Война мегапикселов со здравым смыслом
 
22.07.2003
Сергей Блохнин


 
стр. 1
стр. 2 >>

В последние полгода выбор цифровой видеокамеры превратился в серьезную проблему. Частая смена моделей, появление подозрительно дешевых 3CCD-видеокамер, растущее количество пикселов в матрицах и отклонение от устоявшегося порядка критериев оценки качества внесли сумятицу в ряды видеолюбителей. Надеюсь, эти заметки помогут прояснить ситуацию.

История

Цифровые видеокамеры завоевали популярность в середине 1999 года, когда серия Sony Digital 8 резко опустила ценовой порог для вхождения в мир цифрового видео. С той поры соотношение цена/качество перестало пугать ценителей «правильных» картинки и звука, появилось множество неплохих моделей за доступную цену, и переход с аналоговых видеокамер на цифровые приобрел массовые масштабы. Вплоть до конца 2002 года любитель видео, покупая видеокамеру, мог быть уверен, что, потратив 1800 долларов, он действительно получит качественный продукт, который с большим запасом подходит для любительских съемок практически в любых условиях. Не сомневался в разумном соотношении цена/качество и покупатель камер в ценовой нише до $1000. Это было замечательное время: если не решающий, то очень весомый голос в компаниях-производителях принадлежал техническим специалистам, знающим, как можно сделать качественный и относительно недорогой продукт. В многочисленных статьях в Интернете обсуждались достоинства и недостатки новых моделей, публиковалось множество сравнительных тестов, а прогресс был заметен невооруженным глазом. Казалось, еще чуть-чуть — и мощь современных технологий сделает доступной качество съемки, близкое к полупрофессиональной, совсем не за «профессиональные» деньги. Для этого были все основания: массовый выпуск цифровых фотоаппаратов повлек за собой удешевление одного из самых дорогих компонентов как фото-, так и видеокамер, — CCD-матриц. Выход на любительский рынок известных производителей оптики привел к снижению ее себестоимости.

Какими они были (или камеры, которые мы потеряли)

Чтобы не быть голословным, привожу краткую информацию о цифровых видеокамерах, выпуск которых прекращен.
Canon MV30i (цена перед снятием с производства $980):
- Размер матрицы 1/4 дюйма
- ПЗС на 450 тыс. пикселов, из них 420 тыс. эффективных
- Оптический стабилизатор изображения
- Режим съемки с прогрессивной разверткой с полной частотой 25 кадров в секунду
- RGB-фильтр
- Фокусное расстояние объектива 1.6
- Zoom оптический — 12
- Видоискатель — цветной, 0,44”, 113 тыс. пикселов
- ЖК-монитор — 3,5”, 200 тыс. пикселов
- Баланс белого — авто, ручная, предустановки
- Ручная регулировка фокуса — есть
- Ручная регулировка экспозиции — есть
- «Интеллигентная» площадка для подключения аксессуаров
- Все кнопки и органы управления находятся снаружи на корпусе камеры, что дает легкий и удобный доступ ко всем ручным режимам.
- Размеры — 68х87х148 мм
- Вес — 650 г
Sony DCR-TRV900, неофициальный «чемпион» по четкости среди любительских камер (цена на момент снятия с производства $1800). Выпускалась четыре (!) года, применялась и для профессиональных целей в DVCAM-варианте:
- 3 ПЗС на 380 тыс. пикселов каждый, размером 1/4 дюйма
- Оптический стабилизатор изображения
- Фокусное расстояние объектива — 1,6
- Zoom оптический — 12
- Видоискатель — цветной, 180 тыс. пикселов
- ЖК-монитор — 3,5”, 184 тыс. пикселов
- Встроенный фильтр нейтральной плотности (Neutral Density)
- Возможность установки приоритета затвора или приоритета диафрагмы.
- Возможность съемки с прогрессивной разверткой на скорости 15 кадров в секунду
- Ручные регулировки баланса белого, фокусировки, диафрагмы, коэффициента усиления, скорости затвора — 1/15…1/10 000
- Вес — 880 г
Краткая справка. Разрешение видео определяется ТВ-стандартом и для системы PAL соответствует 720х576, поэтому для камер с оптическим стабилизатором максимально необходимое количество пикселов не превышает 420 тысяч, для камер с электронным стабилизатором — не более 800 тысяч. Чувствительность камеры прямо пропорциональна площади каждого пиксела, поэтому чем больше размер матрицы и чем ближе количество пикселов к вышеуказанным значениям, тем лучше видеокамера снимает в условиях, отличных от идеальных.

Однако с начала 2002 года ситуация с цифровыми видеокамерами стала меняться. Тон в компаниях-производителях начали задавать маркетологи, считавшие, что потенциальных покупателей не следует соблазнять качеством съемки, поскольку его трудно оценить. Поэтому упор сделали на те параметры, значения которых должны бросаться в глаза даже абсолютно несведущим людям. И совершенно не важно, имеют ли эти параметры хоть какой-то практический смысл. Основная задача всех нововведений — подвигнуть людей на покупку, для чего все средства хороши. Что хорошо знает любой человек, мало-мальски интересующийся техникой и читающий вскользь статьи в глянцевых журналах?
- Чем больше пикселов, тем лучше и дороже устройство, независимо от того, фотокамера это или видео. Главное, что больше — лучше.
- Чем больше матриц, тем лучше и тем престижнее камера.
- Чем меньше камера, тем лучше.
- Хорошо, если камера поддерживает операции с MPEG-форматами, поскольку MPEG — это актуально, современно, перспективно и очень модно.
- Оптика с громким именем (Carl Zeiss, Leica Dicomar) — это очень хорошо и престижно, к тому же название производителя оптики обычно написано на корпусе камеры и видно окружающим.
- USB нужен и полезен — везде и всюду есть, поэтому и цифровая видеокамера должна быть с ним знакома не понаслышке.
- Запись в DVD-формате — прогрессивно, модно и опять же престижно.
Именно на этих параметрах маркетологи и сделали акцент, потребовав от технарей реализовать те возможности в видеокамерах, которые нужны для «ловли на крючок» потребителей, а не для создания технически грамотных продуктов. Под таким прессингом потеряли смысл даже те классические параметры, по которым много лет оценивали качество видеокамер. Например, наличие трех матриц всегда подразумевало высокое качество съемки, поскольку никому не приходило в голову, что можно уменьшить матрицы до неприличия, удешевить оптику, применить электронный стабилизатор и получить видеокамеру, которая гораздо дешевле хорошей одноматричной модели, да и качеством съемки ей уступает. При этом розничная цена не уменьшается пропорционально себестоимости, поэтому прибыльность растет и производители удовлетворенно потирают руки. Недовольны только любители видео, которые уже и не понимают, чему верить и на какие параметры видеокамеры опираться при покупке.

Чтобы понять, как сильно деградировал рынок цифровых видеокамер, достаточно сравнить эволюцию цифровых фотокамер и видеокамер. Видеокамера, купленная в 1999 году за $650, снимает не хуже, а в большинстве случаев даже лучше, чем видеокамера 2003 года за ту же цену. Если же сравнить качество снимков у современной цифровой фотокамеры и изготовленной в 1999 году (и стоящей те же $650), то качество первых намного выше независимо от производителя.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Баг в голове маркетолога
Все материалы номера
Блины по головке >>