Война мегапикселов со здравым смыслом
 
22.07.2003
Сергей Блохнин


 
<< стр. 1
стр. 2

Для сравнения приведу некоторые технические параметры одной видеокамеры:
ОПТИКА
- Фокусное расстояние f=3,9–85,8 мм, 1:1,6–1:3,7.
- Трансфокатор х22 с переменной скоростью.
- Оптический стабилизатор изображения Vari-angle Prism.
- Диаметр светофильтра 46 мм.
ЭЛЕКТРОННАЯ ЧАСТЬ
- CCD 1/4 дюйма (470 тыс. пикселей, 440 тыс. эффективных).
- Минимальная освещенность 3 лк.
- Управление фокусом и экспозицией Advanced FlexiZone Control (3 скорости) — это означает, что можно выбирать фокус и экспозицию в конкретном месте кадра.
- Фокусировка автоматическая (TV-AF, TTL), по рамке системы FlexiZone, ручная.
- Макрофокусировка.
- Регулировка скорости затвора автоматическая и ручная (1/50–1/10000 с).
- Баланс белого автоматический (TTL, 64 зоны) или ручной.
- Видоискатель цветной, 0,7 дюйма, 180 тыс. пикселов.
ЗВУК
- Hi-Fi-стерео. Защита от шума ветра. Разъем для наушников. Разъем для внешнего микрофона.

Любитель видео, посмотрев на эти параметры, скажет: «Это же полупрофессиональная видеокамера!» и будет не прав. Приведенные характеристики относятся к аналоговой видеокамере Canon UC-X45Hi, которая выпускалась в 1997–98 гг. и стоила около 900 долларов. Хочу напомнить, что по большому счету аналоговая видеокамера отличается от цифровой только тем, что в последней видео просто оцифровывается, аппаратно сжимается и в цифре записывается на ленту. Качество же съемки цифровой видеокамерой зависит от тех же компонентов, что и в аналоговых камерах. Так вот, сейчас в продаже нет ни одной модели, которая стоила хотя бы $1000 и снимала в помещении не то чтобы лучше, а просто так же, как эта видеокамера, выпускавшаяся пять лет тому назад. Странно, не правда ли? Могу добавить, что знаю нескольких видеолюбителей, которые, имея современную цифровую видеокамеру, продолжают снимать в условиях освещенности, отличных от дневного света, на старую аналоговую камеру, а затем переводят аналог в цифру, используя цифровую видеокамеру как конвертор.


Прогнозы

К сожалению, прогнозы пока неутешительны. Нет никаких свидетельств исправления этой порочной тенденции. Рынок видеокамер монополизировали три фирмы — Sony, Panasonic и JVC (и «примкнувшие к ним» Hitachi и Sharp). Производители (разумеется, совершенно случайно) синхронно уменьшают размеры матриц и оптики, добавляют запись в MPEG4 (мне еще не встречался человек, которому это хоть раз пригодилось), по-стахановски наращивают количество пикселов в матрицах и т. д. и т. п. Исключение из правила составляет лишь Sony. Она упростила только свою флагманскую любительскую модель TRV900 в 2002 году, выпустив TRV940, и недавно приступила к «ухудшению» (то есть к удешевлению) своих младших моделей. Sony и раньше в маркетинговых программах делала акцент на технические подробности, используя множество звонких терминов, поэтому ей проще перейти к новой реальности. Отказ от кнопок и применение сенсорных экранов, которыми неудобно пользоваться при ярком свете, а также почти полная ликвидация ручных регулировок, определяют подход компании к максимальному снижению себестоимости продукции при сохранении, естественно, довольно высоких розничных цен.

В итоге по состоянию на середину 2003 года, даже обладая неограниченными финансовыми возможностями, вы не можете купить портативную цифровую видеокамеру с тем качеством съемки, которое легко обеспечивают современные технологии. Зато на рынке есть масса камер с большим количеством пикселов и небольшими матрицами, которые умеют записывать MPEG-4, напрямую выводить файл на принтер, быстро стартовать, сверкать встроенными вспышками, лампами подсветок, передавать видео без проводов и т. д. У этих замечательных камер есть всего два несущественных, с точки зрения производителей, недостатка, о которых и писать-то неудобно: высокая цена и низкое, порой просто немыслимо низкое качество съемки. Зато в остальном они действительно великолепны.

