Новости 22.07.2003 Компьютерра
Язык до Поттера доведет
Механизм работы Harry-auf-Deutsch во многом смахивает на популярные нынче проекты распределенных вычислений, с той лишь разницей, что в данном случае всю работу проделывают сами участники. Каждому выдается для перевода пять страниц англоязычного оригинала, далее результат просматривается и редактируется другими участниками. Никакого вознаграждения за свой труд добровольные переводчики и корректоры (преимущественно подростки — их средний возраст составляет 16 лет) не получают, довольствуясь лишь надеждой заиметь версию книги на родном языке раньше ее официального выхода и наслаждаясь самим процессом общения с единомышленниками. Мотивация, как показывает опыт, вполне достаточная: Harry-auf-Deutsch был основан берлинским программистом Берндом Колеманом (Bernd Koeleman) еще в 2000 году, и его участники уже перевели на немецкий предыдущую книгу про Поттера. Черновой вариант перевода «Феникса» готов, но скачать его с сайта проекта нельзя — он циркулирует только внутри сообщества, чтобы избежать претензий со стороны владельцев авторских прав. Опасения Колемана отнюдь не беспочвенны. В Чехии недавно чуть не попали под суд несколько школьников, сумевших за две недели перевести на родной язык часть книги и выложивших результат своей работы в Интернет. В настоящее время в Сети уже распространены несколько вариантов издания пятой части «Поттера» в электронном виде (британского 766-страничного и американского 870-страничного, в том числе в формате PDF и TXT). Помимо любительских переводов на уже упомянутые немецкий и чешский, можно найти также Поттера на польском и… китайском. Похоже, российскому издателю «Феникса» («Росмэн») стоило бы поторопиться — Рунет не дремлет и может испортить всю малину, опубликовав «домашний» перевод задолго до официального бумажного (начало продаж книги на русском намечено на февраль следующего года). — Е.З., Т.Б. Всем бояться!
Конкурс был назначен на 6 июля, и хотя сами организаторы не потратили на рекламу ни копейки, за неделю он успел стать событием мирового значения. Раньше других о соревновании узнали специалисты по компьютерной безопасности (ISS, Symantec и др.), которые сперва не хотели поднимать шум, поскольку затея могла оказаться фикцией. Но когда один из экспертов в комментарии для прессы неосторожно упомянул о возможных тяжелых последствиях для Сети в целом, новость вытащили на первые полосы сперва электронных, а потом и бумажных СМИ. Общественный резонанс подогревался неадекватной реакцией правоохранительных органов: ФБР, скажем, заявило о начале расследования, а московское ГУВД порекомендовало компьютерным пользователям воздержаться от выхода в Интернет в «кровавое воскресенье». Паника усиливалась сообщениями (Zone-H, ISS) об уменьшении числа взломов и увеличении количества скрытых обращений к веб-серверам по всему миру: якобы так участники конкурса начали «разминать мускулы». К счастью, осторожничавшие эксперты оказались правы: никакого всплеска онлайн-вандализма так и не случилось. На официальном сайте конкурса, успевшем к тому времени поменять хостинг-провайдера, была опубликована таблица результатов, в которой первое место заняла некая хакерская группа Perfect.br, получившая аж 152 очка, а подавляющее большинство из полусотни конкурсантов не смогло преодолеть барьер в 10 баллов. Общее число взломов по Сети, зафиксированное службой Zone-H.org, не превысило обычного для выходного дня значения. — Е.З. Что нам война — игра! Расквартированные в Европе части ВВС США получили транш в 200 тыс. долларов на открытие семнадцати онлайновых игровых Xbox-центров — для четырнадцати баз, разбросанных по всему континенту. Каждая база «освоит» от семи до двадцати тысяч на оснащение специальной игровой комнаты: закупку мебели и самих приставок Xbox. Причиной открытия центров названа «насущная необходимость» военных именно в командных — да и вообще сетевых — игрищах cо своими коллегами с прочих европейских авиабаз; выбор же Xbox в качестве основной приставки предопределил ее онлайн-сервис — Xbox Live. Первым делом ловкие заведующие «рекреационными» направлениями планируют устроить матчи не на жизнь, а насмерть среди высшего командного состава, чтобы умаслить особо строгих полковников и «подсадить» их таким образом на «ящик»; далее в программе — полномасштабные турниры по популярным играм среди рядового состава. Только, разумеется, в свободное от службы время. Денег с военных брать не предполагается, а вот ограничения на длительность сеанса, несомненно, введут — из-за тривиальной нехватки приставок (уже сейчас ожидаются очереди в первые дни открытия нового вида досуга). Инициатива военных, очевидно вызванная желанием идти в ногу со временем, вызвала волну «спамообразного» недовольства: американские налогоплательщики возмущены «нецелевым» использованием их кровных денег. Мол, «нам и самим на Xbox не хватает, а тут еще эти вояки-лоботрясы…» — Н.Д. Всем спать! Власти Таиланда объявили о введении мер, направленных на борьбу с чрезмерным увлечением подростков компьютерными играми. Начиная с 15 июля, с 22:00 до 6:00 все игровые клубы будут закрыты. Такой же «комендантский час» ожидает и тайское киберпространство — национальные игровые Интернет-серверы полностью прекращают работу в указанное время. Согласно последнему отчету Министерства информатизации и связи Таиланда, «игрозависимость» подростков стала огромной проблемой. Нижний возрастной порог игроманов — семь лет. Среди последствий многочасовых бдений за экраном называются серьезные нарушения физического и психического здоровья, в том числе аутизм. В то же время полностью ночные бдения за компьютером запрещены не будут. Закрываться станут только специализированные игровые клубы, а обычные Интернет-кафе продолжат работать в прежнем режиме (равно как и зарубежные игровые серверы). Осенью правительство намерено подвести итоги и решить, стоит ли продлевать запрет. — Т.Б.
|