Сетевые мечтатели и их разоблачение
 
19.08.2003
Олег Нечай


 
стр. 1
стр. 2 >>

Говорят, компьютерщики — не совсем нормальные люди. У каждого из них есть свои странности, однако объединяет их то, что живут они в некоем придуманном мире, имеющем слишком мало точек соприкосновения с реальностью. Для них в этом мире существуют всевозможные сетевые мультимедийные сервисы (вроде телеконференций, соединяющих людей с разных концов земного шара) и прочие технологии, требующие фантастических скоростей передачи данных. А «компьютерная пресса», представляющая собой помесь научно-популярных изданий с сектантскими вестниками и населенная все теми же компьютерщиками, усердно занимается пропагандой всех этих странных сетевых чудес. Авторы статей взахлеб расхваливают достоинства новых технологий, скромно умалчивая о том, что для их претворения в жизнь потребуется как минимум участие Всевышнего. Вред, наносимый подобным «просветительством», очевиден, особенно если учесть, что аудитория «компьютерной прессы» — именно те, кто не желает «отставать от жизни». Однако реальность сегодняшнего существования сетевых мультимедийных сервисов такова, что способна не только успокоить технологическую эйфорию, но и погрузить неподготовленного читателя в глубокую депрессию. Внесем свою лепту в дело развенчания мифов и, чтобы далеко не удаляться от темы номера, посмотрим, как обстоят дела с широкополосным доступом в Интернет. Сможем ли мы в ближайшем будущем заказывать и просматривать через Сеть видеофильмы с качеством DVD или общаться с боссом, находящимся в Австралии, с помощью видеосвязи?

Итак, ставим задачу. Хотя под широкополосным доступом у нас до сих пор понимается канал на 128 или даже 64 Кбит/с, только для видеоконференций нужна полоса пропускания не менее 512 Кбит/с. За оптимальное значение примем 2 Мбит/с, поскольку сюда по минимуму вписываются все возможные на сегодняшний день потребности в связи одного человека. Так обеспечивают ли современные связные технологии доведение информации до конечного пользователя со скоростями, близкими к 2 Мбит/с?

Магистральные каналы связи

Прежде всего определимся с тем, что представляет собой Интернет: это несколько огромных глобальных и региональных магистральных сетей связи, объединенных друг с другом. Основным физическим носителем таких сетей является оптоволокно, преимущества которого над медными кабелями давно известны: это и отсутствие побочного электромагнитного излучения, и невосприимчивость к электромагнитным помехам, и повышенная дальность передачи данных (от 70 до 300 км) благодаря минимальным потерям из-за рассеивания света и, конечно, повышенная пропускная способность. Наконец, в отличие от электрических цепей, для передачи данных по оптоволокну требуется всего один проводник. Недостатки оптического волокна, вызванные физическими свойствами самого материала, тоже известны: относительная хрупкость (невозможность сгиба оптического кабеля под прямым углом), трудность обнаружения места излома, а также необходимость использования специального оборудования для полировки концов кабеля.

Однако все эти недостатки — ничто по сравнению с потенциальными возможностями оптоволокна. Теоретическая пропускная способность этого носителя — 100 Тбит/с, но современные сети позволяют достичь только скорости в 1 Тбит/с, которая, впрочем, тоже впечатляет. На этой оптимистической ноте обычно и заканчивается описание магистральных сетей в «компьютерной прессе». О чем же умалчивают компьютерщики? О том, что прекрасно известно связистам. Дело в том, что в настоящее время используется только часть теоретически возможной полосы пропускания оптоволокна. В значительной степени это вызвано несовершенством технологии изготовления стеклянных волокон, в которых присутствуют ионы воды, поглощающие свет как синего, так и красного и инфракрасного спектров. Одним из первых производителей, предложивших решение этой проблемы, была компания Lucent Technologies, которая еще в 1998 году объявила о разработке оптоволокна, почти полностью очищенного от ионов воды. По утверждению разработчика, ширина полосы этого всеволнового носителя увеличена на 100 нм по сравнению с обычными одномодовыми световодами. В результате появляется возможность использовать для передачи данных ранее не задействованную область 1400 нм. Уже существуют опытные образцы с пропускной способностью более 10 Тбит/с, но широкое внедрение таких сетей пока не началось.

Так уж и быть, знаний в области физики или химии от певцов «мультимедийного завтра» никто и не требует, но разбираться в технологиях передачи данных они просто обязаны. Какие же технологии используются сегодня в магистральных сетях? В первую очередь это технология спектрального уплотнения WDM (Wavelength Division Multiplexing), позволяющая одновременно передавать по оптоволокну несколько сигналов с различной длиной волны. К примеру, при работе в области 1550 нм стандартом G.692 Международного союза электросвязи предусматривается до сорока каналов с шириной полосы 100 ГГц (около 0,8 нм) и нагрузкой на каждый канал в 2,5 или 10 Гбит/с. Работы по совершенствованию технологии WDM продолжаются: планируется довести ширину канала до 0,4 и даже 0,2 нм, а скорость передачи данных — до 160 Гбит/с.

 

Прекрасная технология, жить бы да радоваться. Однако специалисты знают, что у спектрального уплотнения есть один принципиальный недостаток: для усиления и коммутации оптический сигнал сперва преобразуется в электрический, а затем обратно в оптический. Всё в соответствии с принципом «старое вино в новые мехи», который был признан порочным еще два тысячелетия назад. Этот рудимент прошлого усложняет и удорожает построение магистральных сетей, поэтому будущее — за полностью оптическими (или фотонными) сетями, которые в силу дороговизны и технологического несовершенства пока не получили распространения. Однако перспективные наработки в этой области, безусловно, имеются: уже сегодня при использовании усилителей на основе оптоволокна, легированного эрбием (EDFA), появляется возможность передавать данные по оптическим сетям на расстояние больше тысячи километров. Для маршрутизации сигналов с разной длиной волны в таких сетях применяются микроэлектромеханические системы коммутации (MEMS), состоящие из миниатюрных зеркал. В лабораторных условиях уже испытываются системы маршрутизации, вообще не имеющие механических частей, в частности маршрутизаторы на основе жидких кристаллов, однако пока они могут предоставить всего 16 портов, что вдвое меньше возможностей современных микрозеркальных систем. Поэтому воспевать фотонные сети пока рано.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Проблемы с прокладкой
Все материалы номера
Трафик II >>