Искусство быть честным
 
22.07.2003
Киви Берд


 
стр. 1
стр. 2 >>

«Все искусство государственного управления сводится лишь к одному искусству — быть честным», — говорил когда-то автор проекта Декларации независимости США и третий президент страны Томас Джефферсон. Слова, что ни говори, очень красивые, и нет ничего удивительного в том, что одним из важнейших национальных достояний США, да и вообще всей человеческой цивилизации, принято считать принципы народовластия и базовых гражданских свобод, заложенные когда-то Джефферсоном и его соратниками в основу американского государственного устройства.

Поразительно иное: как на этом благородном фундаменте сумел вырасти в корне иной образ типичного современного политика — лживого, продажного, лицемерного и корыстолюбивого. Впрочем, отцы-основатели США здесь скорее всего ни при чем, поскольку «политика как грязное дело» — явление интернациональное и распространенное повсеместно. Но зато именно в Америке есть еще люди, не только хорошо помнящие, но и пытающиеся возродить благородные заветы предков.

В пятницу 4 июля, явно в честь главного праздника страны, Дня независимости, два сотрудника исследовательского центра Media Lab Массачусетского технологического института «вручили» согражданам свой подарок — веб-сайт GIA (Government Information Awareness, или «Информационная осведомленность о правительстве»; opengov.media.mit.edu). Эта инициатива стала своеобразной реакцией той части общества, что крайне встревожена перспективами скорого развертывания мощной федеральной системы TIA, предназначенной для массовой слежки за гражданами США и иностранцами. Разработанная в Media Lab, система GIA позиционирована как «симметричный ответ на TIA». В качестве же главной задачи проекта его авторы называют создание единого, всеобъемлющего и простого в использовании хранилища информации о деятельности властей — конкретных людей, ведомств, организаций и корпораций, имеющих связи с правительством США. База данных, для начала засеянная информацией о более чем трех тысячах государственных деятелей, накапливает и сопоставляет сведения о правительственных программах, планах и политиках, почерпнутые из множества общедоступных онлайновых источников. Кроме того, один из основополагающих принципов функционирования GIA — предоставление возможности самим гражданам добавлять содержательную информацию по всем вопросам, связанным с деятельностью властей, обеспечив при этом право на анонимность. Одновременно и всем деятелям правительства предоставлена равная возможность принимать участие в данном процессе.

Хочу все знать

Весьма интересен контекст происходящего. В Соединенных Штатах, как и в большинстве развитых (предположительно демократических) стран, давно ширится разрыв между возможностями граждан по надзору за деятельностью правительства и возможностями государства по слежке за гражданами. Обычные люди имеют сегодня крайне ограниченный доступ к важным правительственным документам и плохо представляют, кто именно принимает ключевые решения и влияет на их принятие. При этом доступная гражданам информация зачастую оказывается весьма невнятной. С другой стороны, быстро нарастают устремления и средства государства по надзору за личной жизнью и деятельностью граждан.

У этого процесса нет четких национальных границ или отчетливого начала по времени, однако в США эти тенденции резко усилились после событий 11 сентября 2001 года. Ну а в качестве нагляднейшей иллюстрации происходящего может считаться объявленная в прошлом году программа федерального правительства TIA или «Тотальная информационная осведомленность» (Total Information Awareness, не так давно сменившая вывеску на менее пугающую публику Terrorist Information Awareness). Понимая причины тревоги людей, правительственные чиновники не раз заверяли общественность, что единственная цель TIA — выявление потенциальных террористов путем сравнения данных из множества государственных и частных инфохранилищ. Будучи сведенными вместе, эти данные могут указать на характерные поведенческие структуры-паттерны, свидетельствующие о террористических замыслах и деяниях. Однако многие правозащитники видят в TIA чрезвычайно навязчивую и мощную попытку мониторинга государства за частной жизнью граждан — начиная от расчетов по кредитной карточке или планирования поездок до посещения врачей и обращения за ветеринарной помощью.

В условиях, когда власти расширяют внутренний надзор и наращивают взаимодействие с частными институтами для доступа к персональным данным о населении, начинает расти и потенциал возможных злоупотреблений информацией. А значит, чрезвычайно важным становится обеспечение симметрии, то есть адекватный рост подотчетности правительственных структур перед своими гражданами. Совершенно очевидно, что если базовый принцип демократии — это «правительство, созданное народом, из народа и для народа», то важнейшим моментом является обеспечение общества инструментами, обеспечивающими надзор граждан за правительством. Причем затраты на это должны быть по крайней мере не меньшие, чем для инструментов, помогающих правительству следить за личной жизнью граждан.

От этих принципов и оттолкнулись сотрудники MIT Media Lab, создавшие GIA, — 26-летний аспирант МТИ Райан Маккинли (Ryan McKinley), разработавший основу системы в рамках своей магистерской диссертации, и его научный руководитель Кристофер Чиксентмихайи (Christopher Csikszentmihalyi), доцент группы Computing Culture в MIT Media Lab. Подытоживая суть затеянной работы, Райан Маккинли говорит о ней как о своего рода «гражданском разведывательном управлении», симметричном ответе ФБР и ЦРУ, предоставляющем народу инструменты и техсредства, аналогичные тем, что имеются у властей: «Наша цель — разработать технологию, которая позволит создать собственную разведслужбу, накапливающую, сортирующую и анализирующую информацию, собираемую народом о своем правительстве».

Реализация GIA

Итак, проект GIA — это комплекс программных средств, образующих для граждан некий инструментальный каркас всеобъемлющей базы данных о деятельности властей. Главный же «изюм» тут в том, что система построена на основе тех же самых идей, что и Total Information Awareness. Однако цель GIA прямо противоположна — позволить всякому рядовому гражданину проверить любое лицо в правительстве. Точно так же здесь имеется возможность просмотреть накопленные из разных источников данные, проследить последовательность событий, отыскать в информации скрытые специфические структуры, выстроить «профили риска». Информация об источниках финансирования парламентариев и политических кампаний, корпоративные, студенческие и религиозные связи — все данные подобного рода легко извлекаются из базы. Короче говоря, имеется возможность получить всю доступную о политике, чиновнике или влиятельном бизнесмене информацию для мотивации последующих действий.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Нужно ли разрешать патентовать идеи, алгоритмы?
Все материалы номера
Баг в голове маркетолога >>