tut@deneg.net
 
09.09.2003
Сергей Ненашев


 
стр. 1
стр. 2 >>

Программирование и/или бизнес?

Существует принципиальная разница между программистом и бизнесменом, даже если бизнесмен — программист. Принято считать, что если человек работает в какой-то фирме, то он классический пролетарий. Программистом? Значит — пролетарий умственного труда… А вот если он «от дяди» ушел, нигде не работает, живет на деньги от выполненных заказов, которые сам же и находит, — значит, он уже бизнесмен.

Это не так.

За одну и ту же работу в разных странах платят по-разному. Американцы могут заплатить больше всех, но даже если зарплата значительно превышает среднероссийскую (как, например, в офшорном программировании), зарплата остается зарплатой. И есть еще производительность труда. Она тесно связана с уровнем квалификации, но все равно существует предельный объем работы, который программист способен в заданный срок выполнить в одиночку.

Как только вы попытаетесь поднять «планку» производительности и наймете себе помощников — вы тут же встанете на первую ступеньку программистского бизнеса. При этом ваш доход перестает быть мерилом количества лично вами написанного программного текста, а превращается в сумму денег, согласно классической политэкономии, недоплаченную работникам.

Уже на этом этапе вы убедитесь, что создание кода и даже алгоритмизация неформально поставленной задачи — сущая ерунда по сравнению с бесчисленными трудностями, связанными с организацией и поддержанием работы коллектива. Вы будете делать одну ошибку за другой в подборе сотрудников. Они вас будут раздражать своей медлительностью или бесить непродуманностью и обилием ляпов в скороспелых текстах; они будут уходить из команды в разгар работы и проедать авансы, не сделав в срок требуемого; они будут обижаться на вас, если вы откажетесь авансировать их высококвалифицированный труд. «Боже! — воскликнете вы. — Неужто я сам был таким?!» Еще до окончания работы над проектом вам не будут давать покоя мысли типа: «А что дальше? Где взять новый заказ, чтобы сохранить с таким трудом собранную команду?» Мало-помалу вы целиком уйдете в маркетинг и все заботы о технологиях переложите на плечи зама, которого после нескольких крупных и скандальных провалов предыдущих «высоких профессионалов» вы назначите не из числа самых компетентных, а из числа выстоявших, не бросивших вас в трудную минуту. Такова «се ля ви». Профессионалов прошу не обижаться…

Существует и другой путь «в бизнесмены». Он тоже не предусматривает получения зарплаты. Получать предполагается выручку от реализации тиража написанных вами программ. Этим путем идут «шароварщики». Несмотря на то что обычно они являются одиночками — сами пишут программы и сами их распространяют, они — самые настоящие бизнесмены! Их доход есть функция объема продаж. Отсюда — сложные проблемы продвижения продукта, задачи совершенствования его функциональности и даже стратегические планы партнерства с крупными бизнес-структурами (например, при помощи выпуска встраиваемых в крупные коммерческие приложения бывших «шароваров»).

Следует, впрочем, отметить одну важную особенность «шароварного» дела, о которой мало говорят в компьютерной прессе. Особенность эта скорее психологическая, чем технологическая. Речь идет о том, что для многих талантливых людей «общаться» с компьютером психологически проще, нежели с людьми в условиях производства. Это, в частности, приводит к тому, что программист, переросший уровень простого исполнителя, не может занять более высокую, руководящую должность. Тем более трудно ему создать собственную бизнес-структуру. В какой-то момент назревает внутренний кризис, разрешением которого зачастую является «уход» в «шароварщики». И это — замечательно!

С одной стороны, налицо рост специалиста, который взялся решать проблемы, далеко выходящие за рамки чисто технологических. Поварившись в этом супе, приобретя недостающий опыт общения, такой человек способен успешно запустить собственный бизнес-проект с минимальным количеством сотрудников.

С другой стороны, «шароварщики» — великолепный кадровый резерв специалистов среднего звена, которые отлично понимают как требования заказчиков, так и техническую сторону разработки. Они — замечательные работники, и при этом в них напрочь отсутствует раздражающая амбициозность, свойственная квалифицированным программистам, не «нюхавшим пороху» самостоятельного ведения проектов.

— Полностью согласен с мнением автора статьи. Несколько месяцев назад я сам выпустил пару программ и открыл сайт на английском языке, где их и разместил. Попробовал раскрутить программы на зарубежном рынке, их скачивали, но, к моему большому удивлению, за три месяца никто не купил ни единого экземпляра, и проект пришлось закрыть.
Попробовал и заказное программирование, которое действительно принесло некоторые деньги, но о процентах с продаж речь не шла.
Bad_guy [cracklab.narod.ru]

Программирование и/или деньги?

— Мама, а где ты берешь деньги?
— На работе, доченька.
— А их там у тебя много?

Бизнес — это сложно. Программистский бизнес — это крайне сложно. Помимо трудностей, свойственных бизнесу вообще, в программистском бизнесе присутствует изрядный «довесок» проблем, так или иначе связанных с тем, что здесь продается нечто нематериальное. Или не продается, а только лицензируется?.. Впрочем, как бы то ни было, а налицо факт: произведенный тобой продукт может быть скопирован. Это ужасно!

Вся существующая ныне индустрия товаров базируется на том, что любой человек идет в магазин и покупает то, что ему нужно. Он не сможет, например, выпить бутылку пива, а затем угостить ею же знакомого или соседа. Или многих знакомых и соседей. А что, «пиратское пиво» — неплохо звучит?

Смех смехом, но ведь это — проблема не просто недополученной, а зачастую не полученной прибыли! Особенно если речь идет о продуктах начинающих бизнесов.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Интервью с Сергеем Лопатиным
Все материалы номера
Марш энтузиастов >>