Постшаблонное мышление 19.08.2003 Александр Амзин
Но то, что имеет смысл для «чистых» Интернет-проектов, занятых поглощением, сортировкой и переработкой информации, для всех этих поисковых систем, электронных библиотек, форумов, — не работает, когда речь заходит о проекте, в основе которого лежит вполне материальный прототип. Вы продаете автомобили — вам нужна система, создающая в сознании пользователя атмосферу автосалона; вы продаете музыкальные файлы — пользователю будет приятно видеть диск-жокея1; ведь приятно же пользователям по ту сторону океана смотреть на Ананову2. Способ подачи информации играет решающую роль — открытия совершаются в никому не известных лабораториях, но узнаем мы о них на новостных сайтах, которые так похожи один на другой, что даже Сами-Знаете-Кто отметил это в своем руководстве3. А что же делать обычным проектам? Делать дизайн руками. Перечеркивать, ругать, резать картинки ломтиками поменьше и снова рисовать. Однажды я провел целую неделю в поисках человека, который мог бы сделать качественный редизайн весьма посещаемого проекта. Слова «редизайн» и «посещаемый» здесь — ключевые. Нельзя выдавать полмегабайта на каждую страницу, если посещаемость проекта превышает пять тысяч хитов в сутки.
Устраивающего меня подрядчика я так и не нашел. Но со временем мне стали присылать такие красивые «болванки» для дизайна, что казалось, будто рисовал их один и тот же человек. Этого быть не могло. Можно было бы зацепиться за предложенные шаблоны (двухстраничный вариант из заглавной и внутренней страницы стоил в среднем около 300 долларов) и сделать на их основе свой собственный дизайн, однако самостоятельные игры с цветовой гаммой успехом не увенчались. Первым сайтом, торгующим шаблонами, для меня стал www.1stthebest.com. На западном рынке его продвигает дизайнер Дмитрий Хаустович; а вот в России о нем знают немногие. У нас вообще мало распространены такие шаблоны — стоимость до пятидесяти долларов, полная настройка, профессионально выполненная верстка. Как правило, покупателями подобной продукции являются дизайнеры, которые впоследствии перепродают ее в несколько измененном виде — как готовые сайты. Самое плохое в этой ситуации то, что дизайнер старается не произносить слова «шаблон», так как заказчик зачастую боится этого термина и не готов платить за сайт, изготовленный «на конвейере». Хотя слова «корпоративный сайт» — уже не пустой звук, это на самом деле индустрия, облик которой сложился в той же мере, в какой сложился облик индустрии печатных изданий. «О компании», «Наши проекты», «Контакты», верхняя треть экрана отходит уже не под рекламу, а под презентацию компании, обыгрывая логотип. Если компания крупная, можно разверстать заголовки новостей и пресс-релизов в несколько колонок или использовать блочную структуру, как, например, сделал Артемий Лебедев с www.mts.ru. Это как раз тот случай, когда удачный шаблон становится стандартом хотя бы в одном домене первого уровня. Изучая шаблоны, легче понять, какие стандарты работают в заданном секторе рынка, а какие — нет. Даже один только ценовой просмотр галерей чрезвычайно помогает при переговорах с дизайнерами и придает уверенности заказчику. Сайты, содержащие шаблоны, начали попадаться мне на глаза один за другим. www.templateheaven.net — тут торгуют не только шаблонами, но и спецэффектами, красивыми заставками на Flash и т. п.). На www.templatemonster.com очень красивые и недорогие шаблоны. Особенно мне понравился пункт Unique price. Он показывает, что и цены на рынке приличные, а вовсе не демпинговые — за эксклюзивное право использовать шаблоны из двух страниц («передовица» и «внутренняя страница») придется заплатить 550 долларов против сорока, а уже готовый и безумно красивый сайт стоит две тысячи. 1 (назад)Тезис не то чтобы сомнительный, но как минимум не универсальный. Так, выбирая между двумя музыкальными сетевыми магазинами с одинаковой ценовой политикой, пользователи наверняка выберут тот, который удобней, не особенно обращая внимание на наличие диск-жокея. — Прим. ред.
|