтому все чудовищные нелепости приложения этой науки на нашей почве имеют естественное происхождение. Чтобы проникнуться этой идеей, достаточно прочитать определение PR, данное Сэмом Блэком3: «Public Relations — искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». Очевидно, что этот западный идеал не может быть реализован в России, потому что здесь такого не было и не будет никогда. Оставим в стороне бессмысленные разговоры о том, плохо это или хорошо, но такое у нас просто невозможно. По форме организации связей с общественностью российский опыт еще может как-то походить на западный, но их содержание практически не имеет ничего общего с пропагандируемыми ныне теориями. Мне нередко приходится иметь дело с пиар-службами компьютерных фирм и вообще IT-компаний широкого профиля. На близких мне примерах я намерен продемонстрировать, насколько наши пиарщики далеки не только от народа, но и от мировых стандартов такой деятельности и, на первый взгляд, даже от здравого смысла. Чтобы у меня оставалась надежда доработать до пенсии, я не буду называть имен и фамилий, так что, если вы себя узнали в каком-то эпизоде, знайте: это не вы.
1 (назад)Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? — М.: Новости, 1990.
|