Бес права на копирование 19.08.2003 Алексей Хмеленко
В общем, фильмы будут сниматься, пока прибыль от премьерных показов будет превышать расходы, музыка сочиняться — пока концерты будут приносить деньги (наш музыкальный рынок тому подтверждение), книги издаваться — пока начальные продажи покрывают затраты на печать, и так далее. Второе, менее очевидное упущение поборников ужесточения авторских прав — непонимание того, что зачастую ИС — это товар с высокой эластичностью спроса3. Расчеты показывают, что при значительном понижении уровня платы за пользование ИС доходы владельца прав на нее незначительно уменьшаются в краткосрочном периоде и возрастают в долгосрочном. Это особенно показательно при свободной конкуренции — только у конкурентоспособного товара норма прибыли растет с уменьшением цены и увеличением количества копий. С учетом этого факта можно утверждать, что любое социально значимое новшество обязательно будет внедрено, если цена за его использование достаточно низка, чтобы не отпугнуть потенциального предпринимателя. Тезис о том, что современная система патентных прав удерживает современный процесс создания технологических инноваций от падения ниже уровня рентабельности и последующего краха, опровергается приведенной моделью. Альтернатива современной системе существует: уменьшение платежей за пользование правами — лучший путь для производителей окупать затраты. И если для промышленных патентов это может быть не столь очевидно, в силу технологических сложностей по копированию и внедрению идеи, то для товаров, защищаемых ныне авторскими правами, таких как музыка, литература, программное обеспечение, это гораздо более вероятно. Как «ограбили» Диккенса
В истории экономики есть немало периодов, когда авторское право и патентная система отсутствовали. Известно, что в XIX веке в США любой издатель мог перепечатать произведение британских писателей (факт, очень расстраивавший Чарльза Диккенса). Однако американские издатели нашли выгодным для себя заключать прямые соглашения с писателями, дабы иметь возможность получать их рукописи раньше. И в случае Диккенса доход от «незаконных» американских изданий очень скоро превысил лицензионные отчисления от законопослушных соотечественников. То есть плата за «право первой продажи» превысила авторские гонорары. Если мы посмотрим на рынки товаров с нерегулируемыми авторскими правами, то обнаружим, что эти рынки — если речь идет об ИС — чувствуют себя как нельзя лучше. Они активно развиваются. И неважно, идет ли речь о моделях одежды (вы не имеете права использовать чужой брэнд, однако никто не мешает вам шить пиджаки, очень похожие на пиджаки от Armani) или порнографии. Как вы думаете, сколько производителей порнографии умерло с голоду? За что им платить? Экономические модели служат для выявления экономических закономерностей и не всегда могут быть однозначно применены в реальном мире. Интуитивно понятно, что введение системы Болдрина и Левина на произвольном рынке чревато осложнениями. К примеру, рынок фармацевтических препаратов с крайне высокой стоимостью разработки продуктов просто страшно бросать на весы совершенной конкуренции и дожидаться, пока он придет в равновесие. Однако существует еще один вид защиты ИС, который Болдрин и Левин не отвергают: любой производитель имеет право не раскрывать технологии, по которым тот или иной продукт сделан. Что не мешает другим производителям использовать схожие технологии, а следовательно, наносит незначительный ущерб инновационному процессу. Разумеется, программу можно дизассемблировать, микросхему изучить и т. д. но фора, которую получает владелец ноу-хау, вполне достаточна, чтобы он мог покрыть свои издержки на разработку да еще и заработать на этом. Модель Болдрина и Левина напоминает известную модель, когда вознаграждение за важные для общества изобретения выплачивает государство, однако лишена многих недостатков идеи государственного выкупа изобретений. В частности, уменьшается финансовое давление на общество, поскольку выкупаются только полезные изобретения. Разумеется, модель единовременных выплат за инновацию (в противовес лицензионным отчислениям) в общем случае невыгодна изобретателю, но нет сомнений, что авторы социально значимых нововведений получат свою долю, а что касается остальных… За что им платить? 3 (назад) Эластичность спроса — характеристика, показывающая, насколько спрос на товар зависит от его цены. Коэффициент эластичности показывает, как измениться спрос на товар при изменении цены на одну единицу. Товары с высокой эластичностью спроса характеризуются большим количеством заменителей. В качестве примера можно привести молоко (товар с низкой эластичностью) и кока-колу (товар с высокой эластичностью). При повышении цены молока раза в полтора его все равно будут покупать, а в случае такого же повышения цены на колу значительная часть потребителей тут же откажется от нее в пользу заменителей, благо их хватает.
|