Партия сказала "надо", Интернет ответил "есть"?
 
08.07.2003
Максим Петренчук


 
стр. 1
стр. 2 >>

Если верить социологам, то к Интернету в России подключено около десяти миллионов человек. Причем значительная часть этих потенциальных избирателей выборы обычно игнорирует и представляет собой лакомый кусочек, особенно для тех партий, которым важно пройти пресловутый пятипроцентный барьер на предстоящих выборах в Государственную Думу. Многие интернетчики интересуются политикой и доверяют Интернету больше, чем телеканалам, дискредитировавшим себя во время прошлых предвыборных кампаний. У Интернета такой возможности не было — на него просто не тратились. Поэтому у многих сетян складывается впечатление, что российские Интернет-ресурсы более объективны, чем радио- и телевещание. На самом деле, оценить политическую ангажированность популярных Интернет-сайтов можно будет лишь тогда, когда политики всерьез начнут рассматривать Интернет как средство воздействия на электорат, а этого пока не произошло.

Тем не менее, крупные политические партии в Интернете представлены и ведут себя достаточно активно. Объясняется это в первую очередь тем, что для вхождения в Сеть требуются относительно скромные суммы. На создание приличного сайта нужно порядка трех тысяч долларов, да еще столько же придется выкладывать на оплату трафика и зарплату работникам. Для партий не такие уж великие деньги — газеты и ТВ требуют куда больших зарплат. Поэтому на создание визиток обычно никто не скупится. В конце концов, на них можно выложить программные документы, способные заинтересовать потенциального избирателя.

Кроме того, партийный сайт зачастую рассматривается его создателями как «окно в Европу». Трудно сказать, насколько интересны российские партии иностранцам, но праволиберальные партии — «Яблоко» и СПС — создали англоязычные версии своих сайтов. Мало ли, вдруг поможет?

Интересно, что активно продвигать себя в Интернете начала КПРФ. В этом году с подачи Ильи Пономарева она наняла Ярослава Грекова («Моська Рунета»), автора скандального сайта ricn.ru. Надо сказать, что Греков подошел к поставленным партией задачам нетривиально. Одним из нововведений kprf.ru стал блог, в котором публикуются ссылки на интересные статьи, анекдоты, шутки, карикатуры, ролики, так или иначе относящиеся к политике. Эффективность подобного подхода оценке не поддается, однако посещаемость сайта КПРФ наверняка увеличилась — причем за счет людей с неопределенной политической позицией. Если вспомнить, что совсем недавно сайт КПРФ представлял собой наглядную иллюстрацию того, как не надо делать сайты, ход очень удачный, — хотя и нет уверенности, что экзерсисы «Моськи» хоть как-то помогут КПРФ на предстоящих выборах.

Наравне с сайтами партии появляются и сайты отдельных политиков. Иногда это делается в рамках партийных ресурсов (как в случае с Жириновским), но частенько лидеры формально выносят свои Интернет-представительства на отдельные домены.

Еще одна интересная деталь: партии, чья программа противоречит государственной идеологии, куда больше развивают свои Интернет-проекты, чем «государственная партия». Для подтверждения этого тезиса достаточно зайти на сайты СПС, КПРФ, «Яблока» и сравнить их с сайтом «Единая Россия». Это, вероятно, вызвано тем, что доступ к привычным медиаресурсам — телевидению и радио — у этих партий гораздо скромнее, чем у «Единой России».

Кроме доступности, у Интернета есть еще одно значительное отличие от традиционных СМИ — анонимность. В полной мере российские политтехнологи осознали это еще пять лет назад, когда в Рунете появился первый заметный проект с публикациями, компрометирующими политических деятелей, — «Коготь». То ли в силу неопытности создателей, то ли из соображений самосохранения, но проект этот никак не рекламировался. Что не помешало ему посмертно обрести невероятную популярность. Несмотря на полное отсутствие рекламы, «Коготь» был замечен спецслужбами и просуществовал всего один день, однако за этот день на нем побывало несколько человек, которые предвидели подобное развитие событий и заботливо сохранили весь контент «Когтя» на своих жестких дисках. И через некоторое время появилось несколько посмертных зеркал «Когтя» — на сей раз уже на зарубежных серверах, до которых нашим правоохранительным органам добраться куда труднее.

Успех «Когтя» — а несмотря на противодействие со стороны спецслужб и арест создателей сайта или тех, кого удобно считать таковыми, — воодушевил политтехнологов. Клоны плодились как грибы после дождя. Появились даже ресурсы, специализирующиеся на публикации компромата. Рецепты составления компрометирующих публикаций у них классические: иногда выкладываются утечки, иногда компромат придумывается от и до, а иногда, правда смешивается с ложью, и в расшифровку реальных телефонных разговоров вставляются фразы, которых собеседники не произносили. Однако благодаря относительной анонимности Интернета владельцы таких ресурсов ведут себя значительно смелее, чем, допустим, владельцы газет и журналов. Более того, зачастую Сеть используется как источник информации (хотя достоверность данных, мягко говоря, оставляет желать лучшего). Даже если у журналиста есть собственные источники, ему никогда не помешает предварительная публикация в Интернете, на которую можно сослаться при возникновении каких-то проблем. Именно так — по слухам, опять же — задумывался почивший ныне в бозе сайт «Слухи.ру» (www. rumours.ru), сайт-алиби.

Как ни странно, но «черный пиар» в Интернете, наверное, самая развитая на сегодняшний день политическая технология. Убедить потенциального избирателя голосовать «против» гораздо труднее, чем убедить человека, которому лень дойти до избирательного участка, все-таки добраться до него и отдать свой гражданский долг. Дошло до того, что в Интернете появляются материалы, которые гораздо уместнее были бы в другом формате, — так, знаменитая пленка, где Жириновский дает жару ковбою Бушу, появилась сначала в Сети, и даже была ретранслирована с Интернет-качеством по ТВ, и только позднее обнаружился оригинал той же записи.

Еще одна возможность опорочить депутата — разослать спам от его имени. Наверное, нет лучше способа внушить неприязнь к политическому лидеру или партии. В этом году уже приходил абсурдный спам от «Единой России», Оксаны Дмитриевой накануне выборов в ЗАКС Санкт-Петербурга и Сергея Митрохина, депутата Государственной Думы от «Яблока». При этом содержание спама может быть правдоподобным, но интернетчиков раздражает сам факт получения спама. «Рассыльщики поневоле», разумеется, все отрицают, хотя некоторые региональные представители «Единой России», получив спам из Москвы, ничуть не удивились и приняли к исполнению. Правда, это, скорее, характеризует уровень их знакомства с Интернетом.


 
стр. 1
стр. 2 >>

<<Кому интересен российский хайтек на международном рынке?
Все материалы номера
Интернет как арена политического протеста >>