Казалось бы, что может быть проще — сделать видеокамеру с матрицей размером в 1/3 дюйма (гораздо большие матрицы имеют фотоаппараты даже за $600) и 415 тысяч пикселов с оптическим стабилизатором и без всяких возможностей записи в MPEG-4, карт памяти, беспроводной связью и т. п. с высоким качеством съемки, — но нет, даже за $1500 нам не предлагают ничего подобного. Производители прекрасно понимают, что делают, поскольку в сегменте полу- и профессиональных видеокамер все остается как есть, потому что обилие мегапикселов в матрицах, поддержка MPEG4 и прочие приблуды только раздражают специалистов.

Заключение

Разумеется, неизбежно возникают классические вопросы: как быть и что делать? Выход у нас с вами только один — не молчать, соблюдая непонятно кому нужный политес, а называть вещи своими именами. Толстые западные журналы (например, «Stuff») пока очень мягко, я бы сказал ласково, начали выражать недовольство сегодняшней ситуацией. Если же почитать российские журналы, то все хорошо и с каждым днем становится еще лучше. Термин «элитные» присваивается видеокамерам, качество съемки которых еще год-два назад тянуло бы на сегмент low-budget-рынка. К сожалению, подобные тенденции потихоньку проявляются и на рынке цифровых фотокамер, hi-fi- и hi-end-аппаратуры, и их замалчивание лишь придает производителям уверенность в том, что для потребителя «жажда — ничто, имидж — всё».  

Попытаемся представить, как будут выглядеть фрагменты из документации к цифровой видеокамере 2005 года с учетом нынешних тенденций. Это, конечно, шутка, но я уже сейчас боюсь прочитать нечто подобное в толстом томике User’s Manual.
«Поздравляем вас с покупкой новейшей видеокамеры модели SuperPuper FX2005. В этой модели собраны все достижения современной конструкторской мысли от лучших специалистов нашей компании, мирового лидера в производстве видеокамер. Специально разработанная для этой модели прецизионная шестимегапиксельная матрица размером в 1/16 дюйма обеспечивает беспрецедентно высокое качество изображения. С помощью нашей технологии CrystalClearShooting, даже если на небе появятся легкие облака в солнечный день, вы все равно сможете снять понравившиеся вам объекты. Разработанный специально для этой серии камер цифровой процессор, аппаратно реализующий алгоритмы фильтрации Blur (Размытие) и Sharp (Четкость), позволит Вам сделать потрясающую съемку даже в условиях, отличных от рекомендуемых. После обработки изображения нашим цифровым процессором при просмотре своего фильма вы легко распознаете те объекты, которые вы снимали, даже на телевизоре с маленьким (21”) экраном, причем вы сможете узнать не только своих детей, например, но и детей своих знакомых. Уникальный, специально созданный всемирно известной фирмой объектив диаметром 18 мм, обеспечивает кристально чистое изображение, свободное от шумов и артефактов. Шестимегапиксельная матрица также позволяет делать фотоснимки невиданного до сих пор для видеокамер качества*.

Как использовать видеокамеру

Наилучшие результаты съемки нашей видеокамерой Вы получите в летнее время в период с 9:00 до 18:00 и в зимнее время с 10:00 до 15:00. Конечно, обязательна солнечная погода и полное отсутствие облаков**. Если по каким-то причинам вы намерены снимать в помещении, то для получения приемлемого качества съемки требуется применять освещение из расчета 100 Вт (для ламп накаливания) на 1 м2 помещения, в котором будет происходить съемка.


* (назад)При соблюдении условий, изложенных в разделе «Как использовать видеокамеру».
** (назад) Качество съемки в иных условиях может быть хуже, и это не является дефектом данной видеокамеры, поскольку обуславливается особенностями погоды на вашей планете.



 
<< стр. 1
стр. 2

<<Баг в голове маркетолога
Все материалы номера
Блины по головке >>