Assembly 2000
 
09.09.2003
Петр Соболев


 
стр. 1
стр. 2 >>

Окраина Хельсинки. Солнечно, хотя, кажется, только что прошел дождь. Мы стоим перед Hartwall Areena — самым большим крытым стадионом Финляндии. Перед входом спокойно разговаривают, курят люди лет 15–30. У каждого на запястье ленточка-билет, в этом году — бордового цвета.

Термины

Assembly — крупнейшая в мире demo party*. Это компьютерный фестиваль, где собираются программисты, художники, музыканты и просто люди, интересующиеся компьютерами, чтобы представить свои работы и пообщаться. В течение четырех дней проходят конкурсы (compo), семинары, встречи. В финале победители конкурсов получают призы.
Assembly — не единственная demo party. Ежегодно по всему миру проходят десятки других, менее известных. В России первой demo party был ENLiGHT ’95 (Санкт-Петербург). Затем последовали Chaos Constructions (Санкт-Петербург), Paradox (Ростов-на-Дону), Forge of MB (Уфа), Bytefall, MindResources, BK-Mania (Москва). Сейчас проводятся CAFE (Казань), Millennium (Минск), Paradigmus (Серпухов).
Основное отличие российских demo party от иностранных — почти никто не привозит с собой компьютеры. Народ больше общается, а не уединяется каждый за своим монитором, как на Assembly.
Главными конкурсами на любой demo party являются Demo и Intro compo. На них представляют программы для разных компьютеров и операционных систем (именно программы, а не анимационные ролики), которые сочетают в себе видеоэффекты и музыку, связанные сюжетной линией (в идеале).
Людей, создающих demo и intro, называют демомейкерами. Вместе с теми, кто просто интересуется demo, они составляют «демосцену».
Более полную информацию можно получить на сайтах www.demoscene.ru, www.enlight.ru, www.assembly.org, www.hornet.org, www.scene. org, www.ojuice.net

На билете можно было бы сэкономить, заказав его заранее, но мы этим не озаботились, и теперь придется покупать по стандартной для «безкомпьютерных посетителей» цене в 35 евро. В тамбуре дежурят несколько человек в синих футболках — служба безопасности. Девушка с дубинкой на поясе просит открыть сумку — ищет ножи и спиртное. У меня оказалась только бутылка с квасом, что девушку настораживает. «Beer?» — спрашивает она. Мой спутник, местный, объясняет ей как называется квас по-фински. Вопрос снят, проходим дальше и даем нацепить на руку билет. Он действителен на все дни мероприятия, а снять его можно, лишь разорвав ленту.

У нас интересуются, будем ли регистрироваться. Вежливо отказываемся и заходим внутрь. Регистрация требуется только тем, кто хочет принять участие в конкурсах, голосовании или работать в жюри.

Сразу за входом небольшое столпотворение — здесь находится Infodesk, где можно получить разнообразную информацию, сдать на хранение вещи, купить футболку с символикой или взять плакат (в этом году — бесплатно). Вправо и влево идут коридоры — «внешнее кольцо», огибающее гигантский зал стадиона на каждом из трех этажей.
Неторопливо идем по коридору. Вдоль стен развешаны плакатики с рекламой спонсоров, стоят их стенды. Спонсоры серьезные — ASUS, Nokia, NVIDIA, HP. Справа торгуют энергетическими напитками, чуть дальше можно перекусить и отдохнуть — прямо на полу навалены кресла-подушки, на которых в самых разнообразных позах спит народ. У некоторых спящих руки так и лежат на клавиатуре ноутбука.

Проходим мимо десятка общедоступных компьютеров, public terminals. Рядом с ними столики, на которых народ демонстрирует и продает разные забавные вещи1 — лампы хитрой формы для подсветки корпусов, холодильный агрегат, незаменимый для разгона процессора, компьютер в корпусе микроволновки с ЖК-экраном в дверце. Под потолком висят мониторы, на которых транслируется AssemblyTV (конкурсы, проходящие в зале, показываются обязательно).

Что ж, «инспекция» завершена, наступает время конкурсов. Отдергиваем плотную штору и из светлого коридора попадаем в темноту зала. Несколько шагов, и перед нами открывается грандиозное зрелище, к которому трудно привыкнуть: внизу мерцают экраны тысяч компьютеров. Доносящиеся снизу звуки сливаются в равномерный гул, сквозь который время от времени прорывается чья-то более мощная, нежели у соседа, аудиосистема. В этом году здесь присутствует почти 5000 человек, в сеть объединены 3500 компьютеров.

Справа от нас висит гигантский экран, транслирующий AssemblyTV. Парочку демомейкеров, отвечающих на вопросы ведущей, сменяет заставка, оповещающая о скором начале очередного конкурса.

Мы спускаемся вниз и усаживаемся в одном из немногих рядов с обычными креслами — с каждым годом обычных посетителей все меньше, а народ с компьютерами уже занял и пару уровней по периметру трибун. Включается сирена, и следует традиционное объявление «KILL ALL LIGHTS AND AUDIO». Видеоролик демонстрирует как непослушный пингвин, символ Linux, получает кувалдой по голове от другого такого же пингвина.

Мониторы и мигалки внизу постепенно гаснут, только светятся лампочки на корпусах компьютеров, да кто-то пытается играть, убавив яркость монитора до минимума.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Когда вы почувствовали, что перестали быть «чайником» в своем деле?
Все материалы номера
Required: IBM PC 286 or above >>