Как стать эффективным ИТ-менеджером 19.08.2003 Владимир Павлов Андрей А. Терехов [ddt@tercom.ru]
«Компьютерра» неоднократно обращалась к проблемам ИТ-менеджмента (см., например, «Проджект-менеджмент по-русски. Эпическая драма в трех частях» Алексея Солинова в «КТ» #491 [www.computerra.ru/offline/ 2003/491/26481] и «Серые будни проект-менеджера. Российский вариант» Василия Басина в «КТ» #493 [www.computerra.ru/offline/2003/ 493/26999]). Однако о профессиональной составляющей хорошего ИТ-менеджера мы практически не писали. Статья Владимира Павлова и Андрея А. Терехова частично восполняет этот пробел. Разумеется, ни один сданный экзамен, ни один полученный сертификат не могут гарантировать успеха в профессиональной сфере. Правда и то, что сегодня «корочки» ИТ-менеджера вряд ли окажут впечатление на среднестатистического российского работодателя, и нет никакой гарантии, что в ближайшем будущем это положение изменится. С другой стороны, игнорировать переработанный в руководства и стандарты опыт западных управленцев глупо. В конце концов, если мы хотим обойтись без варягов, то наша задача как минимум ознакомиться с тем, что варяги уже умеют. — В.Г. В далеком 1986 году авторитетный американский журнал «Communications of the ACM» опубликовал статью, в которой процесс создания ПО сравнивался с процессом строительства мостов [1]. К тому моменту подавляющее большинство мостов уже удавалось построить, не выходя за рамки бюджета, уложившись в плановые сроки и без риска на следующий день после торжественного открытия увидеть вместо моста груду обломков. Совершенно другая картина наблюдалась в программной инженерии: большинство проектов затягивались, требовали от инвесторов дополнительных вложений, и в итоге содержали значительное число неисправленных ошибок. Это и неудивительно — ведь человечество к тому моменту имело более трех тысяч лет опыта в строительстве мостов и почти в сто раз меньший опыт в создании программ. Программисты прошлого века верили, что компьютерной науке не потребуется повторять путь мостостроения и тратить несколько тысячелетий для достижения зрелости. С момента публикации той статьи прошло почти двадцать лет. Что изменилось? На рисунке приводится сводная статистика, собранная Standish Group в результате анализа примерно 30 тысяч ИТ-проектов, выполненных американскими компаниями в последние годы [2]. Все проекты разбиты на три категории: - успешные проекты — все намеченные работы выполнены вовремя и в рамках бюджета; ИТ-менеджмент: путь выхода из кризиса Специалисты Standish Group анализировали не только текущую картину, но и возможные пути ее улучшения. Оказалось, что с нехваткой технических знаний связано не более 10% проблем в ИТ-проектах, остальные 90% сводятся к неправильно организованному производственному процессу, то есть к ошибкам менеджеров. Как уже говорилось, вышеприведенная статистика базируется на данных об американских компаниях. В США вопросам менеджмента традиционно уделяется гораздо больше внимания, чем в странах бывшего СССР. Это означает, что у нас ситуация заведомо не лучше.
С ростом отечественной ИТ-индустрии все острее ощущается нехватка квалифицированных кадров. Особенно это касается ИТ-менеджеров — людей, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для управления проектами и службами в области ИТ. Как явствует из вышеприведенных цифр, именно от менеджеров в значительной степени зависит успех или неудача применения ИТ в бизнесе. К сожалению, многие все еще воспринимают науку управления как бесполезное окологуманитарное словоблудие. Наверное, такое отношение возникло в советские времена, когда преподаватели соответствующих дисциплин были ограничены прокрустовой раскладушкой марксизма-ленинизма. ИТ-менеджер должен быть в первую очередь высокоэффективным организатором производства, что не очень соответствует устоявшимся у нас шаблонам восприятия термина «менеджер». Как результат, у компаний отсутствует доверие к идее подготовки ИТ-менеджеров учебными организациями. Поэтому предприятия предпочитают «выращивать» ИТ-управленцев самостоятельно (в основном — из технических специалистов). Такой подход вполне оправдан, поскольку практический опыт действительно великий учитель, а результаты работы характеризуют человека лучше любых экзаменов. Но у обучения методом «проб и ошибок» есть и свои минусы. Многие проблемы в ИТ-менеджменте являются типичными, и современная индустрия уже выработала эффективные приемы их решения. Сегодня ИТ-менеджер — это отдельная специальность, которая требует специфического набора знаний. К сожалению, пока не существует единого образовательного стандарта, регламентирующего подготовку ИТ-менеджеров. На Западе эту проблему решают различными способами, например, предлагая будущим ИТ-менеджерам одновременно получить два образования: техническое и управленческое (www.katz.pitt. edu/mis.htm), но такой подход весьма недешев. Чем же можно восполнить недостаток подобных образовательных программ? Мы считаем, что временной заменой полноценной программе обучения может послужить специально подобранный набор стандартов, сборников наилучших методик, рекомендаций и т. д., которые могут повысить результативность работы ИТ-менеджера и с которыми он непременно должен быть знаком [3]. Литература
|