Новости 19.08.2003 Компьютерра
Одиннадцатилетний чемпион
Следует заметить, что кроме «мобилометания», уже получившего широкое распространение в странах Скандинавии и Восточной Европы, в программу британских Игр были включены еще три «вида спорта», которые позволили участникам продемонстрировать более традиционные навыки обращения с сотовым телефоном. «Бытовое» троеборье состояло из скоростного набора и отправки SMS с заданным текстом, отсылки мультимедийного сообщения с фотографией, а также двухминутный сеанс безумных гонок на скейтборде в «мобильной» игре Hawk’s Pro Skater 4. Каждый из четырех элементов программы оценивался по 10-балльной шкале, а победитель определялся по сумме набранных баллов. Как и следовало ожидать, самым «сильным звеном» нынешних Игр оказалась молодежь: во всех соревнованиях, где сотовый телефон использовался по прямому назначению, первенствовали технически «продвинутые» тинейджеры. Представителям старшего поколения, безоговорочно положенным на лопатки своими детьми и внуками, удался лишь утешительный реванш на метательном поле. Абсолютным чемпионом Игр стал одиннадцатилетний Рис Прайс (Reece Price) из Эссекса. Юному чемпиону удалось за 56 секунд безошибочно набрать и отправить заковыристое сообщение из 80 символов, а на MMS у него ушло и того меньше — 21 секунда. Свой успех Рис закрепил впечатляющим достижением в 11365 очков, набранных в «мобильном» игровом туре, а в качестве завершающего аккорда метнул «мобильник» на 34 с половиной метра. Хотя до мирового рекорда (57 метров) триумфатору пока далеко, с учетом его возраста можно сказать, что лиха беда начало. По словам юного чемпиона, победа стала для него неожиданностью: «Я не был до конца уверен, что все делаю правильно», — признался Рис. В интервью прессе он также пообещал, что обязательно примет участие в следующей Олимпиаде, где твердо намерен отстоять свой титул. — Д.К. Парадокс подводной лодки
Мысленно представим себе подводную лодку, плывущую со скоростью, близкой к скорости света. Тогда, согласно специальной теории относительности, с точки зрения наблюдателя на берегу, длина лодки должна уменьшиться, плотность — увеличиться, и лодка начнет тонуть. Но с точки зрения капитана лодки, наоборот, сжимается и становится более плотной вода, а лодка должна всплывать на поверхность. Этот парадокс неразрешим в рамках специальной теории относительности, которая не учитывает действие гравитации. Обобщить почтенный закон Архимеда на околосветовые скорости можно лишь в рамках общей теории относительности, сложные уравнения которой и удалось решить Матсасу. Его решение показывает, что субмарина начнет тонуть, поскольку, несмотря на увеличение плотности воды относительно быстро движущейся лодки, эффект от искривления пространства движущимся гравитационным полем оказывается сильнее. Разумеется, подводные лодки так быстро не плавают, но новое решение, как надеется автор, поможет лучше понять, например, как ведет себя материя, которая быстро вращается вокруг черных дыр. Кроме того, решение ведет к новым обобщениям второго начала термодинамики, которые давно не дают покоя ученым, предсказывая тепловую смерть Вселенной. — Г.А. От улыбки станет всем светлей
Йорг Хабер и Коля Кэлер (Jorg Haber, Kolja Kаhler), исследователи из Института компьютерной науки им. Макса Планка (Саарбрюккен, Германия), разработали программное обеспечение, которое восстанавливает лицо человека по черепу, а также придает лицу эмоциональные выражения разного рода — улыбки, нахмуренность, удивление. Сейчас, когда полиции нужно опознать личность по обнаруженному скелету или черепу, художники-криминалисты вручную воссоздают предположительную внешность человека. По черепу изготовляется гипсовый слепок, на который из глины накладывается имитация лицевых мышц. Их размеры и толщина вычисляются по специальным стандартным таблицам, составленным экспериментально за многие десятилетия замеров (цифры зависят от этнической принадлежности, пола, возраста и комплекции тела). Процесс восстановления занимает недели, а результатом, как правило, оказывается физиономия, начисто лишенная эмоций. В то же время известно, что люди (и компьютеры, кстати) легче опознают лица, выражающие какую-либо яркую эмоцию. Новое ПО немецких ученых решает практически все упомянутые проблемы. Программа Хабера и Кэлера сначала сканирует череп для изготовления точной 3D-модели, затем вычисляет толщину тканей для всех областей лица и автоматически наращивает мышцы в соответствии с предполагаемой этнической принадлежностью и полом, оставляя эксперту-художнику возможности для ручной коррекции. Для реалистичного воспроизведения эмоций с помощью анимационных технологий исследователи создали «универсальную виртуальную голову», где анимированы 24 основные мышцы лица, отвечающие за мимику. Параметры лицевых тканей восстанавливаемой модели можно проецировать на эту универсальную голову, что несколькими кликами мышки позволяет воспроизводить нужные гримасы при сохранении портретного сходства. По рекомендации сотрудников Института судебной медицины Университета Саарланда сейчас программа оснащается возможностями добавления формы прически, цвета волос и текстуры кожи, после чего она станет рабочим инструментом для криминалистов и судмедэкспертов. — Б.К.
|