Новости
 
19.08.2003
Компьютерра


 
<< стр. 5
стр. 6
стр. 7 >>

Одиннадцатилетний чемпион

Горячим выдался последний июльский уик-энд в местечке Клэфем Коммон, расположенном в южной части Лондона, где прошли соревнования первой британской Мобильной олимпиады (Mobile Phone Olympics). «Скрестить трубки» пожелало больше десяти тысяч человек. В роли спонсоров выступили местный ритейлер сотовых аппаратов Phones 4U и компания Sony Ericsson, предложившая в качестве «официального снаряда» олимпиады свою недавнюю модель T310 (на фото). Так что участникам соревнований поневоле пришлось выступить в роли тестеров новых мобильных телефонов.

Следует заметить, что кроме «мобилометания», уже получившего широкое распространение в странах Скандинавии и Восточной Европы, в программу британских Игр были включены еще три «вида спорта», которые позволили участникам продемонстрировать более традиционные навыки обращения с сотовым телефоном. «Бытовое» троеборье состояло из скоростного набора и отправки SMS с заданным текстом, отсылки мультимедийного сообщения с фотографией, а также двухминутный сеанс безумных гонок на скейтборде в «мобильной» игре Hawk’s Pro Skater 4. Каждый из четырех элементов программы оценивался по 10-балльной шкале, а победитель определялся по сумме набранных баллов.

Как и следовало ожидать, самым «сильным звеном» нынешних Игр оказалась молодежь: во всех соревнованиях, где сотовый телефон использовался по прямому назначению, первенствовали технически «продвинутые» тинейджеры. Представителям старшего поколения, безоговорочно положенным на лопатки своими детьми и внуками, удался лишь утешительный реванш на метательном поле.

Абсолютным чемпионом Игр стал одиннадцатилетний Рис Прайс (Reece Price) из Эссекса. Юному чемпиону удалось за 56 секунд безошибочно набрать и отправить заковыристое сообщение из 80 символов, а на MMS у него ушло и того меньше — 21 секунда. Свой успех Рис закрепил впечатляющим достижением в 11365 очков, набранных в «мобильном» игровом туре, а в качестве завершающего аккорда метнул «мобильник» на 34 с половиной метра. Хотя до мирового рекорда (57 метров) триумфатору пока далеко, с учетом его возраста можно сказать, что лиха беда начало. По словам юного чемпиона, победа стала для него неожиданностью: «Я не был до конца уверен, что все делаю правильно», — признался Рис. В интервью прессе он также пообещал, что обязательно примет участие в следующей Олимпиаде, где твердо намерен отстоять свой титул. — Д.К.

Парадокс подводной лодки

Джорджу Матсасу (George Matsas), физику из университета Сан-Пауло (Бразилия), удалось решить известный парадокс специальной теории относительности о подводной лодке, который вот уже почти сто лет никто не мог толком объяснить.

Мысленно представим себе подводную лодку, плывущую со скоростью, близкой к скорости света. Тогда, согласно специальной теории относительности, с точки зрения наблюдателя на берегу, длина лодки должна уменьшиться, плотность — увеличиться, и лодка начнет тонуть. Но с точки зрения капитана лодки, наоборот, сжимается и становится более плотной вода, а лодка должна всплывать на поверхность.

Этот парадокс неразрешим в рамках специальной теории относительности, которая не учитывает действие гравитации. Обобщить почтенный закон Архимеда на околосветовые скорости можно лишь в рамках общей теории относительности, сложные уравнения которой и удалось решить Матсасу.

Его решение показывает, что субмарина начнет тонуть, поскольку, несмотря на увеличение плотности воды относительно быстро движущейся лодки, эффект от искривления пространства движущимся гравитационным полем оказывается сильнее.

Разумеется, подводные лодки так быстро не плавают, но новое решение, как надеется автор, поможет лучше понять, например, как ведет себя материя, которая быстро вращается вокруг черных дыр. Кроме того, решение ведет к новым обобщениям второго начала термодинамики, которые давно не дают покоя ученым, предсказывая тепловую смерть Вселенной. — Г.А.

От улыбки станет всем светлей

Конференция SigGraph (www.siggraph. org/s2003) в этом году проходила в последних числах июля в Сан-Диего (Калифорния) и по традиции собрала самых видных специалистов, работающих в области компьютерной графики и интерактивных систем. По единодушному мнению участников, гостей и журналистов, центральной темой нынешнего форума стала компьютерная 3D-анимация. На этом направлении сейчас работают, вероятно, основные силы профессионалов, именно в этой области продемонстрированы самые впечатляющие результаты. Главным образом, конечно, в индустрии развлечений, о чем регулярно пишет пресса, но также и в других областях (фундаментальных и прикладных науках, инженерии, спорте и т. д.) — что обычно находит отражение лишь в специальных изданиях. Возможно, это несправедливо. Поэтому расскажем подробнее об одной из работ, представленной на SigGraph и ориентированной на применение в судебно-медицинской экспертизе.

Йорг Хабер и Коля Кэлер (Jorg Haber, Kolja Kаhler), исследователи из Института компьютерной науки им. Макса Планка (Саарбрюккен, Германия), разработали программное обеспечение, которое восстанавливает лицо человека по черепу, а также придает лицу эмоциональные выражения разного рода — улыбки, нахмуренность, удивление. Сейчас, когда полиции нужно опознать личность по обнаруженному скелету или черепу, художники-криминалисты вручную воссоздают предположительную внешность человека. По черепу изготовляется гипсовый слепок, на который из глины накладывается имитация лицевых мышц. Их размеры и толщина вычисляются по специальным стандартным таблицам, составленным экспериментально за многие десятилетия замеров (цифры зависят от этнической принадлежности, пола, возраста и комплекции тела). Процесс восстановления занимает недели, а результатом, как правило, оказывается физиономия, начисто лишенная эмоций. В то же время известно, что люди (и компьютеры, кстати) легче опознают лица, выражающие какую-либо яркую эмоцию.

Новое ПО немецких ученых решает практически все упомянутые проблемы. Программа Хабера и Кэлера сначала сканирует череп для изготовления точной 3D-модели, затем вычисляет толщину тканей для всех областей лица и автоматически наращивает мышцы в соответствии с предполагаемой этнической принадлежностью и полом, оставляя эксперту-художнику возможности для ручной коррекции. Для реалистичного воспроизведения эмоций с помощью анимационных технологий исследователи создали «универсальную виртуальную голову», где анимированы 24 основные мышцы лица, отвечающие за мимику. Параметры лицевых тканей восстанавливаемой модели можно проецировать на эту универсальную голову, что несколькими кликами мышки позволяет воспроизводить нужные гримасы при сохранении портретного сходства. По рекомендации сотрудников Института судебной медицины Университета Саарланда сейчас программа оснащается возможностями добавления формы прически, цвета волос и текстуры кожи, после чего она станет рабочим инструментом для криминалистов и судмедэкспертов. — Б.К.



 
<< стр. 5
стр. 6
стр. 7 >>

<<Микрофишки
Все материалы номера
Здесь продается славянский шкаф? >>